Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Чтобы научиться интерпретировать проективные тесты, нужна практика. Мы практикуемся по картинке, условно названной «Садовник», отрабатывая одну и ту же схему – психоаналитическую. В выпуске от 4 сентября даны картинка и подборка рассказов по ней.

Пример М.

Это рабочий музея, он протирает картину.

Пример П.

Милая картинка. Человек не понимает, что перед ним картина и пытается обрезать нарисованное дерево.

Это два интересных варианта. Знакомому с тестом Роршаха психологу скажем, что объединили их по принципу FD. Незнакомым с интерпретацией теста поясним, что имеется в виду. Когда клиент смотрит на картинку, перед психологом два плана происходящего: клиент (смотрит на картинку) и рисунок. В примерах М и П три плана: рисунок ПЕРЕД клиентом, рабочий ПЕРЕД картиной. Об интерпретации FD можно прочесть на сайте www.rorschach.ru в разделе «Психограмма: считаем».

Пример М иллюстрирует отрицание части реальности. Режущий инструмент в руках рабочего превратился в тряпку на палке, которой протирают пыль. Агрессия, по-видимому, для М не приемлема ни в какой форме. Ему будет трудно совершать даже законные, разрешённые поступки агрессивного характера. Такой менеджер не сумеет наказывать, применять санкции, лишать премии и т.д. Сама ситуация (человек за работой) адекватна реальности, неадекватна защита от агрессивных импульсов. Раньше такую патологию назвали бы невротической.

Пример П. сложнее. Помнится, Буратино тоже не понимал, что огонь в очаге нарисован, и воспринимал изображение как реальность. Литературный пример помогает интуитивно постичь реакцию П на предъявленный стимул: он объявляет то, что происходит в реальности, ненастоящим. Возможно, в стрессовой ситуации он будет справляться с эмоциональной перегрузкой точно так же. В психологии феномен объявления происходящего ненастоящим называют дереализацией. Это явление диссоциативной природы. В отличие от работы отрицания, примитивной психологической защиты, которая «выгоняет прочь» из сознания нежелательную агрессию, работа диссоциации оставляет сознание в контакте с агрессивным импульсом. Достигается это ценой утраты способности адекватно оценивать реальность. Как бы вы отозвались о знакомом, который портит картины? И снова, сама ситуация, описываемая в рассказе (человек за работой) адекватна реальности, неадекватна защита от агрессивных импульсов. Раньше такую патологию назвали бы психотической.

Клиент начинает со слов «Милая картинка». Они могут быть адресованы экзаменатору, и тогда за ними, возможно, скрывается желание выиграть время и сориентироваться. Тогда тестовая ситуация вскрывает паттерн (сложившийся стереотип) поведения: в неопределённой ситуации, когда возникают затруднения, П начинает говорить общими фразами. Слова «Милая картинка» можно трактовать иначе, как иронию в адрес её героя. По мнению П, персонаж картинки психически нездоров: не понимает, что он делает. Третья интерпретация увидит в рассказе психологическую защиту по типу формирования реакции. Герой рассказа П агрессивен (он режет, совершает агрессивное действие, а не рисует картину или протирает с неё пыль) и адекватен (пытается обрезать дерево). Для П, по-видимому, неприемлема ситуация, когда ЧЕЛОВЕК РЕЖЕТ ЖИВОЕ ДЕРЕВО, он защищается от неё, формируя ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ реакцию, и поэтому называет происходящее милым.

Настало время задать читателям вопросы:

Как часто Вы формулируете свои гипотезы, опираясь на анализ тестовых данных? Как часто Вы стараетесь интуитивно постичь тестовые данные в целом? Чему Вас учили? К чему Вы лично более склонны?

С уважением,

Ольга Бермант-Полякова



Наверх

В избранное