Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

После отпуска возвращаемся к занятиям. У нас остались неразобранными несколько примеров по картинке «Садовник». Давайте перечитаем их и посмотрим, что мы можем узнать об авторах этих рассказиков, применив знание психологии.

Выпуск четвёртой недели октября. Примеры Е и Ж.

Чтобы научиться интерпретировать проективные тесты, нужна практика. Мы практикуемся по картинке, условно названной «Садовник», отрабатывая одну и ту же схему – психоаналитическую. В выпуске от 4 сентября даны картинка и подборка рассказов по ней.

Пример Е. Человек работает в поле, ему тяжело работать, глаза наружу повылазили даже. Есть что-то, что поддерживает его, но вообще-то он пытается выйти за рамки. Внутри того малого, что ему отвели, он стремится попасть как можно выше.

Пример Ж. Это лестница, а человек стремится оказаться на вершине, попасть в ТОР, там где эта последняя ветка. Это картинка про меня, я такая же. Использую все средства, чтобы добиться своей цели и попасть в элиту. Интерпретировать рассказы можно по-разному. Можно «разобрать по косточкам», проанализировать слово за словом, а можно «постичь», увидеть ситуацию и героя в ней как одно целое.

Примеры аналитического понимания: Что делает человек? По мнению Е, он ТЯЖЕЛО РАБОТАЕТ, СТРЕМИТСЯ ПОПАСТЬ ВЫШЕ и ПЫТАЕТСЯ ВЫЙТИ ЗА РАМКИ. По мнению Ж, человек СТРЕМИТСЯ ОКАЗАТЬСЯ НА ВЕРШИНЕ. Для чего служит лестница? Для Е лестница это то, что ПОДДЕРЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА, а для Ж это средство, которое ИСПОЛЬЗУЮТ.

Заявление Ж «Это картинка про меня, я такая же» квалифицируется как расстройство мышления DR. О нём подробно рассказано в выпуске 29 октября, пройдите по ссылке http://subscribe.ru/catalog/psychology.rorschach откройте его, кликнув на нужную дату. Другие примеры аналитического разбора читайте в рассылке 26 сентября, там же.

Примеры интуитивного постижения:

По первому впечатлению, рассказ Е это жалоба. Герою трудно работается и трудно живётся, он ощущает рамки, которые его ограничивают. Ресурсы героя находятся вне его, он не чувствует, что может опереться сам на себя. Герой живёт с мыслью о том, что ему отведено очень мало. Его труд и стремления воспринимаются им как попытки, окрашены сомнением.

По первому впечатлению, рассказ Ж это признание. Героиня целеустремлённый человек, который воспринимает мир однобоко. Её мечта – оказаться в числе избранных.

Интерпретация ради интерпретации это занятие для любителей. Профессиональный диагност не интерпретирует ради искусства, он решает задачу. Представим себе учебную ситуацию, где ЗАПРОС заказчика к психодиагносту – распределить кандидатов-новичков по разным отделам фирмы. Где лучше всего приживётся Е? В каком качестве лучше реализует себя Ж? Понятно, что выводы никогда не делаются на основании одного-единственного теста, и мы сейчас упрощаем ситуацию для того, чтобы научиться. 

Опишите кандидатов: Кто лучше сработается с наставником, опекуном, старшим специалистом, новичок Е или новичок Ж? Как воспримет просьбу поработать дополнительное время без денежного вознаграждения кандидат Ж? Как отреагирует на то же самое предложение кандидат Е? А если просьба поработать дополнительное время «за бесплатно» будет дополнена стимулом «узком кругу избранных специалистов»? Как отреагируют на это предложение Ж и Е? По каким личным причинам может уволиться Ж? По каким личным причинам может уволиться Е?

Предположим, ЗАПРОС к психологу иного рода. Ваш заказчик хочет переманить к себе специалистов из другой фирмы. На чём можно «завербовать» Е? Как сладить с его неуверенностью в себе? На что «клюнет» Ж? Как справиться с его непомерными аппетитами?

Стандартная батарея тестов позволяет прогнозировать поведение людей с высокой точностью, потому что выявляет психодинамику, то есть бессознательные причины поступков. По одной картинке Садовник сделать определённые выводы невозможно. Но это не значит, что нельзя упражнять своё мышление и выдвигать гипотезы. С учётом того, что рассказики писала группа двадцатилетних на вступительных экзаменах в университет, скажите, кто будет старостой студенческой группы, Е или Ж? Обоснуйте своё предположение.

С уважением,

Ольга Бермант-Полякова

Наверх

В избранное