Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели января.

Боюсь, что, читая еженедельные выпуски рассылки и разбирая случаи на форуме «Дети рисуют семью» http://forum.rorschach.ru , вы подумали что целостное понимание рисунков это моё собственное изобретение. Нет, это не так. Я практикую цветовой ассоциативный эксперимент в сочетании с методикой Рисунок семьи, хорошо известные задолго до меня. Моя заслуга лишь в том, что вместе с помощниками мы собрали данные о детях двадцать первого века, которые растут не в семье, а в яслях, детском саду и школе и развиваются в своеобразном пространстве, соединившей элементы трёх культур: изустной, книжной и телевизионной.

Сейчас мы обрабатываем собранные рисунки, стараясь понять и объяснить то, что видим. Полностью результаты исследования будут опубликованы в книге «Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи» уже в этом году.

В ближайших выпусках рассылки я процитирую работы психологов, которые создали теоретическую основу подхода к интерпретации проективных тестов, который мы с Вами потихоньку осваиваем.

Цитируем по книге:
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель-Пресс, изд-во Эксмо, 2002. – 272 с.

С.28-29
«Рисует ли ребёнок человека по собственному образу?
Становление представлений человека о том, как выглядит тело, отражено в ворастающей сложности рисунка человека. Поразительное сходство этапов этого процесса у детей разных стран и разных эпох – факт, подтверждающий базовое единство человечества, точнее говоря, биологическое родство...
Основное в концепции тела – осознание своего собственного тела. Восприятие себя – это тот базис, благодаря которому ощущения, полученные из окружающего мира, наполняются смыслом... Как только ребёнок начинает осознавать части тела, их положение в пространстве, свою возможность контролировать движения и в конце концов реагировать соответственно на осязаемые, зрительные, слуховые и другие воздействя извне, начинается постеменное приобретение чувства индивидуальности.
Какое-то время я тоже присоединялся к широко распространённому мнению о том, что рисунок ребёнка – это рисунок самого себя. С тех пор я усомнился в этом утверждении, несмотря на очевидное единодушие многочисленных специалистов в этом вопросе. Будем считать установленным тот факт, что большинство детей рисуют человека своего пола, но также верно, что спонтанный рисунок человека изображает взрослого, а не ребёнка. Кажется, что ребёнок больше интересуется взрослыми, чем самим собой. Только позднее, когда он будет достаточно взрослым, чтобы нарисовать свою семью, он укажет на одну из фигур среди своих братьев и сестёр и скажет: «Это я». Есть случаи, в которых ребёнок недвусмысленно изображает себя: например, окружённый страхами и тревогами, он рисует рыдающего ребёнка.
Многолетние наблюдения и изучение рисунков привели меня к выводу о том, что, когда ребёнок в порядке и далёк от тревог, его интеллект свободен, поведение открыто. Реагируя на окружающее, ребёнок, очарованный внешним миром, забывает себя и изображает в рисунках скорее концепцию человечества, чем себя. Своё уже включено и поглощено.
Похожая ситуация наблюдается и в физическом аспекте: в повседневной суете мы не ощущаем сердце или желудок до тех пор, пока они не беспокоят нас. Чем лучше мы себя чувствуем, тем меньше мы склонны беспокоиться или думать о самих себе. Ребёнок, не испытывающий тревог, забывает себя, окружённый множеством людей и вещей. И когда он рисует человека, результатом будет схема, которая отражает значение взрослого в его мире.
Если моя интерпретация верна, то она делает более валидным применение рисования для диагностики детей с эмоциональными проблемами. Их рисунки будут содержать символические элементы, отражающие их расстройства. Рисунки хорошо приспособленных детей удивительно схожи. Рисунки же детей с эмоциональными проблемами поразительно различны, так как у каждого ребёнка свой вид расстройства. При изучении рисунков часто возникает впечатление, что они говорят больше, чем мы можем расшифровать...»

Продолжение в следующем выпуске.

С уважением,
доктор Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное