Получилось так, что в первой части я ответил не совсем на тот вопрос, который был задан. Павел говорил не совсем о нравственном идеализме, а больше о своих взглядах на социальные и общечеловеческие законы и ценности. Поэтому, расширим тему и поговорим о нашей «несовершенной» реальности.
…Если тебе не нравится окружающая действительность — измени себя. Не нравится индустрия моды? Одевайся так, как захочешь ты. Не нравится офисная культура? Не работай в офисе. Не по нраву дерьмо которое крутят по телевизору? Не смотри телевизор.
А еще можно уехать подальше от цивилизации.
Но как быть если практически все уединенные местечки на этой планете коснулась лапа цивилизованности? К необитаемым островам прибивает пластиковые бутылки, в девственных лесах все дрожит от приближающихся с гигантской скоростью лесорубов, и над любыми просторами летают самолеты выдавливая из себя тонны го… продуктов сгорания.
Кто гарантирует, что если я уеду жить в Северную Корею, или иран через год или два не придет дядя Сэм и не начнет войну? В которой сгорит моё имущество, мои родные и я?…
Павел
Это только один из способов смотреть на сложившуюся ситуацию. Да, наше общество и в целом человечество устроены так, как устроены. И с индивидуальной точки зрения может показаться, что все очень плохо. Но почему это должно вызывать душевные страдания или возмущения?
Заяц, живущий в первобытном, лесу не станет жаловаться на волка, который хочет его поймать, убить и съесть. И даже человек, попав в лес, не обидится на медведя, когда тот на него нападет. Без обид. Надо просто выживать.
Так почему к другим людям совершенно иные требования? Почему люди должны отличаться от зверей? Потому что нас научили, что люди хорошие и нравственные? Потому что люди разумные, а всякий разумный «должен понимать, что…» Так?
Общество и люди в нем — такие же животные, которые стремятся к выживанию и комфорту. Наш лес — наши города. Здесь совершенно другие законы, чем в лесу, но принцип тот же — хищники охотятся, травоядные — прячутся.
Какой смысл тратить душевные силы на то, чтобы переживать из-за естественных опасностей этого мира. Это позиция травоядного, жалующегося на хищника. «Хочу быть, как они, но не могу… а поэтому буду их осуждать».
Это так же бессмысленно, как если бы заяц пытался собрать совет зверей и поставить под вопрос волчье право на пожирание зайцев. Абсурд. Так устроена природа. И на первом же собрании этого зайца съедят и будут рады. Вместо этого зайцу следовало бы думать о том, как получше укрыть от волков свою нору, как научиться получше путать следы и так далее.
Жизнь — это не проблема. Это задача, которую нужно ежечасно решать. Рассуждения о том, что условия задачи никуда не годятся, не принимаются. Хочешь — живи, не хочешь — тоже варианты есть.
…Можно попытаться жизнь и правила изменить. Да, но какой от этого прок? Потратить всю свою жизнь на то, чтобы изменить жизнь… А жить-то когда?
Или вдруг не построят мусоросжигающий завод в ста метрах от моего дома? Почему я должен быстрее срока умереть только потому, что кто-то там посчитал невыгодным выносить его за город?
Какого черта они лезут в мою жизнь? Какого черта я должен соглашаться с правилами общества в котором важно что бы трусы (костюм, машина) которые ты носишь были с правильной надписью? Почему я должен играть по таким правилам?…
Павел
Конечно же, никто никому ничего не должен. Точно так же, как хищники не должны интересоваться мнением травоядного о том, хочет ли он видеть помойку под окнами.
Законы о свободе и правах человека — это и так огромная уступка хищников. Попытка сохранить баланс там, где интересы человечества в целом куда важнее интересов отдельных хищников и травоядных.
Мир существует уже тысячи лет. Почему получается так, что большинство живет и не ропщет? Почему некоторые принимают свою судьбу как есть, некоторые пытаются ее изменить, а некоторые встают в оскорбленную позу и хотят, чтобы мир сам изменился ради них?
Люди разные. Каждый выживает, как умеет, а тем, кто не умеет, стоит поучиться. Бессмысленно жаловаться на несовершенное устройство жизни. Жизнь от этого не изменится, легче жить от этого не станет, а душевные страдания только увеличатся.
Проблема не в том что мир плох сам по себе. Проблема в том, что он не соответствует идеальным представлениям о нем. И самое плохое, что это несоответствие никак не укладывается в отдельной голове. В первом ответе уже упоминалась гордыня. Так вот, это она и есть — вера в собственную правду, наперекор всем фактам. «Я прав, значит, остальные
не правы» — это очень ущербная и опасная логика.
Поэтому речь и была о том, что нужно пересмотреть свои идеалистичные представления о жизни и привести их в соответствие с реальностью. Перестать мечтать о том, что мир мог бы быть другим, и начать учиться выживать в том мире, который нам дан.
Нет смысла уезжать в лес. Нет смысла лезть на баррикады. Надо учиться выживать. — Тренировать новые навыки, учиться защищаться, учиться нападать, учиться прятаться и учиться догонять. Жизнь никогда не будет другой. Хватит жаловаться — живите уже!
…Что значит искать свою собственную правду? А если моя правда пересекается с «правилами» общества? Получается, что это идеал и я должен искать другую правду?
Моя правда в том, что люди не должны убивать людей. Моя правда в том, что дети не должны голодать и платить за ошибки своих родителей.
Моя правда в том, что не должны люди ставить выгоду вперед вреда окружению.
Чем эта правда отличается от идеала? Или это не правда? А как же тысячу раз хваленая Декларация Прав Человека? Там что, по другому написано?…
Павел
Еще раз обращаю внимание, что не нужно высасывать «правду» из пальца. Правда — это окружающий мир, такой, какой он есть. Если застревать в своих фантазиях о том, как все могло бы быть, как раз и получается тот душевный раскол, который отравляет вам жизнь.
Вы никому ничего не должны. Но, ведь, и вам никто ничего не должен. С какой стати, ваши интересы и пожелания должны учитываться? Потому что «Декларация» обещает право голоса? Окей, ваш голос — «против». Но это один голос из миллионов. Его учли. Что дальше?
Ваша жизнь не изменится от того, что вы ей недовольны. Не обманывайте себя.