Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бриллиант общения

  Все выпуски  

Бриллиант общения 143. Критика.


Здравствуйте, друзья!

 

Продолжаем знакомство с тренингами. Я планирую публиковать небольшие отрывки из тренингов, чтобы вы могли выбрать, какой из тренингов, какой из дней наиболее интересен для вас.

 

В прошлом выпуске мы начали разговор о зависимости от мнения окружающих, о том, зачем и почему мы зависим от окружающих. Прошлый выпуск.

 

Напоминаю, что вы можете заказать любой день любого тренинга, после оплаты, напишите мне на почту, какой день вы хотите получить и после зачисления оплаты вы получите аудиозапись выбранного вами дня и его текстовую расшифровку.

 

Сегодня вашему вниманию небольшой отрывок из второго дня тренинга «Свобода и Ответственность». Второй день посвящен критике.


План дня:

2 день. Как конструктивно реагировать на критику?

Причины болезненного восприятия критики

Почему возникает желание критиковать других

Конструктивная и деструктивная критика

Тренируемся конструктивно выражать критику

Предпосылки адекватной реакции на критику

 

 

 

...

В принципе, сознательная сфера – это все то, что мы знаем о мире и о себе, что-то помним, что-то не помним (оно там в предсознательном находится); и это та знаковая информация, которой мы с вами владеем, то, чему нас учили в школе, та система ценностей, которую мы усвоили и частично заимствовали у других, и каждый знает в глубине души, что «Я - хороший». 

 

Я подчеркну, что даже те люди, у которых самооценка может быть признана заниженной, и которым свойственно постоянно сокрушаться по типу «я плохой, ой-ой…», все равно в глубине души, знают про себя: «Я хороший».

 

А теперь разберемся, что такое «Я хороший». Дело в том, что в рамках одной культуры или, по крайней мере, одного языка, потому что язык является отражением ментальности его носителей, люди воспитывались примерно на одних и тех же сказках, примерно на одних примерах и, понятно, что в этой связи примерно одинаковый набор – что такое хорошо и что такое плохо, у каждого присутствует. Например, добрым быть хорошо, а злым плохо, щедрым быть хорошо, а жадным плохо, честным хорошо, а врать плохо, и т.д. Вам это любой – или почти любой – ребенок подтвердит.  И этот набор, он не полностью осознаваемый, он у каждого человека, сам набор, примерно одинаков в рамках одной культуры. Но, при этом, у каждого отдельно взятого человека эти положительные качества или характеристики проранжированы по-разному.

 

Скажем, для одного человека и добрым быть хорошо, и умным хорошо, и веселым хорошо, ну и, соответственно, злым, глупым и грустным – плохо. У кого-то самое главное – быть добрым, а умным и веселым это тоже, конечно, хорошо, но они находятся на периферии значимости, а самое главное – быть добрым, а для другого, наоборот, самое главное – быть умным, а добрым и веселым где-то на периферии вот от этой ядровой семантической составляющей «Я хороший».

 

Получается, что каждый человек имеет примерно одинаковый набор «что такое хорошо» и при этом считает какие-то качества наиболее хорошими. Ну и поскольку ядро сознательной сферы - «Я хороший», то именно те качества и старается взращивать в себе или культивировать и в некотором смысле иногда даже пребывает в иллюзии, что они являются его в полной мере, а вот противоположные качества, антонимы, в нашем случае грустный, глупый и злой, они вообще к нему отношения не имеют, не причастны.

 

Тем не менее, вести мы себя можем по-разному и чувствуем мы себя многообразным количеством образов. И в случае, когда, например, взрослый солидный мужчина понимает, что одно из самых главных достоинств – это быть зрелым уравновешенным человеком, и поскольку для него это очень важно, то понятно, что он эти характеристики относит в первую очередь к себе и именно их и культивирует. При этом, этот человек совершенно однозначно может находиться иногда в ситуации паники, и в этом случае человек не будет отдавать себе отчет, что он находится в панике. Если он отдаст себе отчет, что он в панике, то ему придется либо сказать себе, что он плохой, либо каким-то образом пересматривать свое отношение к таким значимым для него характеристикам, как уравновешенность, солидность и здравое рассуждение.

 

Но людям не свойственно менять представление о себе, гораздо чаще встречаются случаи, когда люди меняют представление о мире, а не о себе, или, в крайнем случае, изменяют свою систему ценностей – надо сказать, что процесс этот бывает иногда достаточно болезненным, правда полезным и его еще иногда называют личностным ростом.

 

Мы остановились на том, что для человека, например, очень важно быть уравновешенным, солидным и принимать здравые, зрелые решения и, поскольку это очень важно и очень значимо, то человек, например, именно это в себе и взращивал и считал, что он как раз такой и есть. И вот он находится в состоянии паники, поскольку ему, как и любому другому, не свойственно изменять представление о себе – иначе придется сказать «я плохой», то он и не отдает себе отчет, не осознает ту эмоцию, в которой находится, в данном случае панический страх. В этом случае можно от человека услышать такие фразы: «Успокойтесь! Успокойтесь! Быстро все успокойтесь!». Ему говорят: «Ты сам успокойся», - «Я спокоен, это вы успокойтесь». Что происходит?

 

Для человека очень важно быть уравновешенным и спокойным, в настоящий момент он испытывает тревогу и очень сильное беспокойство. А поскольку ему не свойственно относить к себе эти так называемые «негативные» характеристики, то он вытесняет их в бессознательное, - то есть, не осознает. Таких примеров можно привести множество, когда кто-нибудь кричит на вас: «Не кричи на меня! Я никогда сам не кричу!», а сам в этот момент повышает голос. Что происходит в этот момент? Человек может искренне не отдавать себе отчет – не осознавать, что за эмоции он испытывает, при этом окружающим очевидно, что он вытесняет свои эмоции, не осознает их, хотя очень ярко их являет. Встречали вы таких людей? То-то и оно. Они вас тоже встречали :).

 

Механизм, который я хотела вам показать – это механизм вытеснения неугодных своей системе ценностей собственных проявлений. Вытеснение куда? В бессознательное и, по сути, даже не вытеснение, а просто неосознавание, поскольку для того, чтобы вытеснить, вначале надо осознать, а потом вытеснять.

...

 

 

 

Это небольшое вступление, текстовая расшифровка второго дня занимает также около 20 страниц. Автор тренинга психолог, психотерапевт Анна Мокшанцева.

 

 

заказать любой день любого тренинга

 

 

И вашему вниманию новый он-лайн тренинг Бриллиант Общения. Торопитесь! :)

 

Желаю вам легкости общения, радостного настроения и уверенности в себе! :)

 

 

С наилучшими пожеланиями, Вавилина Наталия

 

Адрес для писем, вопросов, заказов: pochta.natalia@mail.ru

 

 

http://presentday.info/

 

 


В избранное