Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бриллиант общения

  Все выпуски  

Бриллиант общения 84. Система ценностей. Что такое хорошо и что такое плохо?


Здравствуйте, друзья!

В очередной интересный понедельник мы говорили о системе ценностей. В гостях психолог, психотерапевт Анна Мокшанцева. Начали мы с вопроса, что такое система ценностей, из чего она состоит, как выглядит.

— Надо сказать, что однозначного определения термина «система ценностей» не существует. Однако, в более доступных общих чертах можно обрисовать систему ценностей как систему — то есть это некоторый свод, набор установок, правил и принципов, которыми потом пользуется человек, потом — когда они сформированы и в доступе в осознанном при оценке собственного поведения, при оценке других людей, которые находят отражение и в том, как человек жизнь свою строит, и в том, как он, например, строит отношения.

Формироваться система ценностей начинает в 1,5-2 года. Как вы понимаете, точных дат тут не скажешь. Когда человек рождается маленький, у него основное внимание внутреннее сконцентрировано на самом себе, так называемый оральный период. Вначале все внимание человека сконцентрировано на оральном сфинктре, и, в основном, он занят тем, что кричит и ест, а вот потом, когда начинает уже двигаться, перемещаться в пространстве, проявлять интерес не только к себе, но и к внешней среде, то он сталкивается с определенными социальными нормами.

В психологии есть такой термин «суперэго», но не совсем в том понимании, которое ему Фрейд придавал, это некоторый свод норм, например, в туалет надо ходить на горшок, а не в пеленки, вазу брать нельзя или, наоборот, можно. И в этот период, когда человек начинает активно взаимодействовать с окружающим миром, примерно в 1,5 года, начинает формироваться система ценностей.

В общем-то, процесс достаточно болезненный для каждого из нас. Скажем, если до этого ребенок намочил пеленки, родители радуются — «Животик работает, очень хорошо!», а потом к ребенку начинают требования применять, что надо на горшок проситься или идти на горшок. И у ребенка возникает первый внутренний конфликт — как это так, то, что раньше приносило радость людям, теперь они требуют какого-то самоконтроля. И так постепенно начинает формироваться отношение к правилам — что хорошо, что плохо, чего от него ждут окружающие люди, от которых он зависим очень сильно в этом возрасте, ну и отношение к себе и своим потребностям.

В зависимости от того, как мы этот период прошли, надо сказать, что основная стратегия, основной вид или стиль системы ценностей формируется вот в этом возрасте. Например, ребенок нашел ножницы и хочет штору порезать или взял фломастер и на обоях рисует, или за вазой потянулся, или пошли гулять, его в лужу тянет и в грязь. В общем-то, он познает мир.

Если ему выставляют очень жесткие ограничения, например, вазу с цветами брать нельзя, она дорогая или ты ее разобьешь, или порежешься — по разным причинам. Пошел в лужу — маме опять стирать. Если вот такой подход, скажем, методичен, планомерен и последователен, то ребенок в этом возрасте усваивает, что он и его желания не очень значимы, а очень значимы вещи, и у него система ценностей формируется в одном стиле.

А если ребенку говорят, что по телевизору молотком стучать нельзя, а по доске можно, тогда ребенок понимает, что его потребности находятся на первом месте, и больше открывает себя, и система ценностей формируется в другом стиле, который более настроен на самораскрытие.

Вот если начинает формироваться система ценностей в столь нежном возрасте, то сформированой система ценностей считается не тогда, когда максимально большой набор правил и установок и принципов у человека есть, которыми он пользуется, а тогда, когда человек осознанно, самостоятельно может заниматься приборкой в своей системе ценностей, выбирая, какие установки ему помогают жить, а какие нет, какие заимствованные и хороши для него, а какие заимствованы, либо сформированы на основе собственного опыта, но не соответствуют среде, в которой он сейчас обитает.

И если человек осознанно пользуется собственным мнением и, ориентируясь на то, что хорошо для него, способен пересматривать свою систему ценностей, тогда мы говорим, что это сформированная система ценностей — она продолжает быть гибкой, она продолжает каким-то образом изменяться, корректироваться, в зависимости от внешней среды.

Но если у человека система ценностей регидна, то есть не гибка — он точно знает, что хорошо, что плохо, это может выражаться в разных формах, начиная от категоричности, заканчивая фанатизмом, то в этом случае мы не говорим о сформированной системе ценностей, мы говорим о жесткой, негибкой системе ценностей, которая застопорилась в своем формировании.

Можно встретить ребенка 7-летнего, который очень категоричен, он точно знает, что хорошо и что плохо, и можно встретить человека, умудренного опытом, у которого самосознание и сознание собственных ценностей, ум живы и пластичны.

Так что, формироваться начинает в раннем детстве, а сформированной считается тогда, когда человек осознанно, самостоятельно и ответственно готов поставить любую из установок под сомнение, и, исходя из проверки этой установки на прочность, либо оставлять ее в активном пользовании, либо отправлять в архив за ненадобностью.

 

— Можно ли сказать, что процесс формирования системы ценностей бесконечен?

— Процесс формирования системы ценностей — это процесс формирования жизненного опыта, поэтому, пока мы опыт воспринимаем как некоторые акты, которые способствуют выводам и чему-то нас учат, то да, а если мы точно знаем, что вот это хорошо, а это плохо, значит, наша система ценностей не сформирована, а просто негибка.

— А система ценностей нам зачем? В чем ее польза?

— Польза от нее велика и бесспорна, просто потому что она позволяет человеку адаптироваться в среде, в которой он живет. Но дело в том, что нужна она или нет, это вопрос вообще не нашей с вами человеческой компетенции :).

Человеческие влечения и страсти нельзя объяснить только влиянием инстинктов. Даже полностью удовлетворив голод, жажду, сексуальные потребности, человек может остаться неудовлетворенным. В отличие от других животных, у человека проблемы этим не решаются, а только начинаются. Вопрос в том, что выбора нет, поскольку система ценностей — это архетипичный, присущий всем людям элемент системы самоосознания.

— А какие сложности возникают у нас в связи с тем, что человек, например, имеет негибкую систему ценностей?

— Повторюсь, что у человека нет выбора — иметь систему ценностей или не иметь, это свойство психики. Другое дело, что, с одной стороны, система ценностей обеспечивает нам более полные возможности самовыражения, социализации и самореализации, но с другой стороны, система установок, принципов и правил — это же система, и, несмотря на то, что там все увязано, многие установки и принципы могут противоречить и друг другу, и тем установкам, которые разделяются большим количеством людей в той среде, куда человек попал.

И в этих случаях, если человек имеет сформированное отношение к своей системе ценностей, то есть, он может ее изменять по собственной воле, то мы говорим — все замечательно, хорошо, он продолжает адаптироваться с целью наиболее полного самовыражения, самореализации в текущих условиях.

Если же у человека система ценностей входит в противоречие с системой ценностей большинства людей, где он оказался, либо она просто регидна, не гибка, то в простонародии такого человека называют «дурак». Я сейчас не оскорбление использую, а слово, которое берет начало от латинского корня «дурус» — негибкий.

Дурак, по сути, — это человек, который негибкий и лишен возможности учиться. Если я отлично знаю, что вот это хорошо, а вот это плохо, и мой набор вот этих хорошо и плохо мешает жить и доставляет мне неудобства и переживания лишние, которые мне не нужны, то имело бы смысл сделать систему гибкой и не относиться категорично к чему-то. А если же я категорична, то я таким образом лишаю себя возможности адаптироваться лучше. И в этом смысле система ценностей может препятствовать счастливому бытию человека.

 

— Аня, ты сказала, что система ценностей — это система правил, принципов, установок, и начинает формироваться она под влиянием родителей и тех, кто находится рядом, когда ребенок маленький. Что помимо этого влияет на ее формирование?

— В общем-то, на формирование системы ценностей влияет абсолютно любая информация, которая получена человеком в течение его личной истории. Я имею в виду информацию не только как некоторый свод моралей, то, что ему объясняли, то, что он прочитал, то, что он посмотрел по телевизору, что такое хорошо, что такое плохо — такие поступки поощряются, такие порицаются, но это еще и модели поведения людей, которые человек наблюдает в течение своей жизни, это, безусловно, вначале те люди, которые окружают ребенка. Это могут быть родители, либо заменители родителей, либо какие-то другие люди, потом это школа, социальные институты всевозможные и собственный опыт, безусловно.

Если человек, в первую очередь, в большинстве своем опирается именно на заимствованные принципы и правила, не разделяя их, а усваивая, как догму, то система ценностей в последствии с большей долей вероятности будет негибка, и человеку такому будет больше свойственна категоричность, ну и, как следствие, меньшая обучаемость.

А если человек ориентирован на то, что он и собственный опыт ставит во главу угла, то система ценностей будет более гибка и обеспечит лучшую адаптацию и социализацию человека.

 

Желаю вам гибкости! :) И успешной адаптации в разных жизненных ситуациях.

 

До встречи в следующий понедельник в 20.00 по Москве на Интересном понедельнике или в следующем выпуске.

 

С наилучшими пожеланиями, Вавилина Наталия.

pochta.natalia@mail.ru

 

И еще раз с наступлением весны! :)

 


В избранное