Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели июля 2014. Апрельские выпуски рассылки "Интерпретация проективных тестов" анонсировали семинар "Жизнь после травмы" и давали материалы раздела "По гамбургскому счёту" из этого семинара. В мае 2014 года рассылка "Интерпретация проективных тестов" вернулась в учебный график, мы раздел за разделом прочтём статью "Психодиагностика и жизнь".

Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Статья рассказывает о современных зарубежных разработках в сфере психологической диагностики: психодинамическом диагностическом руководстве PDM и операционализированной психодинамической диагностике OPD-2. В работе излагаются диагностические схемы внутреннего мира здорового человека, уязвимого человека и абъюзера, полезные для практики и прогноза в работе психолога. Уделяется значительное внимание практической отечественной психодиагностике. Статья критически рассматривает методологию психодиагностического знания, имеющуюся на сегодняшний день, обсуждает механизмы и движущие силы, которые могут определять наблюдаемые факты. Автор вводит в психодиагностику понятие конфликта лояльностей, говорит о семейном подсознании и предлагает применение уровневого подхода к психодиагностическом знанию.

Ключевые слова: психодиагностика, PDM, OPD-2, конфликт лояльностей, семейное подсознание

Текст статьи официально опубликован онлайн:  

Бермант-Полякова О. В. Психодиагностика и жизнь // Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 54461. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54461.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

"Сондианская ересь"

Четвёртый уровень (много прямых) – представление о мотивационно-потребностной сфере, объясняющее, почему люди разных характеров и разных внутренних миров выбирают для себя ту или иную деятельность в качестве профессии или хобби. Приоритет в исследованиях в данном направлении принадлежит Л. Сонди. Он рассматривал взаимоотношения восьми бессознательных влечений, которые называю гомосексуальность, садизм, эпилепсия, истерия, кататония, паранойя, депрессия, мания в нескольких вариантах их проявления: в браке, в профессии, в болезни, в способе ухода из жизни [24]. Л.Н. Собчик, опираясь на экспериментально доказанную Л. Сонди связь ведущих влечений как с генетически обусловленными факторами, так и с социальными аспектами, которые проявляются в выборе профессии и стиле общественной деятельности, провела собственные авторские исследования, на основе которых предложила модифицированный вариант теста и его интерпретации [23].

Развивая судьбоаналитические идеи, Л.Н. Собчик соотнесла бессознательные влечения с индивидуально-личностными свойствами [23]. J.G. Borg подробно охарактеризовал шестнадцать состояний и предложил единую систему интерпретации для тестов Сонди и теста Люшера [30]. Г. Гарднер, автор теории множественного интеллекта, пришёл к выводу о существовании восьми факторов. Внутриличностный, вербально-лингвистический, телесно-кинестетический, визуально-пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, межличностный интеллект представлены в каждом человеке с разной мощью, наиболее сильный определяет профессию [14].

Профессиональные интересы Л. Сонди лежали в области психиатрии, его лексикон перегружен психопатологией, а идеи многоосевой диагностики опередили время. С глубоким уважением относясь к монументальной работе по сбору фактов и описанию феноменологии, проделанной в сондиане, автор подверг пересмотру механистическое объяснение "переполнения и разрядки влечений" и сделал акцент на семейном подсознании  как генеральном факторе мотивационно-потребностной сферы. Психодиагностическая модель имеет хорошие прогностические возможности и названа нами "сондианская ересь". Данная модель относится к четвёртому уровню сложности, она увязывает воедино разные что, как, где и почему делают люди, а ответ на вопросы для чего и зачем даёт один: для получения удовольствия.

Влечение, тяга, желание, порыв, драйв, потребность, нужда, фактор выступают далее как синонимы. Л. Сонди сумел систематизировать безотчётные порывы действовать и описал восемь осей, по которым они организованы [24]. J.G. Borg тщательно прописал шестнадцать полюсов каждой оси как умонастроение человека [30]. Изложение свойств для каждого умонастроения не является нашей задачей, поскольку профессиональный читатель хорошо знаком с содержанием h, s, e, hy, k, p, d, m. По мнению автора, делая то, что хотят, люди получают удовольствие, и влечения каждого человека можно разделить на работающие и молчащие. Радость жизни и полнота самореализации соотносится с работой всех восьми порывов, чувство недовольства своей жизнью с одним или двумя молчащими факторами, затруднения в адаптации с тремя. Семья представляет собой форму устройства жизни, организованную стремлением дополнить себя до целого и тем самым с удовольствием прожить все драйвы.  

Потребность это когнитивно-эмоционально-смысловое единство, умонастроение, которое можно сравнить с жидкостью внутри сосуда.  Ею можно распорядиться пятью разными способами, по аналогии с сосудом - можно держать в своих руках, можно перелить в другую ёмкость, и она примет другую форму, можно передать сосуд другому человеку, можно выплеснуть на землю, и человеку будет легче держать сосуд. Можно вылить жидкость на себя. Любое из восьми влечений можно прожить пятью разными способами: непосредственно делать то, что хочется, на досуге; делать для других за деньги, и сублимировать порыв в труде;  сложить "мы" с человеком, который делает то, к чему влечёт, стать  сопричастным удовлетворению через идентификацию с другим, или прожить состояние аффекта, "эмоциональный выплеск". Оставьте человека без дела, без любви, без друзей, – и он заболеет.

Потребность может быть опредмеченной по-разному. Для воплощения порывов существуют пять разных сфер, физических и представляемых. Это мир фантазий и мечтаний о себе, мир тела, мир дома и подворья, земной простор, где можно идти "куда глаза глядят" и культурный простор,  досягаемый мысленно: мир истории, культуры, политики, науки, художественной культуры, религии и веры.

Разные влечения могут быть прожиты разными способами в разных сферах. Л. Сонди считал, что каждый человек сам выбирает свою судьбу, потому что сам решает, что ему делать, с кем дружить и кого любить, сам выбирает профессию и хобби и способ приложения своих сил [24]. "Сондианская ересь" связывает внутренний мир человека с его социальностью через гипотезу о "семейном подсознании" как потенциале. Люди желают реализовать себя полностью, при этом возникает альтернативность – усиленная работа в одном влечении отнимает силу у другого. Стремление быть "мы" позволяет прожить молчащие влечения  через идентификацию с другим человеком и тем самым развернуть вовне свой потенциал.

Продолжение в следующем выпуске. 



Наверх

В избранное