Сегодня
мы с Вами продолжаем рассматривать различные психологические и
околопсихологические исследования и обсуждать прочие интересные вещи.
Кстати
сказать, если обсуждаемые материалы лично Вам не очень интересны, то не стоит
надеяться на мои телепатические способности и прочую мистику – пишите мне,
предлагайте свои темы для обсуждения и изучения.
Итак,
следующий «подопытный»!
Сегодняшнее
исследование (а правильнее было бы, наверное, написать псевдоисследование) в
очередной раз позабавило меня. Впрочем, я думаю, что тут я не одинок и Вы,
уважаемые подписчики, отметите для себя всю абсурдность эксперимента.
Хватит
ходить вокруг да около:
Люди оценивают друг друга по запаху
Северо-Западный Университет опубликовал результаты
исследования, которое показало, что люди оценивают других людей примерно так
же, как собаки - они неосознанно анализируют тончайшие запахи, исходящие от
собеседника. Ученые утверждают, что человек получает от запахов намного больше
информации, чем предполагалось ранее. Этот вывод был сделан в результате
достаточно простого эксперимента. Подопытных людей просили нюхать три
бутылочки, каждая из которых содержала один из запахов: лимона (приятный
запах), пота (неприятный) и "нейтральный" запах. После обнюхивания
людям показывали фотографии незнакомых им персон с "нейтральным"
выражением лица (на фотографиях они не улыбались, не хмурились и никаким иным
образом не демонстрировали своего эмоционального настроя). После этого
подопытных просили оценить: насколько им понравился тот или иной человек, чей
портрет им был продемонстрирован.
Как оказалось, приятный запах заставлял участников фокус-группы более высоко
оценивать личности людей, изображенных на фотографиях. Неприятный запах
приводил к противоположным результатам: лица на фотографиях казались
малосимпатичными.
На основании этого авторы исследования также сделали вывод, что обычный человек
обладает намного более острым обонянием, чем принято считать.
Итак,
что же нам с Вами сообщили достопочтенные ученые на этот раз?
А
сообщили нам и без того прекрасно всем известный факт, что люди анализируют друг
друга в том числе и по тончайшим запахам.
Очевидно,
именно этим можно объяснить необъяснимую (прошу прощения за тавтологию)
неприязнь, антипатию, либо, наоборот, симпатию к новому незнакомому человеку.
На
уровне сознания мы прекрасно понимаем, что у нас нет еще объективных причин,
чтобы человек нам нравился или не нравился, а наши обонятельные рецепторы и
проекционные зоны коры уже сделали свое дело – впечатление сформировано, и
избавиться от него уже не так-то просто.
Конечно,
это самое первое впечатление формируется далеко не только по запаху, но это
сейчас не главное.
Начнем-с:
самое забавное, на мой взгляд, - это подборка ароматов.
Организаторы
эксперимента почему-то взяли и решили, что запах лимона – приятный, а пота –
нет. Ну если со второй посылкой еще можно худо-бедно согласиться (большинству
людей запах пота все-таки не нравится), то вот с лимоном выходит ерунда –
многие люди на дух не переносят лимонов – какой уж тут приятный запах,
спрашивается?
Но
и это еще не все! Исследователи еще нашли некий «нейтральный» аромат!
Вы
когда-нибудь слышали про «нейтральный» аромат? Или нюхали его?
Что
это? Запах свежеотпечатанного журнала? Запах древесных опилок? Аромат кожаных
сидений? Или, может быть, клюквенного морса?
Вот
и я тоже не знаю.
Что
самое интересное, выбор «нейтрального» запаха может оказаться гораздо труднее,
чем приятного или неприятного, поскольку, считая отправной точкой «0», люди
могут считать его как приятным, так и неприятным, т.е. соответственно «+» и
«-». Очевидно, что вероятность восприятия изначально «приятного» или
«неприятного» запахов именно таковыми значительно выше, т.к. вероятность
перехода из «+» в «-» и наоборот значительно ниже, чем из «0» в «+» или «-».
Хватит
пока про запахи, перейдем к следующим нелепостям:
Как
мы прочитали, испытуемым демонстрировали фотографии людей с опять-таки
«нейтральным» выражением лица! Кто бы мог подумать!:)
Не
говоря уже об относительности этого понятия, достаточно будет хотя бы упомянуть
про то, что каждый человек уникален, обладает своими
индивидуально-типологическими свойствами, опытом, кругом общения и т.д. и т.п.
