Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели июня 2010.

Во взаимодействии людей переплетены два процесса: самораскрытие и самопредъявление. В реальной жизни каждый из нас умалчивает о тех или иных сторонах жизни, то есть управляет впечатлением, предъявляя себя в том или ином свете. В психотерапии, в условиях конфиденциальности и сохранения тайны, человек может себе позволить рассказать о себе всё для того, чтобы пси-профи смог увидеть его со стороны цельным.

Знание восьми бессознательных влечений, описанных Сонди, позволяет
1) управлять впечатлением (намеренно),

2) анализировать, о чём умолчал клиент, пытаясь управлять впечатлением (намеренно),

3) анализировать, о чём умолчал клиент (поскольку не осознаёт того или иного желания).

Психологическая проницательность "на слух" это навык. Как любой навык, она тренируется. Пример тренировочного упражнения, - берётся небольшой текст и расцвечивается подробностями так, чтобы он создавал впечатление того или иного "амплуа", заезженной колеи, привычной формы действовать и тем самым реализовать бессознательное влечение. Возможностей угодить «в колею» для восьми влечений существует шестнадцать. Много, чтобы запомнить сразу, поэтому заучивают попарно, в игре.

Основа физиологии - гомеостаз, психика тоже гомеостатична, утверждает Сонди, объём энергии один и тот же, только распределён между восьмью влечениями. Передвижения бессознательной энергии влечений происходят в замкнутой системе: если в одном месте убыло, значит, в другом месте прибыло, и динамика зависит от того, что вам нравится, какие решения вы принимаете и какие поступки совершаете. По Сонди, ваша судьба в ваших руках, - добавлю, если вы имеете смелость осознавать свои желания...

Установочный материал

© О.В. Бермант-Полякова, 2010

Одно из самых нудных занятий, какие я знаю, - это писать для супервизора «вербат», verbatim record, дословную запись сессии с клиентом. Сиди корпи над листом бумаги, вспоминай, что какими словами сказал. Вместе с тем текст – это единственная возможность проработать материал, который «принёс на встречу клиент», вместе с опытным коллегой в удобном для начинающего психотерапевта темпе.

В других традициях принято указывать клиенту, что он «принёс на встречу не то, что нужно», «говорит о других людях, а не о себе», в психоаналитической принято понимать, что и как рассказывается в том, что клиент посчитал нужным психотерапевту рассказать. Из потока впечатлений, событий и встреч прошедших дней или лет клиент выбирает героев и сюжеты своих историй, и его рассказ психоаналитически ориентированный психотерапевт обдумывает в нескольких направлениях (осях):

1) Кто и какой сюжет рассказывает?

2) О чём этот сюжет? (рабочие гипотезы)

3) Как рассказан сюжет?

4) О чём умалчивается? (психотерапевту, размышляющему над материалом, приходится постоянно задавать себе этот вопрос. Люди в основном посвящают свою жизнь четырём занятиям: 1) работе, дающей им средства к существованию, 2) удовлетворению своих сексуальных желаний, 3) занятиям, которые недостаточно прибыльны, чтобы посвящать им всё своё время, таким как общение или хобби, 4) деятельности, продиктованной убеждениями. Пропуск одного из них не может быть случайным. В судьбоанализе Сонди занятия соответствуют восьми бессознательным влечениям, и то, о котором умалчивают, обладает наибольшей динамической силой).

5) Что само рассказывается?
Это самая трудная для начинающих психотерапевтов задача, потому что она напрямую связана с широтой профессиональной эрудиции. Дискурсов, стилей рассказывания, много. Психоаналитически ориентированный терапевт «на слух» определяет в том, что само рассказывается, действие психологических защит и бессознательное влечение, которое владеет клиентом во время изложения сюжета.


© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.


Первые три вопроса – это степень вашей наблюдательности, последние два – это степень вашей психологической проницательности. Как всякий навык, она может быть натренирована, и, чтобы работа была этически безупречной, для разбора возьмём отрывок из литературного произведения:

Цитируем по книге:

Януш Леон Вишневский. Любовница. М: Азбука-Классика, 2007. 224 с.

«Марта была ее лучшей подругой. Всегда. Она не помнит того времени, когда Марты не было в ее жизни. И Марта будет до конца. Что бы это ни значило. Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, то она могла бы с гордостью сказать, что является подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы переживать эмоции. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию. Она упивалась жизнью в Кракове. Никакие значительные события в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе не проходили без участия Марты.

Именно в клубе она познакомилась со своим красавчиком квазихудожником в кожаных штанах. Он остался на второй год на третьем курсе Академии художеств, но держал себя как Энди Уорхол с министерской стипендией. Но мало того, что держался как Уорхол, так он еще был из Варшавы, что подчеркивал по любому поводу. Кракову полагалось онеметь. Прийти в неистовый восторг и пасть на колени: гений приехал.

Она его терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила их друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Марта стояла, она стояла, кашляющая старушка с палкой стояла с ними рядом. А этот хам в своих потертых кожаных портках сидел и разглагольствовал о своей роли в современном искусстве.

Но Марте, однако, это казалось прекрасным. Она влюбилась. Вероятно, только химически, но результаты были плачевными. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала где то бывать. А если вдруг куда то приходила, то стояла, как серая мышка, за спиной своего варшавского Уорхола и с восторгом смотрела, как он рассказывал, что он сделает, если только «все эти бездарности, которые мстят подлинным художникам, – он имел в виду профессора, вторично завалившего его на экзамене, – избавятся от своей прирожденной зависти». Она уговаривала Марту опомниться. Просила, умоляла, грозила. Но Марта не слушала – она в то время была как в процессе химической реакции.»

Размышления психоаналитически ориентированного психотерапевта:

1) Клиент, тот кто рассказывает, - девушка . Какой сюжет рассказан? «Девушка приехала из деревни в город, стала учиться в университете. В городе ей нравится. Она встретила юношу, влюбилась в него, стала вести себя иначе.»

2) О чём этот сюжет? (рабочие гипотезы) О метаморфозе, происходящей с человеком (не-студентка становится студенткой, девушка становится женщиной). О метаморфозе, происходящей с окружением (деревня сменяется городом, круг случайных знакомых сменяется одним партнёром). О метаморфозе, которую претерпевают цели (уйти от жизни в деревне, взять как можно больше от городской жизни, уйти от городской жизни).

3) Как рассказан сюжет? С одобрительной интонацией (positive investment), когда речь идёт о стремлении в новое место жительства, к новым знаниям и интересам, с неодобрительной интонацией (negative investment), когда речь идёт о стремлении подчинить свои интересы интересам мужчины, заботиться о мужчине, быть вдвоём с мужчиной.

4) О чём умалчивается? О сексуальных желаниях.

5) Что само рассказывается?

Чтобы отработать навык «на слух» различать действие бессознательных влечений по Сонди, освободим текст Януша Вишневского от драматизации, чтобы больше было похоже на обыденную речь, отредактируем прямую речь и потом расцветим ИСХОДНИК подробностями так, чтобы было совершенно очевидно, какое бессознательное влечение владело клиенткой в момент рассказа, - детали истории, впечатления, факты и обстоятельства, на которые обращает внимание рассказчик, «выдадут её с головой».

Судьбоанализ Сонди это синтез биологизма, психоанализа и Ветхого завета, с теоретической точки зрения. С практической – блестящий клиницист, Сонди создал многоосевую парадигму психодиагностики, прогностическая мощь которой захватывает дух. Если бы у меня был талант аниматора, я обязательно создала бы мультфильм про парусник в океане, на движение которого влияют подводные течения ( сексуальное влечение h s ), ветер ( пароксизмальное влечение e hy), команда во главе с капитаном (эго-влечение k p) и расположение парусов ( контактное влечение d m). И про психолога в роли начальника порта, куда потрёпанные неприятностями в житейском море, - круговоротами, штормовыми ветрами, слабодушием команды или неумением ставить паруса , - суда заходят, чтобы привести себя в порядок :)

Визуализация, в отличие от словесного описания, получается целостной, и тем самым соразмерна целостному человеку. В иврите слова пишут справа налево, и порядок влечений h s e hy k p d m имеет смысл читать «по-еврейски» как m d p k hy e s h. Так сохраняется логика рассуждений Сонди, от младенчества, - к сепарации от родителей, чувству всемогущего Я, чувству реальности, способности управлять эмоциями и половому созреванию.

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное