Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология без соплей

  Все выпуски  

#19 Беспокойство о завтрашнем дне



#19 Беспокойство о завтрашнем дне
2013-10-22 12:12 Олег Сатов

Запись из раздела: МозгоFAQ — вопросы и ответы


180948249.pngВопрос: Олег, как вы думаете, стоит ли отказываться от чего-то достаточно важного сегодня — например, от отношений, работы, друзей — ради осуществления мечты в будущем?

Ответ: Как обычно, неправильный вопрос ведет к неправильным рассуждениям. Даже если отложить в сторону некоторые сомнения по поводу того, способен ли человек к произвольным решениям, и другое сомнение по поводу того, может ли человек достоверно определить, что важно, а что нет, остается еще одна тонкость — способен ли в действительности человек волноваться о чем-то кроме дня сегодняшнего?

Ситуация здесь похожа на ту, что рассматривалась в предыдущем вопросе об изменении своей жизни. Там речь шла о том, что мы всегда следуем более глубоким своим желаниям, даже когда на поверхности сознания обнаруживаем желание противоположной направленности. Если в глубине души мы хотим сейчас лежать на диване, то никакие рассуждения и попытки заставить себя с него встать никогда не приведут ни к чему, кроме усиления внутреннего раздрая.

Так вот, если внимательно посмотреть на эти глубинные желания, которые определяют наше настоящее поведение, обнаружится, что все они сосредоточены на том, чтобы хорошо было сейчас, а не когда-нибудь потом. Если в наших глубоких желаниях и есть какая-то долгосрочная стратегия, то она либо не очевидна, либо попросту недоступна для нашего рассудка.

На уровне Самости, нас не волнует никакое светлое или темное будущее. Все возникающие у нас мотивы намертво привязаны к сегодняшнему дню, потому что с точки зрения Самости, никакого завтра просто не существует. Будущего нет. Оно возникает только в мыслях и идеях, так очаровывающих личность, что для нее завтрашний день со всеми его воображаемыми тяготами и радостями начинает казаться таким же реальным, как и день сегодняшний. А вот Самость этому очарованию не поддается. Для нее будущее — это фикция, абстракция, идея, не имеющая сущности и не заслуживающая внимания.

То, что не соприкасается с органами чувств, в психологическом смысле не существует. Личность же искренне покупается на «прикосновение мыслей» — боится их, радуется им, заботится о них, как если бы они были реальны. Фиктивное эго, беспокоится о фиктивной реальности, и из этих своих страхов задает вопрос, стоит ли отказываться от чего-то важного сегодня, ради призрачного завтра.

Стоит или не стоит — бессмысленный вопрос. Никогда ни один человек на свете не выходил за рамки своих сиюминутных интересов, потому что никаких других интересов на самом деле и не существует. Есть только иллюзия их наличия и тревоги, возникающие на ее почве.

В конце концов, Библию не идиоты писали: «Так что не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе, достаточно для сего дня и своих хлопот».

Все мы живем сегодняшним днем. И как бы мы не восхваляли дальновидность муравья из известной басни, все мы в сущности — стрекозы, беспокоящиеся только о том, чтобы хорошо и весело было именно сейчас, а не когда-нибудь потом. И муравей тот тоже не «муравей»: его забота о завтрашнем дне — самообман. Его отличие от стрекозы только в том, что он сегодня развлекается работой, а стрекоза сегодня работает над развлечениями. Никакой разницы. И весь нравственный посыл этой басни — лишь путь к неврозу.

Для ясности: вопрос о том, стоит ли жертвовать сегодняшним днем ради каких-то будущих свершений, бессмыслен. Во-первых, выбор мы совершаем скорее интуитивно, чем разумно, поэтому обдумывание всех «за» и «против» — пустая трата сил и времени. Во-вторых, мы не можем достоверно знать, что важнее и правильнее — сегодняшние ценности или завтрашние. В-третьих, что бы ни выбрала интуиция или Самость, ее целью будет сделать так, чтобы хорошо было прямо сейчас, даже если личность при этом визжит, от страха просчитывая возможные последствия.

Мы не способны на разумные произвольные поступки — мы всего лишь пыль на ветру, поддавшаяся иллюзии, что это она своим вращением создает ветер.

Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ.

Понравилась эта статья?





В избранное