Книги, которые рекомендуются к прочтению в зимнем семестре: Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.
Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438с.
Описания шкал, на которые мы опираемся, когда даём клиенту обратную связь по итогам тестирования:
Конструктивное внутреннее Я-отграничение
Конструктивное внутреннее отграничение представляет собой коммуницирующий барьер, отделяющий и связывающий сознающее Я и внутреннюю среду индивида с ее неосознаваемыми чувствами, инстинктивными побуждениями, образами интериоризированных объектов, отношений и эмоциональных состояний.
Формируясь как "конденсат" преимущественно онтогенетического интерперсонального опыта, конструктивное внутреннее Я-отграничение не только отображает прижизненную динамику первичных группо-динамических отношений (прежде всего отношений матери и ребенка), но и отделяет ту "сцену", на которой впоследствие проявляют себя все сколько-нибудь значимые движения души.
Функциональное значение внутренней границы определяется как необходимостью защиты развивающегося Я от подавляющей неизбежности внутренних потребностей, так и важностью представленности последних в целостной психической жизни личности.
Для интегрированной идентичности чрезвычайно важно, чтобы бессознательное, как бы оно ни понималось, будь то психически отраженный телесный процесс, архаический инстинктивный импульс или вытесненный интерперсональный конфликт, могло сообщать о себе, не нарушая актуального взаимодействия с реальностью.
Операционально это предполагает:
- способность иметь фантазии и мечты, узнавать их как таковые, т.е. отделять от реальных событий и действий;
- хорошо дифференцировать объекты внешнего мира и собственные представления о них;
- возможность допускать в сознание чувства и проявлять их, разделяя реальные и нереальные аспекты чувствования и не позволяя эмоциям безраздельно определять личностную активность;
- точно различать разные состояния сознания, такие как сон и бодрствование, дифференцировать различные телесные состояния (усталость, истощение, голод, боль и т.п.), соизмеряя их с актуальной ситуацией.
Одними из важнейших проявлений конструктивности внутреннего Я-отграничения является также возможность разделения временных аспектов переживания при сохранении непрерывности чувства Я, равно как и способность различать мысли и чувства, отношения и действия при удержании ощущения их целостной субъектной принадлежности.
Для лиц с высокими показателями по данной шкале характерны хорошая способность различать внешнее и внутреннее, дифференцированность восприятия внутренних переживаний, телесных ощущений и собственной активности, способность гибко использовать возможности чувственного и эмоционального постижения действительности, а также интуитивных решений без потери контроля над реальностью, хорошая контролируемость телесных состояний, в целом позитивный характер внутреннего опыта, способность к достаточной психической концентрации,
высокая общая упорядоченность психической деятельности.
При низких показателях по шкале конструктивного внутреннего Я-отграниче-ния может отмечаться рассогласованность эмоционального опыта, дисбаланс внутреннего и внешнего, мыслей и чувств, эмоций и действий; нарушения переживания чувства времени, отсутствие возможности гибко контролировать эмоциональные и телесные процессы, последовательно артикулировать собственные потребности; недифференцированность восприятия и описания различающихся психических состояний; дефицит способности к продуктивной психической концентрации.
Функциональная недостаточность внутренней границы проявляется в нарушении взаимодействия с неосознаваемыми процессами, которое в зависимости от показателей по другим шкалам внутреннего Я-отграничения, отражает либо "жесткое" подавление бессознательного, либо отсутствие достаточного интрапсихического барьера.
Деструктивное внутреннее Я-отграничение
Деструктивное внутреннее отграничение понимается как наличие ригидно фиксированного "барьера", отделяющего Я, иначе - центр осознаваемых переживаний, от остальных интрапсихических структур.
Решающим здесь, также как и при деструктивном внешнем Я-отграничении, является нарушение "проницаемости" границы.
Граница в этом случае не столько отграничивает автономизированное Я, сколько ограничивает его, лишая естественной связи с бессознательным.
Вместо функциональной дифференциации единого психического пространства, происходит фактическое обособление отдельных его частей, гиперадаптированных к различным требованиям - притязаниям внешнего мира и внутренним инстинктивным побуждениям.
Если конструктивное внутреннее отграничение представляет собой интериоризированный опыт постепенного разрешения преэдипального симбиоза, т.е. опыт гармоничного интерперсонального взаимодействия, гибко учитывающего меняющуюся структуру потребностей растущего ребенка, то деструктивное внутреннее отграничение, по сути, является интериоризацией ригидной защиты матери и семьи от его (ребенка) естественных требований.
Таким образом, граница как "орган" отображения внутренних нужд ребенка, основанный на либидонозном отношении к нему и нарциссической поддержке, как залог обязательного принятия и будущего удовлетворения его потребностей, трансформируется в свою противоположность.
В поведении деструктивное внутреннее Я-отграничение проявляется:
- диссоциацией сознательного и бессознательного, прошлого, настоящего и будущего, актуально наличного и потенциально присутствующего,
- дисбалансом мыслей и чувств, эмоций и действий,
- жесткой ориентацией на сугубо рациональное постижение действительности, недопускающей интуитивных и чувственных решений,
- рассогласованостью телесной и душевной жизни,
- неспособность к фантазиям, мечтам, определенным обеднением эмоциональных переживаний и впечатлений вследствие зачастую гипертрофированной склонности к рационализации и вербализации чувственных образов;
- десенсибилизированностью телесных ощущений, т.е. нечувствительностью к насущным потребностям организма (сон, жажда, голод, усталость и т.п.);
- жесткостью используемых механизмов защиты, отделяющих эмоциональные компоненты впечатлений и проецирующих их во внешний мир.
Лица с высокими показателями по данной шкале производят впечатление формальных, сухих, излишне деловых, рациональных, педантичных, нечувствительных.
Они мало мечтают и почти не фантазируют, не стремятся к теплым партнерским отношениям, не способны к глубоким сопереживаниям.
Невозможность адекватно воспринимать собственные чувства и потребности, делает этих людей нечувствительными к эмоциям и потребностям других, в пределе реальный мир окружающих живых людей может замещатся совокупностью собственных проекций.
В интеллектуальной деятельности они склонны к систематизации и классификации.
В целом, излишне рационализированное сознание комплементируется чрезмерно иррационализированным бессознательным, которое зачастую проявляется в неуместных действиях и поступках, несчастных случаях, нечаянных травмах.
Дефицитарное внутреннее Я-отграничение
Дефицитарное внутреннее Я-отграничение понимается как недостаточная сформированность внутренней границы Я.
Эта граница возникает в процессе структурной дифференциации психического и знаменует собой возможность формирования подлинно автономного Я.
В этой связи недостаточность внутренней границы представляет собой в определенном смысле базисное недоразвитие личностных структур, тормозящее формирование других интрапсихических образований.
Как и деструктивное внутреннее отграничение, дефицитарность внутренней границы отражает интерперсональную динамику преэдипального периода, однако здесь "патология" отношений более глубока, менее может быть осознана матерью и, по-видимому, относится к самым ранним ступеням онтогенеза ребенка.
Фактически такие отношения могут иметь различный характер, существовать, например, в виде клишированного воспроизведения нормативно заданных ролей, или напротив, отличаться крайней непоследовательностью поведения.
В любом случае мать оказывается не в состоянии выполнять важнейшую функцию развивающегося симбиоза, связанную с постоянным "обучением" ребенка навыкам совладания с собственными потребностями.
Поскольку в этом периоде внешний мир существует для ребенка лишь как меняющиеся внутренние ощущения, чрезвычайно важно научить его дифференцировать различные собственные состояния и отличать последние от внешних объектов.
В этой связи особенно неблагоприятной является описанная выше (шкала дефицитарного внешнего Я-отграничения) остановка внутренней динамики развития самих симбиотических отношений, которая в сочетании с невозможностью правильной идентификацией матерью актуальных по-требностей и нужд ребенка, ведет к формированию функциональной недостаточности внутренней границы, т.е. дефицитарному внутреннему Я-отграничению.
В отличие от деструктивного внутреннего Я-отграничения, при оформлении которого все же происходит становление пусть "ложной", но идентичности, в рассматриваемом случае межличностная динамика первичной группы препятствует развитию какой бы то ни было идентичности.
В поведении слабость внутренней границы Я выражается склонностью к чрезмерному фантазированию, необузданной мечтательности, при которых воображаемое едва может быть отделено от реальности.
Сознание зачастую "затопляется" слабо контролируемыми образами, чувствами, эмоциями, переживание которых оказывается не способным дифференцировать их от внешних объектов, ситуаций и отношений с ними связанных.
Плохо структурированный внутренний опыт, как правило, может лишь механически пополняться, оставаясь почти всегда слишком тесно связанным с конкретными ситуациями и пережитыми в них эмоциями и аффектами.
Переживание времени практически отсутствует, поскольку претерпевание настоящего, как правило, поглощает и прошлое - из-за определенной слабости способности отличать испытанный ранее аффект от сиюминутного - и будущее - вследствие трудностей дифференциации воображаемого и действительного. Возможности реалистического восприятия и регулирования собственных телесных процессов заметно сокращены.
С одной стороны, актуализированные потребности подлежат немедленному удовлетворению и практически не могут быть отложены, с другой, многие действительные "телесные нужды" могут длительное время оставаться без всякого внимания.
Поведение в целом непоследовательно, зачастую хаотично и несоразмерно наличной жизненной ситуации.
Для лиц в высокими показателями по шкале дефицитарного внутреннего отграничения характерны импульсивность, слабость эмоционального контроля, склонность к экзальтированным состояниям, недостаточная взвешенность поступков и принимаемых решений, "переполненность" разрозненными, разнообразными чувствами, образами или мыслями, крайняя непоследовательность в интерперсональных отношениях, неспособность к достаточной концентрации усилий, плохая регуляция телесных процессов.
Очень высокие показатели по данной шкале могут означать предпсихотическое или психотическое состояние.
В поведении тогда на первый план выступают неадекватность, дезорганизованность и дезинтегрированность, зачастую вопринимаемые как вычурность и нелепость.
Продолжение в следующих выпусках рассылки.
С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор