Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск первой недели ноября. Примеры Н, Ч и Ц.

Чтобы научиться интерпретировать проективные тесты, нужна практика. Мы практикуемся по картинке, условно названной «Садовник», отрабатывая одну и ту же схему – психоаналитическую. В выпуске от 4 сентября даны картинка и подборка рассказов по ней.

Пример Н. Лестница, человек, вид, голубое небо. Не знаю, садовник ли это и обрезает ли он дерево. Ветка как-то выходит за рамку тут. Может, человек пытается вогнать эту ветку в какие-то границы. По-моему, он мешает развиваться этому дереву.

Пример Ч. Кто-то пытается создать что-то целое и совершенное. Убирает всё лишнее, что портит картинку.

Пример Ц. Человек опиливает дерево, обрезает ветку, дерево на фоне природы. Он нарушает закон, он должен охранять природу, а он, наоборот, режет ветки. Назло делает, наверное.

Эти примеры иллюстрируют проблемы в совладании с агрессией.

Уровень переработки агрессии обычно диагностируют по формуле Е/е в тесте Розенцвейга. Напомню, число ответов, закодированных Е, например, «Вы виноваты», «Не повторяйте этого больше», когда звучат сарказм, обвинение, враждебность, либо активное отрицание своей вины «Я не делал того, в чём меня обвиняют!», делится на число ответов, закодированных е, таких как требование к другому человеку исправить ситуацию: «Вы должны помочь решить этот вопрос», «Помогите мне». Итоговое значение должно оказаться в интервале 1,3 – 3,6. Уровень переработки агрессии устанавливает соотношение эго-защитной агрессивности и агрессивности, выраженной в форме требования к партнёру по взаимодействию разрешить ситуацию. Согласно психоаналитическим воззрениям, это показатель сублимации агрессии, её переработки в конструктивные предложения. Интерпретируется только выход за пределы интервальных значений.

В примере Н обследуемый начинает с того, что даёт ряд имён существительных. НИКАКИХ ГЛАГОЛОВ, никакого действия. Это может быть интерпретировано как дезорганизация под воздействием стимула, аналогичная реакциям шока в тесте Роршаха. Впрочем, Н быстро справляется с эмоциональной перегрузкой и даёт стандартный сюжет на картинку, с оттенком negation: «Не знаю, садовник ли это и обрезает ли он дерево». Negation это разновидность отрицания. Подробнее об этом и других видах психологической защиты можно прочесть в статье «Словарь психологических защит» на сайте http://www.rorschach.ru/?act=news_show_info&id=22&id_g_r=5. Успешное совладание с агрессией можно было бы диагностировать, если бы Н завершил свой рассказ рассуждениями в духе «Садовнику нравится его работа, делать деревья красивыми». Но он заявляет: «Человек пытается вогнать ветку в какие-то границы» и отвергает агрессивное воздействие: «По-моему, он мешает развиваться данному дереву».

В примере Ч обследуемый, наоборот, никак не может назвать происходящее. В его рассказе нет НИКАКИХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ: кто-то пытается создать что-то, убирает всё. Об обрезке деревьев ни слова. С точки зрения защит, здесь больше уклончивой речи. Агрессивное воздействие оправдывается, ветка «портит картинку». Для того, чтобы совершить агрессивное действие, Ч требуется верить, что он агрессивен только по отношению к «плохим», которые «всё портят». В неоднозначной ситуации, где нет правых и виноватых, он может перестать эффективно действовать.

В примере Ц дан амбитентный ответ. В нём есть движение: «Человек опиливает дерево», затем персеверация «обрезает ветку», «режет ветки» и вместе с тем общее восприятие, скорее всего, по цвету: «Дерево на фоне природы». Подробно об амбитентности мы говорили выпуске от 28 октября, а о персеверации в выпуске 29 октября. Пожалуйста, найдите их в архиве по адресу www.subscribe.ru/catalog/psychology.rorschach, чтобы не повторять одно и то же в разных выпусках. Проблемы с совладанием с агрессией в примере Ц другого рода, чем в двух предыдущих. «Он нарушает закон. Назло делает, наверное». Налицо сознательное неподчинение установленным правилам, по-видимому, из чувства протеста. Агрессия здесь перерабатывается неадаптивным, антисоциальным способом.

С практической точки зрения, опираясь на проективный материал теста Садовник, скажите, кто именно, Н, Ч или Ц отреагирует неадекватно, если сотрудника увольняют за проявленную нерешительность, за низкие результаты по работе или за нарушение установленных правил?

С уважением,

Ольга Бермант-Полякова



Наверх

В избранное