Выпуск третьей недели мая 2009. Заключительное занятие по методике ISTA.
Книги, которые были рекомендованы к прочтению в прошедшем семестре: Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.
Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438с.
В предыдущем выпуске я просила вас распечатать табличку «Границы средних значений по конструктивным, деструктивным и дефицитарным Я-функциям ISTA» (она доступна по ссылке http://rorschach-club.livejournal.com/80718.html ).
Вы видите там сырые баллы (сколько раз клиент ответил ДА на вопросы ISTA, вы помните, что я разбираю методику с вами как инструмент клинической работы и интервью, а не как часть научной работы), от ноля до 11, 12 или 13, в зависимости от того, сколько вопросов содержала шкала. Понятно, почему три таблички, - потому что конструктивные, деструктивные и дефицитарные шкалы я сгруппировала вместе. А вот почему четыре цвета, красный, жёлтый, зелёный и чёрный? Для наглядности. Словами можно то же самое сказать:
«Валидность теста. Интеркорреляция шкал. Данные интеркорреляции шкал в группе здоровых испытуемых позволяют сделать вывод о том, что корреляционные тенденции имеют ожидаемые направления, то есть конструктивные шкалы положительно связаны друг с другом и отрицательно с деструктивными и дефицитарными шкалами. Деструктивные шкалы положительно коррелируют друг с другом и с дефицитарными шкалами, отражая наличие общего «фактора патологии». В целом, однако, корреляционная взаимосвязанность шкал не очень высока, что
позволяет говорить об относительной независимости шкал (Очерки... с. 106)
Некоторые взаимосвязи заслуживают особого внимания. Деструктивная агрессия положительно (r=42) коррелирует с конструктивной агрессией, а также с другими шкалами, имеющими конструктивную направленность. Это согласуется с положением концепции G. Ammon, согласно которой здоровая личность должна обладать определённым потенциалом и деструктивной агрессии, чтобы дистанцироваться от устаревших социальных норм или неадекватных жизненных условий. В особенности это касается творческих задатков личности. Создание нового
предполагает, - по крайней мере, в течение какого-то времени, - уничтожение старого. Потенциал деструктивной агрессии необходим для адекватного реагирования на деструктивную агрессию других людей. Деструктивные фантазии (Например, вопрос 100 «Я часто воображаю, как плохо должнобыло бы быть моим обидчикам») также играют для психогигиены известную катарсическую роль. (Очерки... с. 107)
Там же:
В группе пациентов интеркорреляции также имеют ожидаемые тенденции. Конструктивные шкалы достоверно коррелируют: положительно друг с другом и отрицательно - с деструктивными и дефицитарными. Шкалы патологических параметров положительно коррелируют друг с другом.
Следует отметить некоторые установленные взаимосвязи, которые подтверждают валидность теста.
Конструктивная агрессия имеет наиболее высокую корреляцию с конструктивным нарциссизмом, что указывает на созвучие активности, направленной на окружающий мир, с положительной самооценкой и чувством собственной ценности.
Шкала деструктивной агрессии имеет наиболее высокие корреляции с дефицитарной тревогой и деструктивным нарциссизмом, - то есть в деструктивной агрессии находит выход нарциссический гнев в сочетании с неосознаваемой тревогой (Очерки... с. 108)
Дефицитарная агрессия имеет выраженную связь с деструктивной тревогой, дефицитарным внешним Я-отграничением, деструктивным внутренним Я-отграничением и дефицитарным нарциссизмом. Этот кластер типичен для депрессивных расстройств. (Очерки... с. 109)
При сравнении с картиной интеркорреляции шкал по данным исследования здоровых испытуемых, клиническая группа демонстрирует некоторые особенности. Так, например, в клинической группе гораздо менее выражены взаимосвязи со всеми конструктивными шкалами, что, возможно, свидетельствует о качественном различии патологического потенциала в обеих группах.
Факторная валидность теста. При сравнении содержательной структуры факторов в группах здоровых испытуемых и стационарных больных выявляется значительное совпадение по первым двум факторам – «патологии» и «здоровья». Первый фактор (37,7% дисперсии) объединяет все деструктивные и дефицитарные шкалы за исключением деструктивного внешнего Я-отграничения. Второй фактор (16,3% дисперсии) образуют шкалы, отражающие конструктивные тенденции. Шкала деструктивного внешнего Я-отграничения образует самостоятельный фактор.
Между здоровым населением и стационарными больными выявляются различия в факторной структуре. Это объясняет неравенство доли дисперсии по фактору «психического здоровья» ( 24,6% в группе здоровых испытуемых по сравнению с 16,3% в группе стационарных больныx).
Деструктивное внешнее Я-отграничение, образующее самостоятельный фактор, в крайней степени выраженности ведёт к параноидной инкапсуляции и должна рассматриваться в качестве прогностически неблагоприятного предиктора с точки зрения психотерапии (Очерки... с.110)»
Понятно, что идеальных людей среди нас нет и в каждом конкретном случае мы имеем дело с потенциалом душевного здоровья и патологии. Вопрос, сколько у человека патологии: столько же, как у всех, или необычно много по сравнению с окружающими. Cмотрим на картинку, я составляла её для себя, для удобства работы, это уже не из книжки материал. Зелёным отмечен фактор «психическое здоровье», красным фактор «психическая патология», жёлтым фактор деструктивного внешнего Я-отграничения, то есть противопоказание к психотерапии,
таких людей стабилизирует судьбоаналитически дополнительный брак или профессиональная сублимация, а не разговоры на группе или один на один с психологом. А что отмечено чёрным?
ISTA это психоаналитическая диагностика двадцать первого века прежде всего, из-за мощной теории, котоаря лежит в её основе, и в значительной мере потому, что она стандартизирована на группе здоровых людей одной с нами социальной, культурной и языковой реальности. Стандартизация означает, что для 1000 людей в возрасте от 18 до 53 лет подсчитаны средние значения по каждому показателю, высчитано по выборке стандартное отклонение, и всё, что укладывается в два стандартных отклонения «левее» или «правее» от точки
среднего значения, присуще большинству людей.
Чёрным цветом отмечены показатели, которые очень редко встречаются по выборке, то есть не попадают в интервал «два стандартных отклонения от среднего значения». Предельно низкие баллы по конструктивным шкалам «психического здоровья», отмеченные чёрным, как и предельно высокие баллы по деструктивным и дефицитарным шкалам «патологического потенциала» интуитивно очевидны, соотносятся с психологическими проблемами того или иного плана. А вот низкие баллы по шкалам внешнего и внутреннего Я-отграничения, помеченные
чёрным, вернее бы было нарисовать белым, по аналогии с белой вороной: настолько редко встречаются среди наших современников люди, которые в контакте со своим бессознательным, обладают хорошей способностью адекватно оценивать реальность и не склонны к отношениям слияния и созависимости. Загадка русской души, дефицитарное внешнее Я-отграничение как норма жизни. Я написала об этом пост в Живом Журнале, называется Созависимые отношения.
Мне приходилось уже писать, что ISTA - психоаналитическая психодиагностика, опрашивались наши с вами современники. Бехтеревский институт провёл кросс-культурное исследование Я-структур, сравнивались немцы/русские. То, что у немцев патология созависимости, 7 баллов, у русских среднее, а границы нормы у русских перекрывают максимум по придуманной немцами шкале.
Сравнивали пациентов, не-пациентов, психотерапевтов, - была надежда, что пси-профи будут отличаться. Ничего подобного. Психотерапевты и психологи точно так же выстраивают отношения слияния, а не партнёрства. Хоть и твердят окружающим, «Я это я, а ты это ты», отношения строят точно такие же, «если я тебя придумала, стань таким, как я хочу».
Судя по тем дискуссиям на тему зависимость/независимость от любимого человека, которые попались мне на глаза, идея «я это я, а ты это ты» овладела только агитаторами, а не массами. Жертвенность – норма жизни в современном российском обществе.
Теория объясняет созависимость первичной группой, то есть окружением ребёнка в первые три года его жизни, дескать не было отца, он работал или не жил с семьёй, эмоциональная недоступность - потребность отрицать одиночество и брошенность - желание иметь власть над мужчиной – бегство в иллюзию такой власти - выбор "невозможного" партнёра, который извлекает выгоду из женской иллюзии властвования над его жизнью – созависимые отношения с алкоголиком, трудоголиком, культуристом, аферистом, наркоманом etc, жалобы на
партнёра подставляйте каждый по своему желанию.
На этом позвольте завершить курс по методике ISTA, он был долгим и теоретически сложным, однако знание психоаналитической диагностики помогает психологу в работе, и игра, на мой взгляд, стоила свеч.
В следующем выпуске, за четвёртую неделю мая, будет опубликовано начало новой темы, «Вопросы начинающих путь в профессию». Весь летний семестр мы будем говорить о клиентуре, деньгах, частной практике, житейской психологии, о торговле своими услугами и обсуждать работу психолога в практическом, не побоюсь этого слова, приземлённом, тоне. О том, что существует потребность в рассказе о конкретных шагах, КАК заработать деньги, имея на руках диплом психолога и соответствующее образование за плечами, я узнала из беседы
с молодыми коллегами в группе Альянс Психологов на Одноклассниках. А посему, летом в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» не будет НИКАКОЙ ТЕОРИИ. Только практика работы: клиентура, реклама, сотрудничество с коллегами, как сложить себе цену, и т.д.
С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор