Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели февраля.

В февральских выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» мы читаем статьи замечательного специалиста-практика, перинатального психолога, семейного психотерапевта Ирины Владимировны Вшивковой. Её научные публикации, а их более двух десятков, посвящены проективной психодиагностике. Большая работа, где из нескольких тысяч работ были отобраны и проанализированы более 1000 рисунков, ждёт своего завершения.
Отрывок статьи «К вопросу об интерпретации рисунков», где на примере из практике раскрыты принцип совместной интерпретации рисунка психологом и родителями на примере из практики, мы читали в предыдущем выпуске рассылки. Сегодня мы читаем статью, где предметом анализа стали психологические особенности женщин, обратившихся к психологу по поводу агрессивных чувств к своим детям.

Цитируем по статье:
Вшивкова И.В. Рисуночные тесты как метод исследовании агрессивной материнской позиции // Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» №1, 2005.

В практике психологического консультирования встречается немало случаев обращения за психологической помощью родителей, которых "не устраивают их дети". В этих семьях ситуация внешне выглядит благополучной, а в реальности ребенка эмоционально или физически отвергают, демонстрируя раздражительно-враждебное отношение к нему, особенно в ситуациях конфликта с ребенком. По данным исследований Личко А. Е. и Корвасарского Б. Д. такое родительское отношение свойственно матерям и отцам с неразвитым родительским чувством. Однако данные анализа обращений за психологической помощью говорят о том, что есть родители с изначально развитым родительским чувством, т. е. принимающие свое родительство и остающиеся ответственными, отзывчивыми и доступными родителями, и при этом периодически или постоянно агрессивно обращающиеся с детьми. У таких родителей нередко возникает ситуация, после которой у них начинает проявляться эмоциональное отвержение своего ребенка и агрессивность по отношению к нему, особенно в ситуациях конфликта с ребенком. На формирование у этих родителей агрессивного взаимодействия с собственными детьми могут оказать влияние самые различные факторы от личностных до социальных. <…>
<…>
Для того чтобы дальнейшее изложение было ясным, и для обеспечения адек¬ватности изложения и восприятия, определим основные понятия. <…>
Для начала согласимся с тем, что понятия агрессивное поведение и агрессивность не синонимичны. В определении понятий агрессивное поведение и агрессивность в поведении (далее агрессивность) я склонна согласиться с определением данным А. А. Реан: «Под агрессивностью в дальнейшем будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспри¬нимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Проявление — не проявление агрессивности как лично¬стного свойства в определенных актах поведения как агрессивных действий всег¬да является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситу¬ационных факторов». [ 7]
Следовательно, агрессивное взаимодействие родителя с ребенком может представлять собой как первое, так и второе явление. При этом, как и любое агрессивное действие, оно будет направлено на лик¬видацию помех и препятствий на пути к удовлетворению какой-либо потребности, например воспитательной или витальной у родителя (Доллард, Дуб, Миллер, Маурер, Сирс). Важно, что само подавление любого акта агрессии представляет со¬бой фрустрацию, которая, в свою очередь, увеличивает по¬буждение к агрессии. Проявление же агрессивности снижает агрессивное побуждение. [12]
Таким образом, можно предположить, что родители, позволяющие себе проявление агрессии, оговоримся, что в социально приемлемой для воспитательных целей форме, в целом будут иметь более теплое, не агрессивное отношение к собственным детям, чем те матери, которые сдерживают проявление агрессии во взаимодействии с детьми.
С моей точки зрения понятие агрессивное родительское отношение может быть синонимично понятию отвергающее. Говоря отвергающее родительское отношение, я имею в виду злоупотребление или пренебрежение детьми.
<…>
Рассмотрим более подробно понятие психологическое пренебрежение. Предполагается, что родитель, заботящийся о своем ребенке, обеспечивает ему не только необходимое материальное обеспечение жизнедеятельности, но и необходимую психологическую поддержку, внимание и привязанность. Если материальное обеспечение может реализовываться, скажем, бесконтактным способом, то для реализации психологической поддержки родителя ребенку необходимы вербальные или невербальные контакты с ребенком. Поэтому я считаю логичным разделить психологическое пренебрежение на две формы:
- пренебрежение физическими контактами с ребенком, т. е. по каким-то причинам родитель отказывает ребенку в необходимых прикосновениях, ласках, объятиях и т. д.
- пренебрежение эмоционально-вербальными контактами с ребенком, т. е. родитель отказывается или не способен оказать ребенку психологическую поддержку и внимание на речевом уровне.
Теперь обратимся к понятию эмоциональное отвержение или психологическое жестокое обращение. На мой взгляд, оно включает в себя не только хроническое унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка, но и жестокое, ригидное, заформализованное общение с ребенком. Формализация контактов с ребенком, эмоциональных и физических - это отсутствие учета потребностей и нужд собственного ребенка в реальный момент времени. Ориентация родителя на свои правила и представления, регламентирующие, когда и что должно делаться для ребенка. Например, поцелуй только на ночь; объятия только при травме, болезни; задушевные разговоры по вечерам с 20 до 20:30 и т. д. когда родитель не желает удовлетворять "внезапно" возникшую потребность ребенка в поддержке и внимании. Формализация контактов с ребенком не позволяет развиваться самоценности ребенка и в конечном итоге это может сказаться на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Описание подобных ригидных ритуалов мы встречаем в исследованиях Джанин Робертс и Моники МасГолдрик [13; 14]
Злоупотребление или пренебрежение ребенком - это результат переплетения разных жизненных коллизий. Важно понять можно ли что-то предпринять в то или иное время, чтобы предотвратить их развитие. Многочисленные исследования и теории пытались определить факторы, способствующие или благоприятствующие развитию плохого обращения с ребенком. Они всегда связаны со взаимодействием в семье, с агрессией, направленной на ребенка. Как правило, плохое обращение в семье к ребенку появляется в стрессовых ситуациях и обстоятельствах. Однако, наблюдая моих клиентов, матерей, я увидела, что в сходных условиях у одних матерей начинает проявляться плохое обращение к ребенку, а других нет. Именно те, у кого оно не проявляется обращаются к нам с запросом помочь преодолеть возникающую у них неприязнь, агрессию или раздражение к собственному ребенку. В чем состоит различие между одними и другими матерями?
Данные моих наблюдений говорят о том, что у этих родителей есть различие в способности управлять своим поведением, есть различия в процессе формирования взаимодействия с ребенком. <…>

