Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели июня 2010.

© О.В. Бермант-Полякова, 2010

Чтобы отработать навык «на слух» различать действие бессознательных влечений по Сонди, освободим текст Януша Вишневского от драматизации, чтобы больше было похоже на обыденную речь, отредактируем прямую речь и потом расцветим ИСХОДНИК подробностями так, чтобы было совершенно очевидно, какое бессознательное влечение владело клиенткой в момент рассказа, - детали истории, впечатления, факты и обстоятельства, на которые обращает внимание рассказчик, «выдадут её с головой».

Исходник:

«Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, я могла бы с гордостью сказать, что являюсь подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы переживать эмоции. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию. Она упивалась жизнью в Кракове. Никакие значительные события в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе не проходили без участия Марты.

Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала где то бывать. А если вдруг куда то приходила, то стояла, как серая мышка, за спиной. Я уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время была как в процессе химической реакции.»

© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.

Так звучит в рассказе клиента амплуа d+

«У Марты нету терпения на психологические тесты. И тесты на интеллект она проходить не стала бы. Зря, конечно. Если бы она прошла, то я бы могла официально заявлять, что дружу с самой интеллектуальной женщиной в этой части Европы. Да и времени ей постоянно не хватало, чтобы учиться на двух факультетах, ходить на вечеринки и встречаться с двумя молодыми людьми одновременно, она должна всё делать в темпе. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы всё успевать. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефоные номера можно пересчитать по пальцам одной руки», как она сама говорила, – в краковских толпах чувствовала себя как рыба в воде. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию, - там больше однокурсников-мужчин. Для Марты познакомиться с новым парнем это как вам вздохнуть, ничего не стоит. Знаете, где лучше всего знакомиться в Кракове? Не в опере, не в драматическом театре, не в музее и не в филармонии. В клубе! В театре, впрочем, тоже можно.
Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Почему она решила что он её «суженый», я до сих пор не понимаю. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала проводить время с другими людьми вообще. А если вдруг куда-то приходила, то стояла неподвижно, ни на кого не посмотрит, ни к кому не подойдёт поближе. Я уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время молилась на своего разъединственного.»
© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.

Так звучит в рассказе клиента амплуа d-

«Вы, наверное, опять будете мне говорить, что я рассказываю только о Марте. Я часто думаю о ней, поэтому говорю. На прошлой неделе мне надо было идти в университет, и я вспомнила, как Марта бросила филологический после первого года обучения и перешла на философский. Я бы в жизни не смогла так поступить, бросить что-то и начать новое. Наверное, это оттого, что она умнее меня, - если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, я могла бы вам стопроцентно сказать, что являюсь подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Марта не стала бы тратить своё время на дурацикие проверки, для неё это неважно в общем-то. Она сама из деревни, приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где ксендз любил поговорить с её отцом», как она сама говорила, и в Кракове осталась такой же деревенской. Конечно, она не рассказывает этого однодневным приятелям и знакомым на час, это только её надёжные друзья знают. Вы думаете, почему она ходит в оперу, драматический театр, музей, филармонию на всё, что только можно? Она собирает на память билеты и программки. У неё знаете какая коллекция? Ого-го, вы даже не представляете сколько у неё всего. И папа у неё не просто хозяин постоялого двора, у них и мельница есть, и много ещё чего. Это папина мечта была, чтобы дочка в городе выучилась, образованная и культурная выйдет замуж за богатого в городе.
Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она потеряла голову до того, что стала транжирить. Кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, - здорового мужика, представляете? При том, что он ей не подарил даже самого скромненького подарочка. Из-за него она перестала где-то бывать и пополнять коллекцию, а если вдруг куда- то приходила, то отворачивалась от знакомых. Я уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она была тогда как каменная.»

Клиентка "прилипает" к Марте, рассказывает психотерапевту только о ней. Из всей жизни Марты она выбирает рассказ о её хобби-коллекционировании (возможно, у неё есть и другие увлечения, человек живёт всеми восьмью, и всё же в фокусе внимания рассказчицы-клиентки именно накапливание Мартой билетов и программок), из её фраз запоминает фразу “где ксендз любил поговорить с её отцом” и желание отца Марты “папина мечта была, чтобы дочка в городе выучилась, образованная и культурная выйдет замуж за богатого в городе”. Влюблённая Марта изменяется, становится расточительницей денег (из всей жизни Марты клиентка выбирает именно это, могла бы укорять её за то, что стала много времени проводить в парикмахерской или каждый день наряжаться в новое платье, если бы рассказчица была бессознательно перегружена h+ или hy+, как говорится кривое око всех криво видит), а её мужчину клиентка судит не по красоте, силе или оригинальности ума, а по кошельку “При том, что он ей не подарил даже самого скромненького подарочка”


Так выглядит реальный запрос от клиента, который испытывает мучительную амбивалентность d+-

http://community.livejournal.com/ru_psiholog/1221155.html
“Не могу поделиться этим с друзьями и знакомыми. Я думаю они меня не поймут. Поэтому хотел бы разместить их здесь. Моя проблема в следующем: Я думаю, что в своей жизни я делаю абсолютно все, что я ХОЧУ. У меня нет чего-либо такого, что бы я хотел сделать(делать), но не сделал (делал). Я думаю, что я хотел бы двигаться дальше и ставить перед собой новые цели. НО я понятия не имею что это за цели. Я чуствую себя отрезком, а хочу чувствовать себя вектором. Чтобы стремиться в какую- то определенную сторону. Но понятия не имею, что это за сторона. И мне становится от этого грустно. Потому, что я хочу к чему то стремиться, а понятия не имею куда. Я не чувствую куда я могу развиваться.

Может кто-нить что-нить скажет свое мнение по этому поводу? Или скажет, что делать? Или сам чувствовал то же самое и прошел это?
ps мне кажется я в таком состоянии нахожусь очень долго. И возможно оно когда нить измениться и ко мне придет осознание того, что я хочу. Но ожидание сложновыносимо.”

Resume:

d это сепарация от родителей, психическая реальность второго года жизни, ребёнок открывает для себя существование другого родителя и других людей.

Любопытство к новому и переменам после отделения от родителей или после утраты прежнего партнёра, если не реализована в деятельности, проявляется как гиперактивность и плохая концентрация внимания, человек «не привязывается» ни к кому и ни к чему. Поиск замещающих родителей людей, частая смена партнёров характерен для амплуа d+

Прилипание к родителям, к прошлому опыту, амплуа d- это болезненно выраженная интертность, стремление удерживать при себе, жить старыми привязанностями, у Сонди называется «инцестуозным влечением», сейчас принято говорить «неразрешённая эдипальная динамика».

Амбивалентность d+- это борьба коммуникабельности с замкнутостью, поиск нового и отказ от поиска, прилипание к знакомому по прежней жизни или прежним отношениям. Силы действуют одновременно и блокируют социальную активность.

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное