Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск второй недели июля 2008.
Тема летнего семестра в учебном плане рассылки «Интерпретация проективных тестов» по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих и поведём речь о психологах, которые проводят тесты и о социальных работниках. В ближайших выпусках рассылки мы познакомимся с одним из лучших экспертов – Роем Шефером.

Блестящий знаток теста Роршаха, психоаналитик, главный клинический психолог Йельского медицинского университета Рой Шефер однажды иронично описал преимущества и недостатки каждого типа психолога-психодиагноста. Отрывки из книги Shafer Roy. Psychoanalytic Interpretation in Rorschach testing. NY:Grune&Stratton, 1954 цитируются по книге: Arbitrum Liberium. Арбитрум Либериум. Свобода выбора пути. Сводный каталог русскоговорящих специалистов в области медицины и психологии. Подарочное издание для участников конференции 26 апреля 2007 года. Тель-Авив, 2007. 198 с. ISBN 978-965-7272-19-0
Впрочем, проницательный взгляд психоаналитика легко применить к разговору о том, какой вы врач, педагог, социальный работник, руководитель – или шире, представитель профессий, где взаимодействие с другими людьми является главным.

«Заискивающий тип

Заискивающий психолог. Ориентация на зависимость основана на удовольствии от получения чего-либо. Психолог просит, пациент даёт. Такой вид удовлетворения присутствует во всех профессиях, предполагающих личное общение. Удовлетворение потребностей за счёт пациента возникает или из спонтанного желания клиента умилостивить психодиагноста или из навязанного клиенту стиля общения. Последний вариант ставит под вопрос профессионализм психолога.
Заискивающий психолог боится неудовольствия или возмущения пациента. Он хочет оставаться на положительной стороне пациента, то есть быть его прощающей и поддерживающей частью. В ответ на дискомфорт клиента зависимый психолог останавливается и не требует продолжать усилия, даже если к такому нажиму есть совершенно ясная индикация. Он может защитным образом рационализировать эту робкую политику необходимостью сохранения хорошего раппорта. Раппорт не нужен сам по себе, это способ получения динамически или диагностически значимого материала, в котором мы нуждаемся, чтобы написать полноценный отчёт и тем самым помочь пациенту, разъясняет Шефер. Иногда раппорт должен быть принесён в жертву для того, чтобы прояснить критические пункты в личностной динамике пациента.
Требовательный или не-дающий пациент – другая частая птица в рабочем кабинете – в заискивающем психологе вызывает страх, а порой гнев и желание наказать. Когда эти чувства, как и тревоги, что пациент ничего не даст психологу, достаточно сильны и постоянно мешают в ситуации тестирования, психодиагносту необходима помощь супервизора, чтобы вступить в конфронтацию со своей зависимой частью и её инфантильными желаниями.»

Заискивающий социальный работник бессознательно ждёт хороших вестей. А родитель всё о плохом да о трудном, и не похвалится улучшением в ситуации или позитивным изменением в поведении ребёнка. Эта ипостась чаще проглядывает после того, как просителю была выделена материальная поддержка или оказана какая-либо конкретная помощь. Чем больше социальному работнику бессознательно хочется, чтобы его волшебное средство подействовало, тем дольше он пересиживает в разговорах с подопечным, чтобы дождаться радостного рапорта, что благодаря предпринятым социальной службой действиям положение клиента улучшилось.

Материал подготовлен для интернет сообщества «Равное родительство» http://community.livejournal.com/childrn_divorce/19839.html

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное