Осенне-зимний семестр 2013 посвящён критике теории привязанности. Я оформила свои мысли в эссе "Горькая правда о привязанности" и публикую его под копирайтом.
Юность и зрелость – время, когда усложняется жизненный мир человека, и вопрос "к кому и к чему" быть привязанным, имеет больше одного ответа.
Мир бессловесного ребёнка целиком и полностью создан мамой, Мир подрощенного ребёнка создают две сферы: мама и домочадцы, Мир рослого ребёнка создают пять сфер: мама, домочадцы, друзья, любовь, хобби, Мир взрослого человека создают девять сфер: мама, домочадцы, друзья, любовь, хобби,
профессия, родной край, дети, сам у себя.
С точки зрения внешнего наблюдателя, люди рождаются полуметровыми и достигают высоты в полтора-два метра. Психика полуметрового ребёнка «бессловесная», подрощенные дети имеют речь, рослые дети умеют договариваться с другими людьми, взрослые умеют сами позаботиться о себе. В психологической науке споры о хронологических границах того или иного периода развития ведутся десятилетиями, я намеренно употребляю слова-эмблемы бессловесный, подрощенный, рослый, взрослый.
Мною движет надежда, что читатель уже постиг горькую правду: паспортный возраст старше 18 лет не гарантирует овладение даром красноречия, искусством компромисса и умением самому позаботиться о себе.
Мы живём в эпоху формирующей доктрины. Идея формирования имеет здравое зерно: ребёнку нужно пятнадцать лет жизни, чтобы войти в большой мир (социум), и за это время он сначала из младенца становится дошкольником, потом школьником и полноправным, с точки зрения закона, взрослым. Современная культура предписывает
родителям формировать безопасную привязанность к матери, - она тихая пристань и надёжная гавань, где можно восстановить себя после бурь и невзгод, потрепавших человека в житейском море, отвлекая внимание родителей от вопроса, какой характер формировать? В соответствии с каким идеалом трудиться пятнадцать лет? Деятеля или созерцателя? Одиночку или командного игрока? Галантного кавалера или сурового викинга? Хорошего семьянина или свободного художника? С кого делать жизнь ребёнку, кто образец?
Идеалы
переменчивы, в России за полтора века перешли от патриотического "За веру, царя и отечество!" к интернационалу и моральному кодексу строителя коммунизма и коллективизму, затем к индивидуализму - новому политическому мышлению и правам человека, сейчас к великой России и правам семьи.
Социальная практика, формирующая идеального человека, тоже изменяется: в дворянской семье ребёнок был на попечении нянек и гувернанток, задачу формировать безопасную привязанность к неработающей светской даме
общество не ставило. Формируют человека чести. В советской семье ребёнок был на попечении работников яслей, детских садов, школ и пионерских лагерей, задачу сформировать безопасную привязанность к работающей советской маме общество не ставило. Формируют строителя коммунизма. В семье на рубеже двадцатого и двадцать первого веков на ребёнка возлагаются мессианские упования сокрушённых родителей: он, индиго, необыкновенными талантами удивит весь мир. Формируют "выездного в капстраны".
Поколение детей "школы раннего развития" выросло в "дженерейшн си", поколение коммуникации, от английского Сommunication. Они числят друзьями Вконтакте и на Фейсбуке в рутинном порядке 600-1000 человек (если вы освоили социальные сети и в друзьях у вас 20-60
человек, вы относитесь к поколению сокрушённых родителей). По факту они ездят по миру гораздо активнее, чем их родители, - в том числе и в "страны капиталистического лагеря", идеальный мир в представлениях советских людей.
В семье двадцать первого века мессианские упования возлагаются на мать: она одновременно сформирует безопасную привязанность, воздвигнет родительский дом - начало начал, проявит себя как блестящая неработающая светская дама и добьётся успеха в карьере, как трудящаяся советская
мама. Формируют – вы сами знаете кого, правда?
Раз уж заговорили о социальной практике и об общественном сознании, обычно называют шесть его форм: искусство, наука, мораль, право, религия, идеология. Они всегда тесно связаны с общественными отношениями (экономика, политика, культура) определённого типа. Люди замечают за собой, что являются носителями общественного сознания и размышляют о культурно-исторической специфике и об общих вопросах устройства сознания в русле искусствоведения, науковедения,
религиоведения, политологии, социологии, культурологии, эстетики, этики, философии. Все эти предметы исключены из программы общеобразовательной школы, заметим к слову. Наблюдать, как идеалы менялись от эпохи к эпохе и от страны к стране, и размышлять на темы идеалов, в годы формирования характера и взглядов сейчас не принято. Только привязанность, только "как", никакого "кто, что" и "для чего".
В жизни каждого человека есть рубеж, когда он становится из "не замечающего
и не размышляющего" другим, становится человеком, которому интересно происходящее вокруг него, в том числе в общественном сознании, - и горькая правда заключается в том, что внутренняя перемена в нём является неожиданностью для домочадцев, вызывает недоумение или недовольство. Желание подсластить горечь направляет человека на поиски единомышленников.
Читаете ли вы блоги и сообщества в ЖЖ, посвящённые искусству, науке, религии, идеологии, воспитанию, экономике, политике, культуре? Какие именно?