Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели июля.
Продолжаем разбор статьи Как кодировать «зуб»?
Позвольте подсчитать способы, или о некоторых иных методах классификации ответов на Роршах-тест
Джозеф Маслинг
Психологическое отделение университета Нью-Йорка в Баффало
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛУ ШКАЛЫ ПРЕГРАД И ПРОНИЦАЕМОСТИ

Что представляет собой техника Хольцмана?

Цитируем по книге: Харроуэр М.Р. Тест Роршаха // Проективная психология. М: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000. – 528 с.
Стр. 121-122
Применение метода Роршаха в группе: групповой тест Роршаха и тест множественного выбора.
Прошло немало лет с того момента, когда первые экспериментальные модификации священного и неприкосновенного теста Роршаха приобрели вид групповых Роршах-техник. За эти годы работа с группами стала традиционной и признанной техникой, так что сейчас трудно снова воссоздать тот скептицизм и некоторые случаи враждебности, с которыми было встречено её появление, или представить себе ту атмосферу, которая вызывала необходимость педантично детализированного и тщательного отчёта за каждый новый шаг в этом направлении, вкупе в ещё и довольно жёсткой стандартизацией инструкций и процедуры.
Мы все уже привыкли к тому, что групповое тестирование по методу Роршаха представляет собой демонстрацию чернильных пятен Роршаха в виде слайдов в полутёмной комнате, которая, при условии что все сиденья установлены в центре, можен вместить в себя не меньше нескольких сотен человек. На демонстрацию каждого слайда отводится три минуты, при этом испытуемые записывают всё, что они смогли увидеть в слайдах. Вслед за первой демонстрацией слайды предъявляются ещё раз, что даёт возможность тестирующему выявить различные типы данных, в зависимости от поставленных им перед собой задач.
Как и следовало ожидать, реакции на восприятие одного и того же объекта варьируются от односложных ответов, лишённых объяснений, до занимающих целую страницу описаний. Кроме того, эти ответы принимают хорошую и плохую форму, имеют богатую и экспрессивную динамику наряду с очевидным и неограниченным использованием цвета и разнообразными реакциями на светотени. И хотя многие исследователи, обращаясь к этой методике, испытывали определённые сомнения и даже скептицизм, они поняли, что в этом отношении Роршах не особенно требователе. Правильно проведённое тестирование обеспечивает исследователя всеми данными, необходимыми для диагностической оценки. Подробную информацию об инструкции по проведению и исследованию результатов можно найти в моей работе «Проведение масштабного тестирования по методике Роршаха». Однако мой многолетний опыт подсказывает, что стереотипизированные инструкции не приносят особой пользы, и любой, кто хорошо знаком с этой методикой и не раз проводил её индивидуально, знает, что предлагая её различным группам людей, он добьётся гораздо лучших результатов, если будет общаться с группой спонтанно, объяснять смысл процедуры, не заглядывая и не обращаясь к различным источикам или «точным» инструкциям. В большой степени успешность проведения группового тестирования, равно как и индивидуального, зависит от установления хорошего раппорта между исследователем и испытуемыми, психологом и его пациентами. Общение с группой сильно отличается от общения с отдельными людьми, и любой исследователь, проводящий групповые методики, должен прежде всего направить свои усилия на установление хороших групповых отношений.
Не вызывает сомнения, что в связи с этим допускается отклонение от инструкции, и ещё, как мне кажется, изменение самой процедуры проведения исследования. Была разработана достаточно жёсткая страндартизация для слайдов, пригодных для групповой демонстрации...
Хотя идентичность брошюр, которые испытуемые используют для записи своих ответов, не имеет особого значения по сравнеию с вопросом стандартизации слайдов, мы в течение последних пяти лет позаботились о распространении брошюры, главным отличием которой была вкладка с подробными и тщательно прорисованными чёрно-белыми копиями чернильных пятен Роршаха, на которых следует отмечать локализацию ответов... Таким образом, в результате проведения групповой методики исследователь получает точно такую же информацию, какую он получил бы в результате индивидуального тестирования, при условии успешного проведения процедуры группового тестирования. Далее он может работать с этими данными так же, как с данными индивидуального тестирования: просматривать записи в поисках ответов, в которых наиболее явно отражены нарушения...
Стр. 126-127
Применение групповых методик на производстве
В качестве иллюстрации достижений в этой области я собираюсь привести здесь результаты, полученные Штайнер в течение четырёхлетнего периода экспериментирований и исследований в компании «Дженерал Электрик»... Последние данные, полученные Штайнер на основе исследования 920 бланков с ответами по групповому тесту Роршаха, позволяют провести любопытное сравнение между различными профессиональными группами, на которых она имела возможность провести тестирования: она сопоставляла инженеров, канцелярских служащих, рекламщиков и художников рекламы. На основе данных своей весьма адекватной выборки она делает следующие выводы:
Инженеры. У представителей этой грппы большой процент W-ответов, что говорит о склонности к абстрактному мышлению и указывает на хорошую способность к синтезу. Также имеются свидетельства хороших аналитических способностей, хотя некоторые давали по большей части шаблонные ответы. В целом можно отметить незначительное количество ответов по движению людей, много М-ответов встречается только у недавних выпускников. Процент F- ответов превышает норму, что указывает на хороший культурный контроль. Несмотря на небольшое количество ответов по цвету, при сравнении FC и CF-ответов преобладают первые, что было обнаружено при тестировании испытуемых студенческого возраста во время предварительного исследования.
Канцелярские служащие. Ответам канцелярских служащих характерен низкий процент W-ответов, высокий процент D и d, а также dd и S-ответов. По сравнению с другими группами, наблюдается уменьшение количества ответов по движению человека. FM-ответы встречаются в два раза чаще, чем М-ответы. Отмечается высокий в пределах нормы контроль и эмоциональная реактивности, количество FC-ответов приблизительно равно количеству CF-ответов.
Рекламщики. Создатели рекламы продемонстрировали склонность к абстрактному мышлению и заинтересованность практической деятельностью. Наиболее яркой характеристикой этой группы является большое количество М-ответов.Другими отличительными чертами ответов этой группы были: оригинальность, высокая продуктивность, сензитивность, тенденция к интроспекции (самоанализу, самонаблюдению) и ощутимое напряжение. Процент F-ответов среди представителей этой группы ниже, чем во всех профессиональных группах. Средняя реактивность в отношении к окружающему миру.
Художники рекламы. Отличительные характериситки ответов этой группы таковы: огромное количество ответов, многие из которых оригинальны, много W-ответов, средняя встречаемость ответов по крупным деталям, зато редким деталям уделяется повышенное внимание. Процент F-ответов превышает норму, М-ответы превышают по численности FM-ответы, наблюдается огромное количество Fc и с-ответов (Примечание: в экснеровской системе кодируются как С со штрихом) при том, что CF Ответы встречаются в два раза чаще, чем FC-ответы, это главное отличие этой группы от остальных.
Я полагаю, что в подобных исследованиях групповое тестирование по Роршаху находит наилучшее применение. В тех случаях, когда должны быть выявлены групповые характеристики, где важны минимальные отклонения от намеченного плана действий и де необходимо протестировать большую выборку с тем, чтобы получить достоверные результаты, проведение группового тестирования становится необходимостью.

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛУ ШКАЛЫ ПРЕГРАД И ПРОНИЦАЕМОСТИ
О каких экспериментах Аша идёт речь?
Читайте в следующих выпусках рассылки

С уважением,
Д-р Ольга Полякова


Наверх

В избранное