Из
этого явно следует, что выбор в пользу того, или иного «нейтрального лица» -
следствие воздействия огромного количества факторов, среди которых, рискну
предположить, фоновый запах – не самый главный.
Скажем,
напоминает вам человек с фотографии «злобного босса» или «ту противную кикимору
с 8 этажа» - и никакой фоновый запах лимона не заставит Вас отнестись к
человеку положительно, потому что сыграл свою роль Ваш ранее накопленный опыт,
сработал стереотип.
Другой
вариант:
Человек
по жизни оптимистичен, активен, склонен рассматривать всех людей как своих
друзей, сам готов им помочь и верит в помощь с их стороны. С большой долей
вероятности, он отметит как приятных гораздо большее количество людей, чем тот,
кто придерживается мнения, что «человек человеку волк», вокруг видит врагов, во
всем винит окружающих и т.п.
Здесь
мы имеем дело со сложным сплавом индивидуально-типологических особенностей
человека (начиная с темперамента и характера и заканчивая подвижностью нервных
процессов и группой крови) и социальных факторов (воспитание, обучение,
жизненный и профессиональный опыт и др.)
И это лишь только два
наиболее ощутимых фактора, влияющих на выбор исследуемых. Другие и
рассматривать не стоит, поскольку их многообразие таково, что делает задачу
практически невыполнимой.
Вот
мы и дошли до основного вывода ученых: обычный человек обладает намного более
острым обонянием, чем принято считать.
Откуда
такой вывод? С чего бы он вообще появился? Исследуют одно, а вывод – про
другое… Разве исследовалась острота обоняния? В воздухе «растворяли» молекулы
пахучих веществ и замеряли концентрации, при которых люди начинали его
чувствовать? Ничуть нет. В общем, загадка…
Пользуясь
моментом, хочу напомнить моим дорогим читателям: Будьте внимательны, будьте
критичны (в разумных пределах!), не доверяйте всему этому бесконечному потоку
зачастую нелепой информации.
Остановитесь
и включите мозг, прежде чем принять и усвоить полученную информацию!
Сделать
что-то своим знанием гораздо проще, чем потом отказаться от уже усвоенной
неверной точки зрения, поэтому берегите свой мозг – не захламляйте его!
Мыслите!
А сейчас время очередной
притчи! Да поможет нам мудрость веков!
Четвертый волхв
Четвёртый
Волхв также видел звезду, сияющую над Вифлеемом. Но он всегда опаздывал прийти
в место, где мог бы быть Иисус, потому что по дороге его постоянно
останавливали бедные и нуждающиеся с просьбами о помощи.
После
тридцати лет следования по шагам Иисуса, через Египет, Галилею и Вифинию, волхв
достиг Иерусалима, но снова было слишком поздно. Ребенок Иисус был теперь
мужчиной, и волхв прибыл в день распятия. Мудрец нёс жемчуг, чтобы отдать
Иисусу, но продал весь для того, чтобы помочь тем, кого он встречал в пути.
Осталась только одна жемчужина, но Спаситель был уже мёртв.
«Я
провалил дело всей своей жизни», — подумал мудрец. А затем он услышал голос:
—
Вопреки тому, что ты думаешь, ты был со мной всю свою жизнь. Я был наг, и ты
одел меня. Я был голоден, и ты накормил меня. Я был арестован, и ты навестил
меня. Я был в каждой бедной душе на твоём пути. Благодарю тебя за то, что ты
так часто проявлял любовь.
Сегодняшнийвыпуск на этом я завершаю, благодарю за то,
что Вы со мной!
Как
всегда, мой ящик psychologovnet@yandex.ru к Вашим услугам;
всю гневную, благодарственную, вопрошающую и иную корреспонденцию смело
направляйте на него!
До
следующей встречи!
Ваш Дмитрий Науменко.
P.S.:
Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признателен, если Вы порекомендуете
ее своим друзьям и коллегам. Просто дайте им ссылку на мой сайт – http://psychologov.net
Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке (в полном объёме или частично) без предварительного уведомления.
Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано, пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.