Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современные технологии достижения успеха


Информационный Канал Subscribe.Ru

Logo

Современные технологии достижения успеха


Школа Достижения Успеха "RENATUS"

http://www.nlp.ee

Ведущий рассылки:

Сергей Присяжный

 
 

ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ

 

ЯЗЫК ФЛИРТА универсальный ключ к жизненному успеху

Данный курс поможет вам стать человеком, который сможет успешно флиртовать со своей жизнью и со всеми вокруг... Вы станете более раскованным и привлекательным человеком, а также более успешным во всех начинаниях!

Здесь...

 

ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК
как найти взаимопонимание

Это курс о том, как построить с растущим ребенком взрослые отношения, подготовить его к самостоятельной и ответственной жизни, вырастить зрелую и самодостаточную личность, способную найти свое место в современном мире.

Здесь...

 

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОДАЖ

Этот курс - идеальное практическое пособие для занятых людей, которым нужны быстрые результаты. Здесь собрано все лучшее, что эффективно работает в системе продаж. Изучив данный курс, любой желающий сможет построить свою пирамиду успеха и стать настоящим мастером продаж.

Здесь...

 

ШКОЛА "RENATUS"

О школе

Ознакомительный курс

Ваши вопросы

РЕГИСТРАЦИЯ

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Общие положения

Обретение силы и свободы

Успешный бизнес

Современные технологии для самообучения

Мастерство влияния и противостояния влиянию

Психотерапия для себя и других

Школа отношений

Родительская школа

Льготная программа

РЕГИСТРАЦИЯ

 

СТАЦИОНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Общие положения

Факультет НЛП

Бизнес факультет

Факультет отношений

Родительский факультет

Факультет личностного роста

Расписание тренингов

Ближайшие тренинги

ЗАЯВКА

 

БИБЛИОТЕКА НЛП

Энциклопедия НЛП

Энциклопедия метафор

Электронная библиотека

Сборник статей

 

НЛП портал

Что такое НЛП

Ресурсы НЛП

Статьи по НЛП

Юмор

 

В МИРЕ ПСИХОЛОГИИ

А вы знаете, что...

Интересные ссылки

Стоит почитать

Психологические тесты

Психология успеха

Психология управления

Психология общения

Проблемы воспитания

 

КОНТАКТЫ

Контакты

Сергей Присяжный

ВЫПУСК 10

Разговаривайте на одном языке

История

Однажды египетский профессор проходила в университете Каира курс, где изучала различные стили, которым следуют люди в процессе обучения. Она открыла для себя много нового. Она осознала, например, что мы живем в одном мире, одной реальности, но понимаем и переживаем ее по-разному.

– Как люди учатся? – спросил ведущий у группы.

Аудитория замолкла.

– Ладно. Попробуем по-другому. Как информация из внешнего мира попадает в ваш разум и ваше тело?

– Это просто, – ответила группа. – Через пять органов чувств.

– Отлично, другого пути нет. Наше проживание мира основывается на чувственной базе. И поскольку наш опыт базируется на ощущениях, неудивительно, что наш язык также основан на чувствах, вы почувствовали, что я имею в виду? Вы услышали то, что я сказал? Попробуйте эту идею на вкус, посмотрите, насколько она привлекательна для вас, и скажите мне, имеет ли она смысл?

Группа погрузилась в осмысливание этого заявления.

– Но мы не используем все чувства одинаково. Каждый из вас имеет доступ ко всем органам чувств и способен принимать информацию через каждый из сенсорных каналов, но каждый из вас имеет предпочитаемый канал, посредством которого он перерабатывает большинство информации.

– Не могли бы вы привести пример? – попросил один из членов аудитории.

– Позвольте мне привести вам довольно яркий пример, скорее в форме иллюстрации к моим словам, – ответил ведущий.

«Четыре брата вместе отправились в клуб. Возвращаясь домой ранним утром, они встретили друга.

– Ну как провели ночь? – спросил их друг. Первый брат ответил:

– Это было невообразимо. Освещение было фантастическим, разнообразная музыка, кстати, я заметил там многих из наших знакомых. В общем, потрясающее зрелище!

Второй брат тоже вступил в разговор:

– Это было так увлекательно! Обилие звуков, огромный резонанс. Я успел поговорить со многими друзьями. У меня нет слов, это было здорово!

Третий брат сказал: – Крышу сносит! Музыка полностью захватила меня. Я ощущал ее всеми клеточками своего тела. Потусовался со знакомыми. В общем, меня зацепило.

– Мне тоже понравилось, – согласился четвертый брат. – Я жадно впитывал каждый звук, а одна песня натолкнула меня на сладкие воспоминания о прошлом. Я выпил вместе с друзьями. Это было здорово».

– А мне кажется, я понял, что вы хотите сказать, – обратился к ведущему один из делегатов. – Первый брат воспринимал информацию через зрение, второй использовал слух, третий – тактильные ощущения, а четвертый предпочитал вкусовые переживания.

