Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели февраля 2013 года.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог. Из диалогов с ними мне стало известно о том, что идёт подготовка к принятию Федерального Закона, который урегулирует психологическую деятельность, и я посвятила несколько недель тому, чтобы подготовить свой проект ФЗ, современный и учитывающий международный опыт регулирования работы психолога.
Вы получите двенадцать выпусков рассылки «Интерпретация проективных тестов» подряд, в них глава за главой будет опубликован ПРОЕКТ Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» в редакции О.В. Бермант-Поляковой, после чего вернусь к публикации цикла эссе в обычном графике выпусков раз в неделю. Я надеюсь, что проект Федерального Закона послужит делу улучшения психологической помощи в стране, гражданкой которой я являюсь.

© Бермант-Полякова О.В., 2013

П Р О Е К Т
Редакция 13 января 2013 года
Федеральный закон Российской Федерации
"Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации"

Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи
Статья 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи
1. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи оказываются психологические услуги по диагностике, формированию, лечению, восстановлению и поддержанию в соответствии с порядками и стандартами оказания психологической помощи, определёнными настоящим Федеральным законом.
2. Государство гарантирует бесплатную экспертную психологическую деятельность гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (по состоянию на 01.07.2009 в ред. фз №15-ФЗ от 10.01.2003; №122-ФЗ от 22.08.2004; №160-ФЗ от 23.07.2008).
3. Перечень комплексных судебно-психиатрических экспертиз с участием специалиста-эксперта психолога, за которые не взимается плата с граждан, устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
4. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи устанавливаются:
1) категории граждан, оказание плановой психологической помощи которым осуществляется бесплатно;
2) базовая программа психологических услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность учреждений социальной защиты;
3) перечень психологических услуг, оказываемых психологическими бюро при департаментах работникам сферы здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обеспечения.
5. В части плановой психологической помощи, оказание которой осуществляется за счет фонда социального страхования в программе государственных гарантий, устанавливаются:
1) перечень и объём психологических услуг, оказание которых осуществляется за счёт фонда социального страхования;
2) категории граждан, оказание плановой психологической помощи которым осуществляется за счёт фонда социального страхования;
3) порядок и условия оказания плановой психологической помощи за счёт фонда социального страхования.
6. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи формируется с учётом порядков оказания психологической помощи и на основе стандартов психологической помощи, а также с учётом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры психологических услуг, востребованных населением Российской Федерации, основанных на данных Федеральной службы государственной статистики.

Статья 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи
1. На территории субъектов Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи.
2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
1) целевые значения критериев доступности бесплатной плановой психологической помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи;
2) порядок и условия предоставления плановой психологической помощи, в том числе сроки ожидания;
3) порядок реализации установленного настоящим законом права граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, на получение плановой психологической помощи в муниципальных психологических бюро, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
4) объём плановой психологической помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти;
5) объём плановой психологической помощи в расчёте на одного жителя, стоимость объёма плановой психологической помощи, подушевой норматив финансирования в соответствии с методическими указаниями федеральных научно-исследовательских учреждений;
6) объём образовательных услуг по дополнительному развивающему образованию в сфере психологического просвещения, психологического образования и социально-психологического просвещения;
7) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи.
3. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания плановой психологической помощи, а также дополнительные объёмы плановой психологической помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усреднённых показателей, установленных методическими указаниями для плановой психологической помощи.
4. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи учитываются:
1) порядки оказания психологической помощи и стандарты психологической помощи;
2) особенности половозрастного состава населения;
3) уровень и структура психологических услуг, востребованных населением Российской Федерации, основанные на данных Федеральной службы государственной статистики;
4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность муниципальных психологических бюро;
5) реализация мероприятий по оказанию экстренной телефонной помощи.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно осуществляет мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи и производит оценку реализации таких программ.


Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны психологического здоровья
Статья 82. Финансовое обеспечение оказания гражданам плановой психологической помощи
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны психологического здоровья граждан являются средства, поступившие в федеральный бюджет от регистрационных сборов за выдачу лицензий Федеральным регистром работников психологических бюро, средства, поступившие в фонд социального страхования в виде отчислений с доходов граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и средства граждан.

Статья 83. Финансовое обеспечение оказания гражданам экстренной психологической помощи и государственных услуг для безработных граждан
1. Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной экстренной психологической помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Министерству по чрезвычайным ситуациям России на деятельность психологической службы МЧС и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на деятельность «телефона доверия» кризисного центра помощи женщинам и «телефона доверия» суицидологической службы.
2. Финансовое обеспечение государственных услуг «социальная адаптация безработных граждан», «профессиональная ориентация безработных граждан» и «психологическая поддержка безработных граждан», оказываемых Федеральной службой занятости населения, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 84. Оплата психологических услуг
1. Граждане имеют право на получение платных психологических услуг, предоставляемых по их желанию анонимно или неанонимно при оказании психологической помощи в частных и муниципальных психологических бюро.
2. Платные психологические услуги оказываются подопечным за счёт личных средств граждан.
3. При оказании платных психологических услуг должны соблюдаться порядки оказания психологической помощи и стандарты психологической помощи.
4. Муниципальные психологические бюро, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи, имеют право оказывать подопечным гражданам те же платные психологические услуги, что и частные психологические бюро, анонимно или неанонимно.
5. Граждане иностранных государств и лица без гражданства при самостоятельном обращении за плановой психологической помощью имеют право на получение платных психологических услуг, предоставляемых частными психологическими бюро.
6. К отношениям, связанным с оказанием платных психологических услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей".
7. Граждане могут обращаться в этический комитет с просьбой провести экспертизу качества психологической помощи.
7. Граждане могут обращаться в этический комитет с жалобой на нарушение порядков или стандартов оказания психологической помощи.


Глава 12. Организация контроля в сфере охраны психологического здоровья
Статья 85. Контроль в сфере охраны психологического здоровья
Контроль в сфере охраны здоровья включает в себя:
1) контроль качества психологической помощи;
2) контроль соблюдения порядков психологической помощи и стандартов психологической помощи;
3) контроль срока действия выданных лицензий и соответствия осуществляемой психологической деятельности виду полученной в текущем календарном году лицензии;
4) государственный надзор за популяризацией психологических услуг.

Статья 86. Полномочия органов, осуществляющих контроль в сфере охраны психологического здоровья
1. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль в сфере охраны психологического здоровья (далее - органы контроля):
1) приостанавливают и отзывают лицензии на право заниматься психологической деятельностью на территории Российской Федерации;
2) привлекают к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования психологической деятельности;
3) составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере оказания платных психологических услуг населению, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений;
4) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями уголовного кодекса, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
5) обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушениях настоящего Федерального закона в сфере популяризации психологических услуг;
6) участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации в сфере охраны психологического здоровья;
7) размещают на официальном сайте в сети "Интернет" решения и предписания, принятые в процессе осуществления контроля в сфере охраны психологического здоровья.
2. При рассмотрении просьб провести экспертизу качества психологической помощи и жалоб на нарушение порядков и стандартов психологичесокй помощи, работники органов контроля совместно с членами этического комитета имеют право:
1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления контроля в установленной сфере деятельности;
2) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органа контроля;
3) давать юридическим лицам и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции органа контроля;
4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в сфере охраны психологического здоровья научные и иные организации, учёных и специалистов;
5) беспрепятственно получать доступ на территорию проверяемых психологических бюро или государственных организаций либо в используемые указанными бюро или государственными организациями при осуществлении своей деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым ими оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам;
6) изымать отчётную документацию психологического бюро в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
7) снимать копии с документов, необходимых для проведения контроля в сфере охраны психологического здоровья, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
8) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного и профилактического характера.

Статья 87. Контроль профанации психодиагностических методик
1. Лицензированные работники психологических бюро принимают на себя добровольное обязательство не распространять сведений о принципах действия психодиагностических методик.
2. Публикация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в коммерческом частном издательстве ключей к тестовым методикам признаётся профанацией психодиагностических методик и влечёт за собой применение к публикатору мер штрафного характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 88. Контроль соблюдения профессиональной тайны
1. Психологические услуги диагностики, формирования, лечения, восстановления или поддержания могут быть оказаны как в индивидуальном порядке, так и группе лиц одновременно в форме детско-родительской, супружеской, семейной или групповой встречи при условии добровольного информированного согласия всех участников.
2. Психологические услуги наставничества (супервизии) могут быть оказаны как в индивидуальном порядке, так и группе лиц одновременно.
3. Групповая форма предоставления психологических услуг допускается в случае, если каждый из участников принимает на себя обязательство соблюдать принцип неразглашения сведений, которые стали известны ему как свидетелю психологической деятельности.
4. Публикация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в интервью средствам массовой информации либо в печатных изданиях сведений о третьих лицах, которые стали известны публикатору в силу участия в групповой форме работы, влечёт за собой применение к публикатору мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации за разглашение личной тайны.
5. Психологические услуги, оказываемые работником психологического бюро подопечному, имеют статус соавторства, и публикация сведений о психологической деятельности, осуществляемой во время встречи сторон допускается только в случае обоюдного согласия сторон на публикацию, выраженного в письменной форме.
6. Публикация работником психологического бюро в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в средствах массовой информации либо в печатных изданиях сведений о психологической деятельности, осуществляемой во время встречи сторон без письменного согласия подопечного на публикацию, влечёт за собой применение к публикатору мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушение врачебной тайны.
7. Публикация подопечным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в средствах массовой информации либо в печатных изданиях сведений о психологической деятельности, осуществляемой во время встречи сторон без согласия работника психологического бюро на публикацию, влечёт за собой применение к публикатору мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушение личной тайны.

Статья 89. Надзор за популяризацией психологических услуг
1. Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется надзор за популяризацией психологических услуг в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет проверки и выявляет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся популяризацией психологических услуг без лицензии на популяризацию психологических услуг.
3. Порядок организации и проведения надзора за популяризацией психологических услуг устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 90. Антидемпинговые меры
1. Заниженная цена на психологические услуги препятствует организации и расширению отрасли психологического здоровья в Российской Федерации, несёт угрозу материального замедления становления отрасли национальной экономики, признаётся неэтичной и настоящим Федеральным законом объявляется нарушением стандартов психологической помощи.
2. Этический комитет уполномочен федеральным органом исполнительной власти рассматривать жалобы работников психологических бюро на демпинг (занижение цены на психологические услуги как инструмент недобросовестной конкуренции) и ходатайствовать о приостановлении лицензии работника психологического бюро, применившего демпинг.
3. Этический комитет, руководствуясь показателями Федеральной службы государственной статистики о средней величине платы за услугу в минувшем календарном году на территории субъекта Российской Федерации, где расположен этический комитет, квалифицирует разницу в цене за услугу как демпинговую разницу, если запрашиваемая цена ниже средней величины платы за услугу в минувшем календарном году на 10 процентов.


Прочесть текст законопроекта ФЗ полностью Законопроект ФЗ "Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации" (1.2 Mb)

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



Наверх

В избранное