Добрый день, уважаемые читатели!
Давайте прежде всего научимся составлять психологическое заключение для заказчика.
Позвольте начать сегодняшний выпуск цитатами из книги Гарри Беквита «Что любят клиенты. Практическое руководство по расширению вашего бизнеса». – Питер, 2004. – 201 с.
«Как заметил один из моих знакомых авторов: «Писать нетрудно. Я просто сижу за печатной машинкой, пока из моего лба не начинает течь кровь». То, что вы пишете, должно быть написано ясно и профессионально. Но если вы не писатель по призванию, то ваши произведения могут показаться несколько туманными. Большинство людей пишут не лучше, чем рисуют».
«Одна из известных консалтинговых юридических фирм DecisionQuest провела опрос среди нескольких тысяч присяжных заседателей и выяснила, что американцы не воспринимают научные степени, звания и награды как атрибуты настоящих экспертов. Напротив, в качестве высшего свидетельства профессионализма они ценят способность специалистов изъясняться легко и понятно. ЯСНОСТЬ ЕСТЬ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.
В рекламном ролике Dell Computer продавец конкурирующей фирмы говорит покупателю: «Смиритесь с тем, что ни вы, ни кто-либо другой не поймёт того, о чём я говорю».
Похоже, люди, занятые в американском бизнесе, осознают значение ясности. В соответствии с результатами анкетирования, проведённого по заказу Национальной ассоциации коллег и работодателей, наиболее важным для работодателей качеством сотрудников оказалась не мотивация («заняла» лишь третье место) или учёные степени и характеристики (шестое), а коммуникативные способности.
Наиболее значимый признак вашего профессионализма – ясность изложения. Ясность поселяет в сердце клиента уверенность в том, что вы разбираетесь в вопросе и знаете себе цену. Ясность побеждает недоверие. Ясность всегда выигрывает. ЧТОБЫ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ГОВОРИТЕ ПОНЯТНЕЕ»
Скажем как профессионалы общения – говорите на языке заказчика.
Пожалуйста, взгляните ещё раз на картинку, приложенную к выпуску.
Представьте, что вы занимаетесь оценкой персонала в небольшой фирме. Пять кандидатов после собеседования охотно откликнулись на вашу просьбу написать небольшой рассказ по картинке. Вот эти бессмертные творения:
Пример А.
Погожий летний день. Садовник вышел на работу, чтобы привести в порядок деревья. Скоро обновлённые деревья и кусты будут радовать всех своей красотой. После работы он будет отдыхать.
Пример Б.
Воскресный день. Ваня проснулся, но жена никак не откликалась на его приставания, поэтому он поднялся и вышел в сад. Чтобы чем-то отвлечься, он решил заняться работой в саду. Работа ему нравится. Солнце светит, птички поют, хорошо. Он как раз заканчивал, когда жена подошла к нему и сказала, что завтрак уже на столе и она ждёт его, чтобы вместе покушать.
Пример В.
На картинке художник. Он решил раскрасить скучный и пустой мир и нарисовал небо, кусты и деревья. Он доволен своей работой. Его краски преобразили пустынный мир.
Пример Г.
Петя пришёл на работу, а начальник, козёл, послал его мыть окно. Петя промолчал, взял тряпку и пошёл делать то, что ему сказали. По мере работы его глазам открывалась природа, которая за окном, он стал любоваться лужайкой за стеклом и успокоился. Всё, больше не знаю что писать.
Пример Д.
Это картинка про человека, который делает простую работу. Он принёс лестницу, взял секатор, и обрезает сухие ветви у деревьев. Работа механическая, в общем-то. В голове у него мысли про то, что он ничего не добился, чувство разочарования в жизни.
Теперь расставьте комментарии к картинкам:
..... норма, адекватное восприятие, находится в контакте со своими чувствами, хорошо принимает поддержку.
.....не-норма, воспринимает картинку как вид из комнаты на улицу. Неадекватность восприятия – круглое окно, вместо секатора видит тряпку. ДИССОЦИАЦИЯ и ОТРИЦАНИЕ.
.... не-норма, воспринимает садовника в комбинезоне и с секатором как художника с кистью в руках. Массивное ОТРИЦАНИЕ и символизм мышления.
.... не-норма, видит в рисунке солнце, неадекватность восприятия, массивная ПРОЕКЦИЯ. Домысливает жену, утреннюю неудовлетворённость и её благополучное разрешение.
.... норма, адекватное восприятие, избегает говорить о своих мыслях и чувствах.
А теперь скажите, кто из кандидатов при приёме на работу оказался более чутким к социальным ожиданиям: тот, который стандартно описал картинку, умолчав о своих мыслях и чувствах, или тот, кто рассказал психологу о своём разочаровании?
Кого из кандидатов вы скорее заподозрили бы в алекситимии, неспособности выражать свои чувства словами?
Кого из кандидатов вы заподозрили бы в желании пофлиртовать с психологом - привлекательной женщиной?
О чём свидетельствует склонность называть изображённого на картинке человека по имени?
НАСКОЛЬКО ВСЁ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННОЕ ИНТЕРЕСНО ЗАКАЗЧИКУ?
Сколько работодателей, по Вашему мнению, внятно представляют себе разницу между такими механизмами психологической защиты, как диссоциация, отрицание и проекция?
О том, что рассказывать работодателю, чтобы продемонстрировать свой профессионализм, в третьей части выпуска в ближайшие дни.
С уважением,
Ольга Бермант-Полякова
Dr Olga