– Верно, – ответил ведущий. – Это достаточно яркая, акцентированная иллюстрация. Каждый из нас имеет доступ ко всем чувствам, но большинство из нас скорее использует один или два канала для получения и переработки информации, чем все сразу. Если вы прислушаетесь к языку, на котором говорят люди, то сенсорные паттерны, которые доминируют в речи, укажут вам, как мыслит этот человек. Другими словами, мыслит ли он зрительными образами, в словах или звуках, тактильными образами или эмоционально.

– Прав ли я буду, если предположу, что, если кто-то разговаривает, со мной и я замечаю, что он использует визуальный канал, употребляя такие слова, как видите, вообразите себе, отражать, смотрите, изображает, неясно, смутно, отчетливо вижу, я тоже должен использовать визуальный язык, чтобы наладить с ним контакт? – спросил один из представителей делегации.

– Великолепно. Вы попали в самую точку. Если же вы ответите ему преимущественно в словах аудиального или тактильного языка, он просто увидит вас далеким и непонятным и решит, что вы лишь смутно осознаете его точку зрения.

В этот момент в сознании египетского профессора словно вспыхнул свет.

– Я только что поняла одну вещь, – сказала она. – Я поняла, как можно использовать это в работе со студентами. Если я хочу говорить убедительно, я должна разнообразить интонации, включить больше занятий, основанных на системе вопрос – ответ для студентов, предпочитающих аудиальный канал. Я должна предоставлять разнообразную визуальную информацию и иллюстрировать то, о чем я говорю, для студентов- визуалов. А для тех, кто предпочитает воспринимать мир кинестетически – через активное действие, ощущения и эмоции, – мне нужно включить в курс обучения больше заданий, связанных с групповой работой, проектами, презентациями и так далее. Но еще более удивительно – это то, что я осознала новые возможности в общении со своей семьей, – ее голос потеплел.

– Что вы имеете в виду? – поинтересовался ее сосед.

 – В ходе этого семинара я поняла, что в любом контексте у меня преобладает визуальное восприятие. Мне важно то, что я вижу, я горжусь тем, как я выгляжу. Моя квартира всегда чиста и прибрана. Все лежит на своих местах. – Она на минутку задумалась. – Мой муж и сын немного другие. Иногда, хотя я их очень люблю, они выводят меня из себя. И теперь я лучше понимаю, в чем наше отличие.

 – Продолжайте, – попросила группа.

– Мой муж замечательный человек. Он все делает правильно. Он ест свой ленч дома и готовит его сам, потому что университет, где я работаю, находится слишком далеко от дома, и я не приезжаю домой на ленч. И по его мнению, он все делает правильно. Он моет посуду и убирает ее на место. Проблема заключается в том, что он ставит посуду не на те места, и мне приходится все переставлять, когда я возвращаюсь домой (я люблю, чтобы все стояло на своем месте). И он не представляет, как правильно мыть стеклянную посуду, поэтому я часто перемываю ее заново. И мой сын, – продолжала она, – ему шестнадцать, и я очень его люблю. Но его комната похожа на лагерь беженцев. Одежда валяется на полу, рядом разбросаны книги, вещи, как он находит то, что ему нужно, – ума не приложу. Но, чтобы не затягивать эту историю, перейду к главному. Я часто высказывала им, что я об этом думаю, и, к сожалению, я заработала себе репутацию ворчуна. Но сейчас у меня появилась одна идея. Я попробую применить то, что поняла на этом семинаре, и дам вам знать, что из этого вышло. Я пришлю вам всем электронные письма и расскажу, что случилось.

Около месяца спустя ведущий этого семинара и другие участники получили следующее сообщение по электронной почте:

Мои дорогие друзья!

Когда я приехала домой после столь долгого отсутствия, мой сын и муж встречали меня в дверях. Мы обнялись и поцеловались, и я была очень рада увидеть их снова. Как только я вошла, я сказала, что хочу поговорить с ними. Мой муж тут же ответил, что если разговор касается порядка в квартире, то лучше его не начинать. Несмотря на широкие плечи моего мужа, которые загораживали всю перспективу, я ясно видела, что квартира нуждается в серьезной чистке. Я ответила, что, если они сядут на диван и уделят мне три минуты своего времени, я больше никогда ни слова не скажу им на эту тему.

– Что значит «ни слова», – удивленно спросил муж, – ты больше не будешь ворчать по поводу беспорядка?

– Не буду, – ответила я. Они уселись и замолкли, с интересом ожидая, о чем же я скажу.

– Представьте, – начала я, но тут же исправилась. – Нет, как бы вы чувствовали себя, лежа в постели утром выходного дня. Вам удобно и комфортно, вы в мире с собой и с этим чудесным утром. Я на мгновение замолчала, посмотрев на их лица, и заметила, как они начали расслабляться и удобно устраиваться на диване, проникнувшись моими словами.

– У вас нет никаких дел, и вы можете делать то, что хотите, целый день. Ваша кожа чувствует прохладу чистых и свежих хлопковых простынь. Вы потягиваетесь и чувствуете, как ваши мышцы расслабляются, позвоночник распрямляется, и вам очень уютно в постели. Они не говорили ничего, но выглядели так, словно находятся в раю.

– Вы чувствуете аромат свежесваренного кофе, который только что приготовили наши соседи, живущие этажом ниже, его запах принес через окно прохладный утренний ветерок. В этом месте мой муж слегка потянул носом воздух, а сын облизал губы.

– Я приношу вам завтрак в постель, вашу любимую еду, и вы медленно и с удовольствием смакуете каждый кусочек, наслаждаясь ее вкусом и ароматом. Вы еще больше расслабляетесь, вам приятно и комфортно.

– М-мммммммм, – протянул мой муж.

– И, – продолжила я, – что бы вы почувствовали, если бы вы, лежа в своей постели, наслаждаясь чувством гармонии, расслабления и внутреннего спокойствия, ощущая дуновение утреннего ветра, аромат кофе, вкус пищи и прохладу хлопковых простынь, почувствовали кое- что еще. Если бы между вами и простынкой, чистотой и прохладой которой вы наслаждались, лежали бы тысячи крохотных колких крошек от хрустящих тостов.

– Черт, – воскликнули они одновременно. – Ты все испортила. Все было так хорошо. Как ты могла? Они оба отодвинулись от стенки дивана и стали чесать свои спины.

– Мы действительно представили себе все это, а ты все испортила.

– Именно так чувствую себя я, когда я возвращаюсь домой и вижу беспорядок. Я немного помолчала, давая им время поразмыслить над моими словами. Я не могу сказать, что теперь они совершенно точно знают, что в моем понимании означает слово «порядок» и как, по моему мнению, должна выглядеть квартира. Но они очень стараются. Я спрашиваю себя, как это возможно? И мой ответ прост. Раньше я, конечно же, общалась с ними на одном языке, мы говорили по- арабски, но я в первый раз обратилась к ним по- настоящему, на их языке…

Сенсорные системы

Когда я гуляю около моря со своей знакомой Ларисой, она сразу же отмечает цвет моря. Когда меня сопровождает мой друг Андрей обязательно замечает звук ветра, крики чаек, шелест листвы на деревьях и шорох морских волн.

Когда я рассказываю о своей прогулке Ларисе или Андрею, я делаю это по-разному. Ларисе я говорю о том, что видела, Андрея же больше интересуют звуки.

Если вы с кем-то о чем-то договориться, полезнее всего пользоваться для описания его собственным языком.

Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств, или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Для того, чтобы человек мог эффективно обрабатывать информацию необходимо иметь все развитые сенсорные системы, которые он бы мог гибко использовать. Однако каждый человек по-своему приобретает индивидуальный жизненный опыт, который в сочетании с врожденными индивидуальными особенностями определяет его сенсорную ориентацию, т.е. в процессе мышления предпочтение отдается одной из сенсорных систем.

Например, при восприятии музыки мы в первую очередь полагаемся на свой слух, при чтении – на зрение. Это типичное и предсказуемое предпочтение. Но есть люди, воспринимающие музыку кинестетически, т.е. они в первую очередь реагируют на ее ритм, на ее взаимодействие с собственными двигательными импульсами. Читать они могут предпочесть вслух, а не глазами – т.е. для них озвученное слово воспринимается легче, чем изображенное.

Для того, чтобы понять это понаблюдайте за современными подростками, как они слушают музыку, как правило, кинестетически в движении, как бы пропуская ее через тело, а не через уши. Вот почему для них важны децибелы, а не сама музыка…

Подчеркивая словосочетание "в первую очередь", хочется напомнить, что в таком сложном опыте, как чтение или восприятие музыки, участвуют на разных уровнях сознания все сенсорные системы. Однако какая-то одна доминирует. Это проявляется уже в детстве. Один ребенок лучше воспринимает объяснение нового понятия на слух, а другому нужно нарисовать диаграмму или показать иллюстрацию.

Итак, многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думают главным образом картинками. Другие находят эту точку зрения трудной. Они могут долго толковать сами с собой, тогда как другие основывают свои действия большей частью на своих ощущениях по отношению к ситуации.

Когда человек имеет тенденцию в мышления использовать в большей степени один какой-либо сенсорный канал восприятия, то этот канал называется в НЛП его предпочитаемой системой.

Причем, на каждом этапе мышления, эти предпочтения могут быть разные. Вероятно, он оказывается способным делать более тонкие различения именно в этой системе, а не в других. Это значит, что некоторые люди оказываются естественно талантливыми в отдельных задачах и умениях, они научились и стали более искусными экспертами в использовании тех или иных внутренних каналов восприятия.

Иногда какая-нибудь сенсорная система является не столь хорошо развитой, и это делает освоение определенных умений более трудным. Например, музыка оказывается трудным искусством, если нет способности отчетливо слышать звуки.

Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит от того, что вы хотите сделать. Атлеты нуждаются в хорошо развитом кинестетическом осознании; трудно стать хорошим архитектором, не имея способности создавать ясные сконструированные мыслительные картинки.

Умение, объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходят от одной репрезентативной системы к другой и используют наиболее подходящую из них для решаемой задачи. Отсюда, также видно, что предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности, сильно связана с развитием сенсорных каналов.

Как узнать: «Кто есть кто»?

Вы можете подумать, что не сможете понять язык другого человека в коротком разговоре, но вам просто нужно быть внимательным. Если вы разговариваете с другим человеком хотя бы о погоде, то можете получить массу ценной информации. Не считайте мой совет инструкцией, просто запомните, что во время любого разговора можно понять человека.

Если стоит лето, вы можете спросить: «Все уже подумывают об отпуске. Где вы любите отдыхать?» Получив ответ, вы можете спросить, что нравится вашему собеседнику в выбранном месте больше всего. В новом ответе вы найдете массу информации относительно того, как человек воспринимает мир.

Каждой сенсорной системе соответствует свой специфический набор слов, который описывает ее. Сенсорную языковую ориентацию легко определить по глаголам, наречиям и прилагательным, выражающим действие. На языке НЛП они называются предикатами. А теперь давайте поближе познакомимся с каждой из сенсорных систем.

Визуальная система

Установлено, что 40% населения, по крайней мере, в Эстонии, предпочитают визуальную систему для выражения другим своих переживаний. Эти люди склонны использовать визуальные фразы типа:

  • «Я вижу, что вы хотите сказать…»,
  • «По-моему, это выглядит хорошо…»,
  • «Мне еще не все ясно с системами вывода…»;
  • «Не могли бы вы показать это на примере…»;
  • «Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки…»;
  • внимательно рассмотрю ваше предложение…";

Вот диалог людей говорящих на визуальном языке:

предвижу трудности. Вы не могли бы показать способ, как обойти проблему?.."

"Конечно, позвольте я набросаю несколько вариантов, чтобы посмотреть, какой из них выглядит наиболее привлекательным для вас..."

Вот еще несколько примеров визуальных фраз:

  • «Похоже, мир теряет свои очертания…»
  • «Эта проблема буквально нависает надо мной…»
  • «Жизнь так мрачна…»
  • «Хотелось бы мне пролить свет на эту проблему…»
  • «Вы озарили мою жизнь!..»
  • «Я был слеп насчет него…»
  • «На меня снизошло озарение…»
  • «Это больше, чем жизнь…»
  • «Я вижу, к чему вы клоните…»
  • «Все это кажется таким далеким…»
  • «Вы все это вообразили…»
  • «Я не смогу с ней увидеться с глазу на глаз…»
  • «Он возвел ее на пьедестал…»
  • «Я просто не могу представить себе, что сделаю это…»
  • «Давайте рассмотрим картину в целом…»
  • «Я не могу представить себе перспективу…»

Примеры слов, используемых в визуальной системе:

Смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, ви­зуализиро­вать, перспектива, блестеть, от­ражать, прояснять, рассматривать, глаз, фо­кусировать, пред­видеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точ­ка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обоз­рение, зрение, зрелище, наблюдать, не­ясный, темный…

А теперь, в качестве еще примеров, посмотрите, как бы выглядели любовные письма, которые бы написали друг другу «визуалы»:

«Моя самая прекрасная!..

Сейчас я смотрю сквозь чёрную ночь на яркую звезду и вижу твой светлый образ. Я представляю тебя, идущую по жёлтому песку вдоль голубовато-зеленоватой воды. Твои белокурые волосы развиваются на ветру. Твои лучистые глаза смотрят вдаль. На тебе ярко-красное платье, которое подчёркивает твоё восхитительное тело. И перед моим взором встаёт картина нашей скорой встречи. Ты войдёшь в дом, пройдёшь по любимому зелёному ковру, и увидишь огромный букет красных роз. Мы сядем рядом, и будем созерцать огонь в камине, такой же яркий, как наша любовь...»

«Прекрасная моя!

С яркого момента нашей последней встречи у меня перед глазами постоянно стоит твой светлый образ. Твои лучистые, бездонные, голубые глаза будят моё воображение. Я вижу тебя на фоне светлого пляжа в ярко красном платье, выгодно подчёркивающем твою роскошную фигуру. При мысли о том, что я скоро увижу тебя, солнце начинает светить ярче, его лучи освещают зелёную поляну, окружённую тёмной стеной деревьев, на которой я надеюсь встретить тебя в первый летний день.

С пламенной любовью, твоё солнышко…»

Кинестетическая система

Следующие 30% населения в общении с другими предпочитают кинестетическую систему. Они используют такие фразы:

  • «Мне трудно уловить это…»;
  • «Я хотел бы справиться с этим…»;
  • «О! Все начинает становиться на свои места…»;
  • «У меня буквально все валится из рук…»;
  • Я свяжусь с вами…";
  • Держать язык за зубами…";
  • Это прочная основа для предложения…";
  • Палец о палец не ударил…";

Вот диалог людей говорящих на кинестетическом языке:

Чувствую, здесь заклинило. Как я могу выпутаться из этой ситуации?..

Я проведу вас по этапам, чтобы вы могли выпутаться из этого…;

Вот еще несколько примеров кинестетических фраз:

  • «Я заранее настроен на неудачу…»;
  • «Это лишает меня настроя…»;
  • «Она была глуха к его мольбам…»;
  • «У него очень мягкий характер…»;
  • «Коснемся новой темы…»;
  • «Я начинаю проникать в его мысли…»;
  • «Я чувствую это кожей…»;
  • «Я начинаю думать, что вся тяжесть мира лежит на моих плечах…»;
  • «Она относится к людям очень тепло…»;
  • «Он такой холодный человек…»;
  • «У меня появилась захватывающая идея…»;
  • «И тут я буквально вскипел…»;
  • «Он все тщательно взвесил…»;
  • «Она - очень чувствительный человек…»;
  • «Я не могу поручиться за него своей головой…»;
  • «Я буквально разбит…»;
  • «Мне нужно собраться!..»;
  • «Я испытываю невероятное давление!..»;

Примеры слов, используемых в кинестетической системе:

Хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жест­кий, теп­лый, холодный, шершавый, взяться, сдавить, сжать, напрячься, осязаемый, ощу­тимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тя­желый, гладкий…

А теперь насладитесь, содержанием любовных писем, которые бы написали друг другу «кинестеты».

«Милая моя, ласковая и нежная!

Сейчас за окном сыро и промозгло, идет противный моросящий дождь и, увы, и мою душу сжимает стальным обручем тоска по тебе. Меня бросает то в жар, то в холод от одной мысли. что я еще не скоро смогу вдохнуть аромат твоих волос, дотронуться до твоей кожи, коснуться губ губами. Я вспоминаю, как мы с тобой сидели обнявшись теплой летней ночью у кромки прилива, нежные волны ласкали наши ноги, а ветер обвевал наши обнаженные тела. Океан наших чувств бушует во мне и теперь, когда я пишу тебе это письмо. Я люблю тебя искренне и нежно, тепло и страстно. Чувствуешь ли ты тоже ко мне? Если да – то я буду жить одной надеждой и мечтой обнять тебя снова через год у нашего старого места…»

«Милый!

С утра я просыпаюсь заново рождённой от предвкушения нашей с тобой встречи. Я принимаю душ, и капли воды, стекающие по моей гладкой, упругой коже, представляются мне твоими нежными руками, твоими страстными, сильными объятиями, от которых моё дыхание замирает. Я одеваю то шёлковое, воздушное, скользящее бельё, которое так тебе нравится. Я окунаюсь в облако духов, напоминающих о прошлой встрече с тобой, мой любимый. Я почти физически ощущаю твоё прикосновение. Если бы ты мог быть рядом! Я ужасно соскучилась по тебе, твоим тёплым губам, жёстким волосам, жгучим глазам, сильным рукам. Жду тебя!..»

Аудиальная система

Следующие 20% предпочитают аудиальную систему вывода. Эти люди имеют тенденцию использовать много слов, чтобы добиться лучшего понимания. К тому же, они любят фразы типа:

  • «По-моему, это звучит хорошо…»
  • «Звонить во все колокола…»
  • «Я хочу вам рассказать об одной идее. Скажите мне, хорошо ли она звучит…».
  • «Мне не нравится тон вашей речи…»
  • «Другими словами говоря…»;
  • «Это неслыханно…»;
  • «"Не слышу своих мыслей…»;

Вот диалог людей говорящих на аудиальном языке:

«Это звучит неубедительно. Не слышу пока того, что меня бы заинтересовало...»

«Хорошо! Давайте обсудим это более подробно. Я уверен, что в ходе разговора, мы устраним имеющиеся разногласия…»

Вот еще несколько примеров аудиальных фраз:

  • «Мы находимся на одной длине волны…»
  • «Звучит соблазнительно!..»
  • «Я сказал об этом громко и ясно…»
  • «Звучит по- идиотски!..»
  • «Все это для меня полный бред!..»
  • «То, что вы сказали, стало для меня подлинным открытием…»
  • «Я всегда пляшу под чужую дудку…»
  • «Ответ очевиден - он кричит о себе в полный голос!..»
  • «Я постоянно говорю себе: «Надо остановиться…»
  • «Я бы хотел, чтобы моя любовная жизнь была более гармоничной…»

Примеры слов, используемых в аудиальной системе:

Говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, испрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой…

А теперь послушаем, как звучат любовные письма, которые бы написали друг другу «аудиалы».

«Дорогая!..

Я вспоминаю твой звонкий смех и твой чарующий голос. Как давно я не слышал его. Вокруг тишина, но в сердце звонят колокольчики и поют птицы, когда я вспоминаю о тебе.
Без тебя мир перестал звучать для меня. Он утратил всю свою мелодичность, я перестал различать звуки природы. Всё слилось для меня в одну мелодию – мелодию твоего имени.
Знаешь, я начал учиться игре на фортепиано. Ты была права – это прекрасно. Больше всего на свете я хотел бы написать самую чарующую музыку и посвятить её тебе – самой гармоничной женщине на свете!..»

«Любимый! Когда я первый раз услышала твой голос – это была самая прекрасная музыка на свете. Я не понимала смысл твоих слов, но мне нравилось слушать тебя. Я постоянно жду, вслушиваясь в звуки шагов на лестничной клетке; моё сердце замирает в ожидании, что это ты, когда я слышу стук двери в подъезде. А музыка, которую мы слушали в тот вечер, до сих пор звучит во мне…Позвони…»

Дигитальная система

И, наконец, последние 10% предпочитают дигитальную (дискретную, логическую) систему вывода. Эти люди более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность того, что говориться. Как сказал один человек: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный…» Они могут употреблять фразы типа:

  • «Я считаю, что это разумно…»;
  • «Я думаю, что это имеет смысл…»;
  • «Я понимаю, что вы чувствуете…»;
  • «Биологически я молод…»;
  • «Особь женского пола… »;
  • «Как показали события последних дней…»;
  • «Говоря на языке цифр…»;

Вот диалог людей говорящих на дигитальном языке:

«Ваше предложение интересное, цифры говорят сами за себя, но не хватает информации, чтобы принять решение…»

«Нет проблем! Я предоставлю вам всю необходимую документацию и расчеты. Думайте… анализируйте, решение за вами!..»

Вот еще несколько примеров дигитальных фраз:

  • «Экологически чистые продукты…»
  • «Ты поступил вполне разумно…»
  • «Важно вести рациональный образ жизни…»
  • «Оперируя языком цифр…»;
  • «На основе поученных данных…»;
  • «Анализируя полученную информацию, напрашивается вывод…»
  • «Будучи реалистами, думаю, мы оба осознаём…»
  • «Я долго размышлял и пришел к решению…»
  • «Как умный человек, ты хорошо понимаешь…»
  • «Важно осмыслить и оценить все те преимущества, которые дает…»

Примеры слов, используемых в дигитальной системе:

получать информацию, данные, цифры, факты, обстоятельства, событие, предоставлять данные, непроверенный, организованный, анализировать, компетентный, обдумывать, функциональный, структура, умный, экологичный, разбор, порядок, обосновать, доказать, аргументировать, сведущий, осведомленный…

А теперь оценим, насколько убедительны любовные письма, которые бы написали друг другу «дигиталы».

«Дорогой…

Давно не решалась тебе написать, однако, пришла к выводу, что нужно сделать этот шаг. Мы с тобой взрослые, серьёзные люди, и прекрасно осознаём, что вместе нам лучше. Сейчас наша жизнь обрела смысл. Будучи реалистами, думаю, мы оба осознаём, что наша встреча не могла произойти случайно. И наши отношения развиваются не как отношения просто знакомых людей. В них определённо присутствует что-то большее. Я долго размышляла и пришла к выводу, что нам нужно сделать следующий шаг, думаю, ты понимаешь меня. Мы вместе уже полгода, и нам пора оформить наши взаимоотношения. Кроме того, ребёнку нужен отец, и я не знаю никого более достойного на эту роль, чем ты. К тому же, вместе легче вести хозяйство. Одно из моих самых светлых воспоминаний – наши прогулки по мелкооптовому рынку (помнишь, как мы покупали телевизор на новогодней распродаже?)...

С уважением, ценящая и понимающая тебя, Л... «

«В жизни случаются такие ситуации, которые наталкивают на размышления о необходимости совместного проживания, с целью создания ячейки общества. Я много думала о наших отношениях и пришла к выводу, что это любовь. Ты, как разумный человек, должен понять, осмыслить и оценить все те преимущества, которые дает наш будущий союз. Объединение нашего интеллекта, способностей и потенциальных возможностей станет хорошей основой для создания и развития полноценного будущего потомства. Когда я думаю о тебе, я понимаю, что такого умного, эрудированного, интеллигентного, интересного, независимого мужчину встретить в нашем обществе маловероятно и проблематично. Но поскольку мы нашли друг друга, было бы логично и целесообразно начать совместный жизненный путь…

Рассчитываю на понимание. Д…»

Ну, разве не удивительно, что мы пользуемся в речи фразами, основанными на сенсорных системах? Если вы научитесь распознавать сенсорные сигналы, посылаемые окружающими вас людьми, вы получите массу информации о том, как они воспринимают мир. И эту информацию вы сможете использовать для того, чтобы общайся с ними более эффективно. Не забывайте, что эффективное общение – основа любого успеха!

Поэтому, когда вы в следующий раз будете с кем-то разговаривать, обратите внимание на сенсорный язык, используемый вашим собеседником. Специалист по общению всегда умеет заставить другого человека почувствовать себя с ним как дома. А ведь, если собеседник говорит с вами на вашем языке, вы сразу чувствуете себя свободно и спокойно, не так ли?

А теперь давайте поупражняемся в использовании этих удивительных языков.

Упражнение 1: Тест на определение вашей ведущей системы восприятия мира

Данный тест является одним из способов самостоятельно и быстро определить ведущую ведущую сенсорную систему человека.

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. Если несколько из словосочетаний кажутся Вам одинаково подходящими или наоборот, ни одно не подходит абсолютно точно, выберете то одно словосочетание, которое, по вашему мнению, может быть наиболее близким.

«Скорость»
а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов… (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)
в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)

«Плохая погода»
а) завывание ветра, стук капель. (*)
б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)
в) тусклое небо, серые тучи. (+)

«Мед»
а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел. (*)

«Море»
а) сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
б) теплая, соленая вода, горячий песок. (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

«Усталость»
а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)
б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)
в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)

«Яблоко»
а) звонкий хруст укуса. (*)
б) круглый плод, красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве. (+)
в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)

«Снег»
а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
б) холодный, мягкий, пушистый. (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)

«Вечер»
а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени. (+)
б) приглушенные звуки, голоса близких, шкварчащий на сковороде ужин. (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)

«У костра»
а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)
б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке. (*)

«Дерево»
а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зеленая крона, лучи солнца проглядывают сквозь листву. (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)

«Библиотека»
а) шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев. (*)
б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг. (@)
в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи. (+)

«Город»
а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирены, хлопанье дверей. (*)

«Утро»
а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце. (+)
б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев. (*)
в) прохладный воздух, влажная трава, теплые лучи солнца, дышится полной грудью. (@)

«Ремонт»
а) запах пыли, краски, лака; влажные свежепоклеенные обои. (@)
б) чистые обои, белый потолок, беспорядок. (+)
в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах. (*)

«Церковь»
а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак. (+)
б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей. (*)
в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения. (@)

Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).

Ключ к тесту

Если преобладают ответы (+), то вашей ведущей сенсорной репрезентативной системой является визуальная.

Если преобладают ответы (*), то аудиальная.

Если преобладают ответы (@), то кинестетическая.

Визуальная сенсорная репрезентативная система.

Люди с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой мыслят ясными образами и думают, в первую очередь, «картинками», как бы просматривая фильм внутри себя. Эта система позволяет охватить единовременно большой объем информации: внутренние образы целостные, возникают мгновенно, постоянно сменяя друг друга. С этим связаны более быстрый темп речи, высокий тон голоса.

Таким людям присущи богатые мимика и жестикуляция, так как с их помощью они «дорисовывают» то, о чем говорят или думают. Люди с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой часто обращают свое внимание на нюансы цвета и формы. Художники, архитекторы, фотографы, модельеры, создавая ясные сконструированные мыслительные картинки, часто обращаются именно к визуальной системе.

В жизни такие люди целенаправленны, организованы, наблюдательны, достаточно осмотрительны. Они очень аккуратны, предпочитают, чтобы все находилось на своем месте, ценят чистоту и порядок. При оценке каких-либо вещей, событий любят отходить в сторону, обозревая «с ног до головы». Лучше воспринимают информацию представленную в виде картинок, графиков, диаграмм, чем выраженную в словах.

В речи эта система проявляется в таких словах и выражениях, как: увидеть, смотреть, фокус внимания, предвидеть ситуацию, зрелище, неясный, четкий, светлый, темный, цветной.

Аудиальная сенсорная репрезентативная система.

Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой обладают способностью делать тонкие аудиальные различия, отчетливо слышать разнообразие тонов и тембров звучащих звуков. Темп речи средний, поэтому говорят такие люди, как правило, громко и отчетливо, в строго выдержанном ритме. Тон голоса у них чистый, выразительный и резонирующий.

Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой часто проговаривают, нашептывают для себя то, что они только услышали. Разговор или процесс мышления у таких людей может сопровождаться мелкими ритмическими движениями тела, например постукивание ногой в такт беседы. При разговоре такие люди обращают внимание не только на слова, но и на то, как они произнесены. Они часто поворачиваются ухом к собеседнику, как бы вслушиваясь в тональность, тембр и ритм его голоса.

Сами эти люди очень разговорчивы, обожают беседы, всегда очень четко излагают ход события. Лучше всего воспринимают информацию на слух, запоминая все последовательно по шагам. Иногда такие люди кажутся слегка замкнутыми, «отстраненными», так как часто прибывают во внутреннем диалоге – беседуют сами с собой.

Они очень тонко чувствуют музыку, обладают хорошим чувством ритма. В речи эта система проявляется в таких словах и выражениях, как: жить в гармонии, пропускать мимо ушей, акцентировать внимание, ударение, глухой, звонкий, тишина, слышать, диссонанс.

Кинестетическая сенсорная репрезентативная система.

Люди с ведущей кинестетической сенсорной репрезентативной системой основывают свои действия большей частью на своих ощущениях, им необходимо прочувствовать, «примерить на себя» ситуацию, прежде чем принять то или иное решение. С помощью этой системы человек обращается к собственным внутренним чувствам и состояниям.

Для того чтобы «прожить», почувствовать ситуацию необходимо больше времени, чем, например, представить ее (визуальная система), поэтому темп речи у людей с ведущей кинестетической сенсорной репрезентативной системой более медленный, с длинными паузами. Тон голоса низкий, тихий, глубокий. Во время разговора эти люди совершают очень мало движений, а жесты, которые ими используются, отличаются плавностью, размеренностью и вальяжностью.

Они любят приближаться к собеседнику, общаются, прикасаясь к нему. Эти люди хорошие рассказчики, так как во время повествования показывают всем телом то, о чем говорят. Эти люди очень эмоциональны, ранимы, все принимают «близко к сердцу». В жизни такие люди стремятся к комфорту и уюту.

Они, в первую очередь, заботятся о том, что бы им было удобно. Очень хорошо чувствуют пространство. Для лучшего восприятия информации им необходимо прикоснуться, потрогать, разобрать на части, попробовать на вкус, почувствовать. В речи эта система проявляется в таких словах и выражениях, как: ухватить смысл, загореться желанием, тонко чувствовать, вкус к жизни, хладнокровный, ощущать, напряжение, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.

Упражнение 2.

Придумайте эквивалентные соответствия во всех четырех репрезентативных системах для ниже следующих предложений содержащих. Ниже приводится пример, показывающий, как это можно было бы сделать:

«Я понимаю вас…»

В > «Я вижу, что вы имеете в виду…»;

А > «Я слышу, что вы говорите…»;

К > «Я чувствую, что вы имеете в виду…»;

Д > «У меня достаточно информации для понимания вас…»;

«Объясните, пожалуйста, мне это по подробнее…»;

В >

А >

К >

Д >

«Я что-то хочу сообщить вам…»;

В >

А >

К >

Д >

«Вы понимаете, что я говорю…»;

В >

А >

К >

Д >

Упражнение 3.

Для развития умения говорить на языке каждой сенсорной системы выполните следующее задание.

1. Выберите любую тему и постройте о нем рассказ, например, это, может быть картинка леса, квартиры или моря. Ваша задача – Построить рассказ, используя слова только визуальной сенсорной системы.

2. Теперь постройте этот рассказ, используя слова только аудиальной сенсорной системы.

3. Теперь, соответственно, расскажите о том, что там можно почувствовать.

4. А теперь поговорите на предложенную тему, выражая свое мнение и оценку.

Пример

ВИЗУАЛ: «Представьте себе, что вы находитесь на берегу ручья, протекающего через луг. Вы видите цветы среди травы – все они разных цветов, оттенков. Одни желтые, и если посмотреть издалека, то кажется, что весь луг покрыт желтоватой дымкой…»

АУДИАЛ: «Но вы можете услышать журчанье этой воды, ее негромкие перешептывания – как будто где-то недалеко идет разговор, в котором совершенно невозможно разобрать слов и слышны только одни интонации...»

КИНЕСТЕТИК: «Эти мухи совершенно не дают покоя – так и пытаются сесть на самое чувствительное место. И хотя чаше всего не кусают, а просто топчутся, все равно щекотно, и хочется прибить эту гадину на месте...»

ДИГИТАЛ: «Это все совершенно понятно, я осознаю то, что с вами происходит в данный момент, но у меня тут же возникает вопрос – а стоило ли так долго идти пешком от станции ради того, чтобы куча болотных мух мешала отдыху...»

Успехов вам!


Продолжение следует...

 

 

Школа Достижения Успеха "RENATUS" работает уже десять лет, и за эти годы был накоплен уникальный опыт проведения различных семинаров и тренингов.

Мы эффективно обучали данной технологии юристов, консультантов, педагогов, менеджеров, спортсменов, предпринимателей, руководителей, супругов и родителей - всех тех людей, которые были заинтересованы в успешной личной и профессиональной жизни.

Практическое усвоение программы Школы дает возможность реально повысить качество всей жизни. Для большинства она становится своеобразным руководством к действию по достижению поставленных целей.

Программа школы даст вам возможность:

  • быстро и легко обучаться чему угодно;

  • налаживать отличные отношения с окружающими;

  • понимать секреты состояния и поведения людей;

  • быть гибкими в поведении и легкими на подъем;

  • эффективно руководить людьми, создавая атмосферу  сотрудничества и сплоченности;

  • управлять собственными мыслями и чувствами;

  • развить навыки эффективного мышления, логики,  принятия решения в нестандартных ситуациях и умения убеждать других;

  • ставить и достигать великолепные цели;

  • проникнуть в собственное подсознание и овладеть его потенциалом;

  • успешно продавать, презентировать, публично выступать и вести переговоры;

  • быть уверенным в себе, знать чего вы хотите;

  • эффективно влиять на людей и противостоять влиянию извне;

  • иметь широкие познания в практической психологии, менеджменте, технологиях управления и влияния собой и другими людьми; 

В процессе работы используются самые современные технологии, результативность которых проверена практикой. В то же время постоянно ведется работа над их развитием. Это процесс постоянного совершенствования.

Посетите наш сайт Школы прямо сейчас, потому что мы уже начали новый учебный год 2005- 2006!


   
 

Школа Достижения Успеха "RENATUS": http://www.nlp.ee

Руководитель: Сергей Присяжный


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.renatus
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное