Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология с элементами разоблачения


Psychologov.net

Рад приветствовать Вас, уважаемые читатели, на страницах рассылки "Психология с элементами разоблачения"

Главная

Статьи по психологии

Притчи

Книги

Психологические тесты и программы

№14 от 21.02.2008

 Рад приветствовать Вас,  дорогие читатели!

 

Сегодня мы с Вами продолжаем рассматривать различные психологические и околопсихологические исследования и обсуждать прочие интересные вещи.

Кстати сказать, если обсуждаемые материалы лично Вам не очень интересны, то не стоит надеяться на мои телепатические способности и прочую мистику – пишите мне, предлагайте свои темы для обсуждения и изучения.

Итак, следующий «подопытный»!

Сегодняшнее исследование (а правильнее было бы, наверное, написать псевдоисследование) в очередной раз позабавило меня. Впрочем, я думаю, что тут я не одинок и Вы, уважаемые подписчики, отметите для себя всю абсурдность эксперимента.

Хватит ходить вокруг да около:
 

Люди оценивают друг друга по запаху

Северо-Западный Университет опубликовал результаты исследования, которое показало, что люди оценивают других людей примерно так же, как собаки - они неосознанно анализируют тончайшие запахи, исходящие от собеседника. Ученые утверждают, что человек получает от запахов намного больше информации, чем предполагалось ранее. Этот вывод был сделан в результате достаточно простого эксперимента. Подопытных людей просили нюхать три бутылочки, каждая из которых содержала один из запахов: лимона (приятный запах), пота (неприятный) и "нейтральный" запах. После обнюхивания людям показывали фотографии незнакомых им персон с "нейтральным" выражением лица (на фотографиях они не улыбались, не хмурились и никаким иным образом не демонстрировали своего эмоционального настроя). После этого подопытных просили оценить: насколько им понравился тот или иной человек, чей портрет им был продемонстрирован.


Как оказалось, приятный запах заставлял участников фокус-группы более высоко оценивать личности людей, изображенных на фотографиях. Неприятный запах приводил к противоположным результатам: лица на фотографиях казались малосимпатичными.

На основании этого авторы исследования также сделали вывод, что обычный человек обладает намного более острым обонянием, чем принято считать.

 Washington ProFile

 

Итак, что же нам с Вами сообщили достопочтенные ученые на этот раз?

А сообщили нам и без того прекрасно всем известный факт, что люди анализируют друг друга в том числе и по тончайшим запахам.

Очевидно, именно этим можно объяснить необъяснимую (прошу прощения за тавтологию) неприязнь, антипатию, либо, наоборот, симпатию к новому незнакомому человеку.

На уровне сознания мы прекрасно понимаем, что у нас нет еще объективных причин, чтобы человек нам нравился или не нравился, а наши обонятельные рецепторы и проекционные зоны коры уже сделали свое дело – впечатление сформировано, и избавиться от него уже не так-то просто.

Конечно, это самое первое впечатление формируется далеко не только по запаху, но это сейчас не главное.

Начнем-с: самое забавное, на мой взгляд, - это подборка ароматов.

Организаторы эксперимента почему-то взяли и решили, что запах лимона – приятный, а пота – нет. Ну если со второй посылкой еще можно худо-бедно согласиться (большинству людей запах пота все-таки не нравится), то вот с лимоном выходит ерунда – многие люди на дух не переносят лимонов – какой уж тут приятный запах, спрашивается?

Но и это еще не все! Исследователи еще нашли некий «нейтральный» аромат!

Вы когда-нибудь слышали про «нейтральный» аромат? Или нюхали его?

Что это? Запах свежеотпечатанного журнала? Запах древесных опилок? Аромат кожаных сидений? Или, может быть, клюквенного морса?

Вот и я тоже не знаю.

Что самое интересное, выбор «нейтрального» запаха может оказаться гораздо труднее, чем приятного или неприятного, поскольку, считая отправной точкой «0», люди могут считать его как приятным, так и неприятным, т.е. соответственно «+» и «-». Очевидно, что вероятность восприятия изначально «приятного» или «неприятного» запахов именно таковыми значительно выше, т.к. вероятность перехода из «+» в «-» и наоборот значительно ниже, чем из «0» в «+» или «-».
 

Хватит пока про запахи, перейдем к следующим нелепостям:

Как мы прочитали, испытуемым демонстрировали фотографии людей с опять-таки «нейтральным» выражением лица! Кто бы мог подумать!:)

Не говоря уже об относительности этого понятия, достаточно будет хотя бы упомянуть про то, что каждый человек уникален, обладает своими индивидуально-типологическими свойствами, опытом, кругом общения и т.д. и т.п.

Из этого явно следует, что выбор в пользу того, или иного «нейтрального лица» - следствие воздействия огромного количества факторов, среди которых, рискну предположить, фоновый запах – не самый главный.

Скажем, напоминает вам человек с фотографии «злобного босса» или «ту противную кикимору с 8 этажа» - и никакой фоновый запах лимона не заставит Вас отнестись к человеку положительно, потому что сыграл свою роль Ваш ранее накопленный опыт, сработал стереотип.  

Другой вариант:

Человек по жизни оптимистичен, активен, склонен рассматривать всех людей как своих друзей, сам готов им помочь и верит в помощь с их стороны. С большой долей вероятности, он отметит как приятных гораздо большее количество людей, чем тот, кто придерживается мнения, что «человек человеку волк», вокруг видит врагов, во всем винит окружающих и т.п.

Здесь мы имеем дело со сложным сплавом индивидуально-типологических особенностей человека (начиная с темперамента и характера и заканчивая подвижностью нервных процессов и группой крови) и социальных факторов (воспитание, обучение, жизненный и профессиональный опыт и др.)

И это лишь только два наиболее ощутимых фактора, влияющих на выбор исследуемых. Другие и рассматривать не стоит, поскольку их многообразие таково, что делает задачу практически невыполнимой.

 
Вот мы и дошли до основного вывода ученых: обычный человек обладает намного более острым обонянием, чем принято считать.

Откуда такой вывод? С чего бы он вообще появился? Исследуют одно, а вывод – про другое… Разве исследовалась острота обоняния? В воздухе «растворяли» молекулы пахучих веществ и замеряли концентрации, при которых люди начинали его чувствовать? Ничуть нет. В общем, загадка…

 
Пользуясь моментом, хочу напомнить моим дорогим читателям: Будьте внимательны, будьте критичны (в разумных пределах!), не доверяйте всему этому бесконечному потоку зачастую нелепой информации.

Остановитесь и включите мозг, прежде чем принять и усвоить полученную информацию!

Сделать что-то своим знанием гораздо проще, чем потом отказаться от уже усвоенной неверной точки зрения, поэтому берегите свой мозг – не захламляйте его! Мыслите!

 
А сейчас время очередной притчи! Да поможет нам мудрость веков!

Четвертый волхв

Четвёртый Волхв также видел звезду, сияющую над Вифлеемом. Но он всегда опаздывал прийти в место, где мог бы быть Иисус, потому что по дороге его постоянно останавливали бедные и нуждающиеся с просьбами о помощи.

После тридцати лет следования по шагам Иисуса, через Египет, Галилею и Вифинию, волхв достиг Иерусалима, но снова было слишком поздно. Ребенок Иисус был теперь мужчиной, и волхв прибыл в день распятия. Мудрец нёс жемчуг, чтобы отдать Иисусу, но продал весь для того, чтобы помочь тем, кого он встречал в пути. Осталась только одна жемчужина, но Спаситель был уже мёртв.

«Я провалил дело всей своей жизни», — подумал мудрец. А затем он услышал голос:

— Вопреки тому, что ты думаешь, ты был со мной всю свою жизнь. Я был наг, и ты одел меня. Я был голоден, и ты накормил меня. Я был арестован, и ты навестил меня. Я был в каждой бедной душе на твоём пути. Благодарю тебя за то, что ты так часто проявлял любовь.

Коэльо П. Мактуб

Жду вас на своем сайте http://psychologov.net

Последние поступления на сайте http://psychologov.net:

Косметика против тревоги

Замедляется ли ход времени в сложные моменты? 

Ученые выяснили как беременные женщины сохраняют равновесие и не валятся с ног

Храп того, с кем вы спите, вредит вашему здоровью 

Секрет выигрыша в камень-ножницы-бумагу

Реальность снов: 10 фактов о сновидениях

Чудо - камень 

Генетические "грабли" 

Сегодняшний  выпуск на этом я завершаю, благодарю за то, что Вы со мной!

Как всегда, мой ящик psychologovnet@yandex.ru к Вашим услугам; всю гневную, благодарственную, вопрошающую и иную корреспонденцию смело направляйте на него!

До следующей встречи!

Ваш Дмитрий Науменко.

 

P.S.: Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признателен, если Вы порекомендуете ее своим друзьям и коллегам. Просто дайте им ссылку на мой сайт – http://psychologov.net

Спасибо!

Психология с элементами разоблачения

Подписаться письмом
Copyright (C) 2007 Psychologov.net. Все права защищены. http://www.Psychologov.net
Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке (в полном объёме или частично) без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано, пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.
Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru, ICQ: 490-283-360

В избранное