Мой комментарий.

На языке психоаналитической диагностики, одни матери обладают сильным Эго и психологическими защитами второго уровня, способными подавлять нежелательное поведение, оставаясь в контакте с нежелательными мыслями и чувствами, а другие – слабым Эго и психологическими защитами примитивного уровня, освобождающими сознание от нежелательных мыслей и чувств.
<…> При выборе метода исследования важно учесть, что агрессивное поведение ассоциируется у матерей с социально не желательным и мать старается маскировать его наличие, даже если оно является проблемой для нее самой. Следовательно, для данных исследований необходимо подобрать такой инструментарий, который максимально может скрыть от обследуемого то, на что направлено то или иное задание, что будет «хорошим, а что плохим ответом».
На мой взгляд, проективные методики могут стать наилучшим выбором в данной ситуации. Данные методики играют роль инструмента замаскированного тестирования, при котором человек даже не подозревает, на определение каких именно психологических особенностей направлено то или иное задание. Цель же проективных методик - выявление не поверхностных черт личности, а более глубоких, часто скрытых, завуалированных сторон характера, которые могут даже не осознаваться самим человеком.
Проективные методики построены таким образом, чтобы поставить тестируемого в условия неопределенности: ему дается, как правило, очень краткая общая инструкция, без подробных объяснений, основная цель которой - стимулирование фантазии и свободного полета мысли. Такая подача инструкции, нейтральная направленность заданий и отсутствие ограничений при их выполнении, способствуют снятию у тестируемого защитных реакций, благодаря чему он может наиболее полно проявить свои личностные особенности (эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики, жизненные установки, мыслительные процессы, стиль решения проблем, наличие конфликтности и так далее).
В данной статье я хочу представить результаты пилотажного исследования, целью которого было сравнительное изучение особенностей проявления в некоторых рисуночных методиках материнской позиции у матерей с агрессивным и неагрессивным типом взаимодействия с собственным ребенком.
Объектом исследования служили матери, обращавшиеся за консультативной психологической помощью. Следует отметить гетерогенность данной выборки по социально-психологическим характеристикам: возраст, социальное и семейное положение матери, количество детей в семье. Возраст детей испытуемых от 5 лет до 10 лет. Я сознательно не стремилась подобрать однородную по социально-психологическим показателям выборку матерей для данного первичного исследования. Я полагала, что для наиболее полного изучения особенностей проявления агрессивной материнской позиции достаточно будет наличия самого факта агрессии во взаимодействии с ребенком в конфликтной ситуации. Общим критерием для включения в выборку исследования был факт согласия матерей с тем, что имеющиеся трудности во взаимодействиях с ребенком прямо пропорционально связаны с особенностями их материнской позиции.
<…>
Мой комментарий.

