Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели февраля.

В февральских выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» мы читаем статьи замечательного специалиста-практика, перинатального психолога, семейного психотерапевта Ирины Владимировны Вшивковой. Её научные публикации, а их более двух десятков, посвящены проективной психодиагностике. Большая работа, где из нескольких тысяч работ были отобраны и проанализированы более 1000 рисунков, ждёт своего завершения.
Отрывок статьи «К вопросу об интерпретации рисунков», где на примере из практике раскрыты принцип совместной интерпретации рисунка психологом и родителями на примере из практики, мы читали в предыдущем выпуске рассылки. Сегодня мы продолжаем читать статью, где предметом анализа стали психологические особенности женщин, обратившихся к психологу по поводу агрессивных чувств к своим детям.

Цитируем по статье:
Вшивкова И.В. Рисуночные тесты как метод исследовании агрессивной материнской позиции // Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» №1, 2005.

Как было сказано выше, в результате проведенного интервью, я смогла определить, какой способ взаимодействия с собственным ребенком наиболее характерен для каждой из матерей и как часто мать выбирает именно этот способ. Используя статистические методы анализа данных, я выдела пять способов взаимодействия с ребенком у данных испытуемых: два в первой группе и три во второй.
В первой группе (матери с агрессивным взаимодействием) выделились подгруппы с вербальной агрессией и с физической агрессией, для каждой из этих подгрупп в одинаковой мере характерно применение способов эмоционального невербального давления на ребенка.
Во второй группе (матери с неагрессивным взаимодействием) выделились подгруппы с конструктивным, отстраняющимся и неопределенным типом взаимодействия с ребенком. При этом для каждой из этих подгрупп в незначительной степени характерно применение способов эмоционального невербального давления на ребенка.
Рассмотрим более детально, в каких признаках в рисуночных тестах отразились выделенные нами способы взаимодействия матери с собственным ребенком.

У матерей с физической агрессией эмоциональная холодность отразилась в рисунках «Я и мой ребенок» (мать и ребенок разделены другими объектами, семья объединена формальной деятельностью) и «Человек под дождем» (человек в виде взрослого мужчины, больше в строгой или военной одежде). Чувство тревоги наиболее ярко отразилось в рисунке ««Моя семья»» (интенсивная штриховка, схематичность изображения и более низкое качество прорисовки фигур по сравнению обстановкой). Недоверие к себе наиболее выражено в рисунках «Я и мой ребенок» (наличие других членов семьи в рисунке, признаки неуверенности в себе в линиях) и «Моя семья» (между фигурой матери и ребенка нарисована бабушка, контакт с членами семьи чем-нибудь опосредован). В меньшей степени недоверие к себе отражено в рисунках «Автопортрет – кресло» (кресло нарисовано на ограниченном пространстве) и «Человек под дождем» (у одежды очень много застежек). Некоторые признаки депрессивности есть в рисунке «Автопортрет – кресло» (расположение рисунка в нижней части листа и линия слабеет в процессе рисования). Признаки враждебности есть во всех рисунках, кроме «Автопортрет – кресло»: в рисунках «Я и мой ребенок» и «Моя семья» (тщательная прорисовка суставов, пальцев и ногтей у фигуры матери), в рисунке «Человек под дождем» (фигура в центре листа с широко расставленными ногами и раскинутыми в стороны руками).

У матерей с вербальной агрессией признаки эмоциональной холодности отразились во всех рисунках, но более выражено в рисунках «Я и мой ребенок» (преобладает синий цвет; мать и ребенок объединены формальной деятельностью) и «Моя семья» (у членов семьи отсутствие основных деталей лица, кроме рта; разграничение фигур матери и ребенка предметами); менее выражено в рисунках «Автопортрет – кресло» (кресло сделано из дерева, а мягкость сидения может создаваться съемной подушкой) и «Человек под дождем» (взрослая женская фигура в строгой одежде). Признаки тревоги выражены в рисунках «Моя семья» (линии с сильным нажимом; много двойных и отрывистых линий) и «Автопортрет – кресло» (слишком глубокое кресло). Признаки недоверия к себе выражены в рисунках «Я и мой ребенок» (большое количество дополнительных предметов; слабые линии) и «Моя семья» (члены семьи спрятаны или отгорожены чем-то как бы защищающим их; маленькие или отсутствующие ноги у фигуры матери). Признаки трудностей в общении выражены в рисунке «Человек под дождем» (низкое качество прорисовки рук и ног по сравнению с остальными частями фигуры человека; длинное и вытянутое тело). Признаки враждебности выражены в рисунке «Моя семья» (одна фигура на другом листе или с обратной стороны; деформированные фигуры детей или других членов семьи; у фигуры матери видны зубы или оскал). Признаки импульсивности выражены в рисунке «Моя семья» (взлохмаченные волосы у фигуры матери). Признаки конфликта в семье выражены в рисунках «Моя семья» (фигуры на рисунке разделены барьерами; преобладание одежды с множеством застежек) и «Человек под дождем» (есть еще кто-то, кто пользуется зонтом или грибком; у фигуры выделена, подчеркнута талия).

У матерей с преобладанием конструктивного способа взаимодействия признаки благополучия в значительной степени выражены в рисунке «Автопортрет – Кресло» (адекватное использование цвета для выделения деталей кресла; кресло предназначено для дома; нет ограничений для детей; кресло достаточно большое, с хорошей спинкой и адекватного размера подлокотниками; расположение и размер рисунка соответствует принятым как благополучные). Признаки эмоциональной холодности отразились во всех рисунках, но более выражено в рисунках «Я и мой ребенок» (отсутствие цвета; схематичные фигуры матери и ребенка) и «Моя семья» (схематичные фигуры; преобладает синий цвет). Признаки тревоги выражены в рисунках «Моя семья» (фигура матери отвернута; отсутствие совместной деятельности) и «Человек под дождем» (схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано). Признаки чувства незащищенности выражены в рисунке «Я и мой ребенок» (на переднем плане нарисованы предметы, скрывающие части фигур; рисунок расположен по центру в самом верху или низу; широко расставлены ноги у фигуры матери). Признаки депрессивности выражены в рисунке «Я и мой ребенок» (преобладает коричневый цвет; фигуры из палочек; очень маленький рисунок). Признаки враждебности выражены в рисунке «Моя семья» (очень большая фигура матери; длинные острые пальцы у фигуры матери). Признаки импульсивности выражены во всех рисунках, кроме «Автопортрет – Кресло»: «Я и мой ребенок» (части фигур плохо связаны; одномерное тело; взлохмаченные волосы у фигуры матери), «Моя семья» (слишком маленькая голова у фигуры матери; мать нарисована несколько раз, различными способами) и «Человек под дождем» (несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды). Признаки конфликта в семье выражены в рисунке «Человек под дождем» (ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции).

У матерей с преобладанием отстраняющегося типа взаимодействия с собственным ребенком признаки эмоциональной холодности выражены в рисунках «Я и мой ребенок» (отсутствие цвета; фигуры из палочек; отсутствие деталей лица), «Моя семья» (отсутствие цвета; фигуры из палочек), «Автопортрет – кресло» (офисный тип кресла; сделано из жестких материалов; много металлических деталей). Признаки тревожности выражены в рисунке «Моя семья» (тревожность в линиях; схематичность изображения; много стираний). Признаки чувства незащищенности выражены в рисунках «Я и мой ребенок» (фигура матери на заднем плане; непропорциональной длины руки и ноги), «Моя семья» (в центре листа большая икона или фигура ангела или бабушки, не проживающей в семье; введение в семью новых членов; много второстепенных деталей). Чувство неполноценности проявилось в рисунке «Моя семья» (неподвижная по сравнению с остальными фигура матери; изоляция матери от других, непропорционально маленькая фигура матери). Признаки инфантильности выражены во всех рисунках «Я и мой ребенок» (фигура матери ниже ребенка; в одежде выделены пуговицы; у фигуры матери отсутствует шея), «Моя семья» (фигура матери расположена ближе к фигуре собственной матери; преобладание фиолетового цвета; длинные слабые руки), « Автопортрет – Кресло» (преобладание фиолетового цвета; на кресле прорисованы пуговицы-заклепки; рядом с креслом есть другое большое кресло или крупная мебель; нарисовано кресло из сказки), «Человек под дождем» (человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками; рисунок человека в виде ребенка). Признаки недоверия себе выражены в рисунках «Я и мой ребенок» (очень слабые линии; наличие мужа или других фигур; одномерные фигуры), «Моя семья» (между фигурой матери и других членов семьи нарисована фигура бабушки или отца; очень слабые линии; расположение в нижней угловой части листа), «Человек под дождем» (нарисован мальчик; зонт над человеком держит кто-то или что-то; у одежды очень много застежек; человек уходит влево). Трудности общения выражены в рисунке «Автопортрет – Кресло» (отсутствие подлокотников; кресло нарисовано схематично; расположено в профиль или отвернуто; очень высокое сидение кресла). Признаки враждебности выражены в рисунке «Моя семья» (агрессивная поза у фигуры матери; деформированы фигуры некоторых членов семьи; увеличенная фигура матери по отношению к другим фигурам). Признаки импульсивности выражены в рисунках «Моя семья» (части фигур плохо связаны у фигуры матери; взлохмаченные волосы у матери; заштрихованные руки у фигуры матери), «Человек под дождем» (много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног) и наиболее ярко в рисунке «Автопортрет – Кресло» (кресло на колесиках или качалка; много дополняющих деталей и механизмов на кресле; части кресла могут быть плохо связаны, особенно спинка). Признаки семейного конфликта выражены в рисунках « «Я и мой ребенок»» (фигуры соединены через предметы; отсутствие лица или его основных деталей; дополнительные детали больше фигур), « Моя семья» (у некоторых фигур отсутствуют части тела; преобладание вещей; разделение фигур барьерами), « Человек под дождем» (ограничение пространства; под дождем лучше, чем дома; противоречивость высказываний и рисунка).

У матерей с неопределенным типом взаимодействия в равной степени присутствуют признаки всех симптомокомплексов, отразившихся в остальных рисунках. Наиболее ярко выделяются следующие симптомокомплексы эмоциональная холодность, недоверие к себе и импульсивность.
Окончание в следующем выпуске рассылки.

Вшивкова И.В. работает в Москве в МПЦ «Семья+», публикует научно-популярные материалы психологической тематики в периодических изданиях и консультирует он-лайн на форуме http://detochka.ru.
Всем, кто собирается профессионально заниматься психодиагностикой, рекомендую изучить раздел форума «Детские рисунки, что в них?», где Ирина Владимировна комментирует и интерпретирует детские рисунки.
Ссылка на форум здесь http://detochka.ru/forum/index.php?showtopic=23606

С уважением,
доктор Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное