Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск первой недели июля 2014. Апрельские выпуски рассылки "Интерпретация проективных тестов" анонсировали семинар "Жизнь после травмы" и давали материалы раздела "По гамбургскому счёту" из этого семинара. В мае 2014 года рассылка "Интерпретация проективных тестов" вернулась в учебный график, мы раздел за разделом прочтём статью "Психодиагностика и жизнь".

Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Статья рассказывает о современных зарубежных разработках в сфере психологической диагностики: психодинамическом диагностическом руководстве PDM и операционализированной психодинамической диагностике OPD-2. В работе излагаются диагностические схемы внутреннего мира здорового человека, уязвимого человека и абъюзера, полезные для практики и прогноза в работе психолога. Уделяется значительное внимание практической отечественной психодиагностике. Статья критически рассматривает методологию психодиагностического знания, имеющуюся на сегодняшний день, обсуждает механизмы и движущие силы, которые могут определять наблюдаемые факты. Автор вводит в психодиагностику понятие конфликта лояльностей, говорит о семейном подсознании и предлагает применение уровневого подхода к психодиагностическом знанию.

Ключевые слова: психодиагностика, PDM, OPD-2, конфликт лояльностей, семейное подсознание

Текст статьи официально опубликован онлайн:  

Бермант-Полякова О. В. Психодиагностика и жизнь // Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 54461. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54461.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Начальные уровни психодиагностики

В полном соответствии с открытием Д. Канемана и А. Тверски [32], удостоенным Нобелевской премии в 2002 году, в ситуации непределённости относительно другого человека участники сообщества ру_психолог не обращаются к научному доказательному знанию, а выносят интуитивные суждения. Это знание является гуманитарным, поскольку подтверждается социальной верификацией, интуитивные суждения удостоверяются или не удостоверяются личным опытом [27]. Подтверждённое знание существует в массовом сознании в виде прецедентных текстов и ментефактов [7].

Первый уровень психодиагностических знаний (соответствующий точке на листе) – это представление о том, что у людей бывают индивидуальные особенности, которые складываются в характер. В современном русскоязычном пространстве, судя по материалам обсуждений в сообществе ру_психолог, прецедентными текстами данного уровня являются книги В.Л. Леви [17], М.Е. Бурно [11], А.П. Егидеса [15]. В профессиональных кругах психологический паспорт школьника и психодинамическое диагностическое руководство PDM [33] представляют собой наборы признаков и относятся к первому уровню психодиагностических знаний.

Второй уровень (много точек) – это представление о том, что в каждом человеке есть разные паттерны характера, и обычно один или два выражены сильнее других, и в зависимости от ситуации проявляются разные паттерны. В современном русскоязычном пространстве прецедентными текстами данного уровня являются книги В.В. Пономаренко [21].

В.В. Пономаренко дал описание эмотивного, эпилептоидного, истероидного,  тревожного, шизоидного, паранойяльного, гипертимного радикалов через легко наблюдаемые особенности поведения и связал их с особенностями мыслительных и эмоциональных процессов [21]. В.П. Белянин в научном исследовании внутренних миров автора и читателя средствами психосемантического анализа выделил и описал эмоционально-смысловые доминанты "светлого" паранояльного текста, "тёмного" эпилептоидного текста, "весёлого" гипоманиакального текста, "печального" депрессивного текста, "красивого" истероидного текста и "сложного" шизоидного текста и "смешанные" тексты как проявление сочетаний типологических черт личности. В серии экспериментов он показал, что испытуемые положительно оценивают аннотации текстов, эмоционально-смысловая детерминанта которых соответствует их личностной доминанте [4].

В.П. Белянин исследовал особенности речи и хронотоп  (категории времени и пространства) для каждого из типов. Он  показал, что в "светлом" тексте действие не ограничено временем, оно предстаёт во всей своей реальной бесконечности, "космогоничности". Дела и помыслы героя "активного" текста устремлены в будущее. В "печальных" настоящее противопоставляется прошлому, будущего в них нет. В "весёлых" текстах время очень насыщенно: в условную единицу художественного времени одновременно в разных местах может происходить несколько разных событий, а в "сложных" текстах время или отсутствует (например, в утопии), или смещается, прерывается, движется в разных направлениях и с разными скоростями. Отмечается также, что герой "активного" текста, как правило, действует в расширяющемся пространстве, распространяя свои идеи на всё большую территорию. С лёгкостью перемещается в пространстве, - путешествует, - герой "весёлого" текста. В "тёмных" же текстах, напротив, все действия происходят в замкнутом пространстве, которое должно сужаться вокруг героя [4].

Профессиональная диагностика пограничной аномальной личности ПАЛ [9] описывает взаимоотношение психофизиологии, психологических черт и делинквентного поведения и может быть отнесена по уровню сложности к второму уровню. Там же располагается и ОПД-2 [20], которая даёт наборы признаков, соотнесённые с повторяемостью в мире переживаний (как внутренний конфликт) и мире межличностных отношений (как компенсация структурной уязвимости), не включая в рассмотрение мотивационную, социальную, временную, смысловую и культурную динамику.  

Третий уровень знаний (прямая) – представление о просоциальном поведении "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" или антисоциальном "умри ты сегодня, а я завтра", о правилах общежития с другими людьми. Это опыт социализации, увязывающий воедино самообладание, здравомыслие и совесть, которые в психодинамической традиции носят название импульс-контроля, способности адекватно оценивать реальность и зрелости супер-эго. Примером психодиагностических знаний третьего уровня, обладающих прогностическим потенциалом, могут быть рабочие схемы внутреннего мира психологически здорового человека, уязвимого и абъюзера, сформулированные автором. Теоретическая модель типологии внутренних миров, которую предложил Ф.Е. Василюк [13], также относится к третьему уровню.

Продолжение в следующем выпуске. 



Наверх

В избранное