Иными словами, матери, которые отрицали своё агрессивное поведение по отношению к ребёнку, проецировали его на «плохого» ребёнка или диссоциировали проявления своей агрессивности, то есть матери-психопатки с примитивными психологическими защитами и слабостью Эго, были из исследования исключены. Речь шла о совершенно обычных, нормальных людях.
<…>

Основные гипотезы работы заключались в том, что в рисуночных тестах можно будет с достаточной степенью достоверности зафиксировать особенности проявления различной материнской позиции и то, что в рисуночных тестах проявления агрессивной материнской позиции будут отличаться у матерей с агрессивным и неагрессивным взаимодействием с собственным ребенком.
В отобранную выборку вошло 30 матерей из них 15 с агрессивным взаимодействием с собственным ребенком в ситуациях конфликта и 15 с неагрессивным. Во вторую группу на данном этапе исследования я включила все типы взаимодействий, которые не подходят под определение агрессивных, в том числе и близкие к конструктивным.
Перед исследованием с каждой из матерей было проведено диагностическое стандартизированное интервью, которое и позволило мне разделить испытуемых на две группы: с агрессивным и неагрессивным взаимодействием с собственным ребенком. В первой группе в ситуации конфликта с ребенком матери проявляли гетероагрессию (применяли физическое или вербальное насилие над ребенком для разрешения ситуации). Во второй группе матери пытались с помощью беседы или уговора разрешить конфликт, или прекращали взаимодействие, с ребенком оставляя его одного при его выборе. Принимая за факт то, что фактически все матери когда-то во взаимодействии с ребенком ведут себя агрессивно, то при делении на группы я учитывала и частоту проявления агрессивного или неагрессивного взаимодействия с ребенком. Во второй группе матери вели себя агрессивно не чаще одного раза в месяц, тогда как в первой группе такое поведение наблюдалось не реже, чем еженедельно. Важно и то, что все мои испытуемые стремятся построить теплые и конструктивные взаимодействия с собственным ребенком, и это стремление послужило поводом для их обращения в психологическую консультацию.
Для данного исследования я выбрала следующие рисуночные тесты:
1. "Я и мой ребенок" (отражает ценность ребенка для матери, представление о себе в роли матери, наличие тревоги или конфликта во взаимоотношениях), [11].
2."«Моя семья»" (отражает семейную ситуацию в целом, собственную позицию в семье, отношение матери к членам семьи и источник конфликта или тревоги), [4;9].
3."Автопортрет - Кресло" (моя авторская методика) (отражает направленность потребности заботиться о ком-либо, особенности проявления объекта заботы, отношение к субъектам заботы и тип проявления заботы, ценность заботы как вида деятельности), [1;2].
4."Человек под дождем" (отражает силу Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, выявляет особенности личностных защитных механизмов и тип поведения во фрустрирующих ситуациях), [8].
На мой взгляд, данный выбор рисуночных тестов позволяет с разных сторон увидеть проявления различной материнской позиции в рисунках.

Все полученные в исследовании рисунки анализировались по следующим показателям:
формальные характеристики: степень заполнения пространства листа; наличие барьеров; качество линий; детали рисунков и особенности их расположения на листе; преобладание изображения людей или интерьера и т.д.;
содержательные характеристики: особенности проекции основной темы рисунка; признаки эмоционального наполнения отношений, тревоги, конфликтности, семейной или личностной неустойчивости; а так же проявления таких симптомокомплексов как благоприятная ситуация, эмоциональная холодность, тревожность, чувство незащищенности, чувство неполноценности, инфантильность матери, недоверие к себе, депрессивность, трудности общения, враждебность, импульсивность матери и конфликтность в семье.

Таким образом, при оценке рисунков были использованы как традиционные параметры анализа проективных рисунков, так и параметры, заданные самой темой исследования.
Первичный анализ рисунков позволил зафиксировать отсутствие различий в рисунках матерей с детьми разных возрастных групп, но показал наличие как содержательных, так и формальных отличий рисунков у матерей с агрессивным и неагрессивным взаимодействием с собственным ребенком. Это можно считать признаком адекватного выбора методик для исследования проявлений различной материнской позиции в рисуночных тестах. Отметим сначала наиболее общие формальные характеристики рисунков для каждой из двух групп:
В первой группе (с агрессивным поведением) большинство рисунков было выполнено в центральной части листа, четкими линиями, без значительных исправлений, размеры рисунков соответствуют принятым в психодиагностике как адекватные; рисунки выполнены в цвете и в объемном изображении. В рисунках, где были фигуры людей, их лица прорисовывались полностью.
Во второй группе (с неагрессивным поведением) большинство рисунков было выполнено в угловой части листа (чаще верхней левой), четкими линиями, но мелкого или недостаточно крупного размера; основная часть рисунков выполнена простым карандашом или одним цветом (чаще фиолетовым, коричневым или синим). В большинстве рисунков фигуры людей нарисованы схематично (из палочек и кружочков), прорисовка лиц или неполная или отсутствует.
Такие формальные характеристики рисунков являются проявлением различного эмоционального наполнения взаимоотношений, рисунки второй группы матерей (с не агрессивным взаимодействием) демонстрируют эмоциональную холодность, отстраненность и достаточно высокую тревожность матерей.
Такие же данные были получены мной в другом исследовании, где основной целью была оценка психоэмоционального состояния матерей во время разрешения конфликта с ребенком (ситуация непослушания, нарушения ребенком важного запрета), [3].

Рассмотрим содержательные особенности рисунков для каждой темы отдельно.

«Я и мой ребенок» - в этой теме наиболее четко отразилась разница эмоционального взаимодействия матерей в первой и второй группах. Рисунки матерей первой группы (с агрессивным взаимодействием) отличаются тем, что в них присутствует в более выраженном варианте признаки недоверия себе, враждебности, импульсивности и личной незащищенности. В рисунках матерей второй группы (с неагрессивным взаимодействием) в более выраженном варианте присутствуют признаки эмоциональной холодности, тревожности, депрессивности и семейной конфликтности.
Наиболее значимыми диагностическими признаками для каждой из групп оказались: наличие или отсутствие цвета, размеры и расположение фигур по отношению друг к другу, прорисовка основных деталей лица и тип изображения фигур.

«Моя семья» - в этой теме наиболее четко отразилась разница в источнике эмоционального напряжения и конфликтности у матерей первой и второй групп. Рисунки матерей первой группы (с агрессивным взаимодействием) отличаются тем, что в них присутствует в более выраженном варианте признаки недоверие себе, личной тревожности, враждебности по отношению к членам семьи и конфликтности в семье. В рисунках матерей второй группы (с неагрессивным взаимодействием) в максимально выраженном варианте присутствуют признаки эмоциональной холодности, инфантильности и недостаточности самоконтроля, импульсивности поведения в семье.
Наиболее значимыми диагностическими признаками для каждой из групп оказались: тип изображения фигур, наличие или отсутствие барьеров между членами семьи, наличие и характер совместной деятельности членов семьи, особенности изображения рук, волос, лица и фигуры матери.

«Автопортрет - Кресло» - в этой теме наиболее четко отразились особенности потребности заботиться о ком-либо и разница в направленности заботы (на себя или во вне). Рисунки матерей первой группы (с агрессивным взаимодействием) отличаются тем, что в них присутствует в более выраженном варианте признаки депрессивности и тревожности, а так же признаки внешней направленности заботы. В рисунках матерей второй группы (с неагрессивным взаимодействием) в более выраженном варианте присутствуют признаки благополучной ситуации и недоверия к себе, а так же признаки внутренней направленности заботы.
Наиболее значимыми диагностическими признаками для каждой из групп оказались: соотношение глубины, широты и высоты кресла, наличие и характер прорисовки ножек и подлокотников кресла, назначение и место расположение кресла, а так же особенности его поверхности.

«Человек под дождем» - в этой теме наиболее четко отразилась разница в механизмах защиты и способах поведения в фрустрирующей ситуации. Рисунки матерей первой группы (с агрессивным взаимодействием) отличаются тем, что в них присутствует в максимально выраженном варианте признаки эмоциональной холодности. В рисунках матерей второй группы (с неагрессивным взаимодействием) в максимально выраженном варианте присутствуют признаки инфантильности и недоверия к себе.
Наиболее значимыми диагностическими признаками для каждой из групп оказались: пол и возраст изображенного человека; особенности прорисовки, количество и месторасположение помогающих или защищающих объектов, особенности изображения рук, волос, лица и фигуры человека, размер и месторасположение рисунка в целом.
Сравнительный анализ содержательных характеристик рисунков позволил увидеть некоторые значимые особенности отражения материнской позиции в рисунках в зависимости от частоты выбора того или иного способа взаимодействия с ребенком.

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

Вшивкова И.В. работает в Москве в МПЦ «Семья+», публикует научно-популярные материалы психологической тематики в периодических изданиях и консультирует он-лайн на форуме http://detochka.ru.
Всем, кто собирается профессионально заниматься психодиагностикой, рекомендую изучить раздел форума «Детские рисунки, что в них?», где Ирина Владимировна комментирует и интерпретирует детские рисунки.
Ссылка на форум здесь http://detochka.ru/forum/index.php?showtopic=23606

С уважением,
доктор Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное