Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология от Одинокого Волка


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сайт рассылки: www.lyra.omsk.info

Психология от Одинокого Волка

Выпуск от 21 апреля 2005 г.
Количество подписчиков - 2606.


Всем привет! И снова, в данной рассылке, я отвечаю на письмо, написанное по поводу статьи
"Запретный плод сладок". Отвечаю на письмо в режиме цитирования, где коричневым цветом выделены мои ответы, а синим - цитаты уважаемого читателя - Ismj.

"Запретный плод сладок": ответ на письмо...

Здравствуйте! Очень удивительные Вы делаете выводы…

Всегда ли полезно делать выводы, которые знакомы всем?
Полезно иногда думать как-то иначе… Вы ведь читаете не академический учебник по психологии, а авторские статьи и, если мнение и логика автора вам не понятны, то - это не значит, что они не верны. Просто - это ещё одна грань истины. Логика в статье ведь может быть не понятна из-за потери контекста, а не только из-за глупости автора.

Если речь идет о запретах и разрешениях, то при чем здесь "познавательная активность"? Тот, кто нарушает правила, стремится к познанию? Не следует ли из этого, что, например, тюрьмы должны быть заполнены академиками?...

Нет, не следует. Я не говорил про академиков. А вот "познавательную активность" тюрьма стимулирует даже, если Вам это покажется смешным. Только почему Вы предполагаете, что в тюрьме будут изучать то, чем
занимаются академики? Предмет познания может быть разным и, кстати, может быть направлен не только на "добро".
И, если бы Вы чуть больше интересовались жизнью тюрьмы, то Вам было бы понятнее, как запреты влияют на человека. На его мышление, мировоззрение. Изобретения заключённых поражают умы не только охранников, но, иногда, и учёных. Чтобы выжить и хоть как-то скрасить свой быт, заключённые делают из подручных средств уникальные механизмы, несмотря на запреты. Иногда полезно видеть "познание" не только в трудах академиков. Если захотите узнать больше об этом, то можете почитать авторскую рассылку Виталия Лозовского (www.doctor.tyurem.net) "Как выжить и провести время с пользой в тюрьме". Рекомендую.

А в контексте "познавательной активности" лучшим примером будут не заключённые, а дети. Запретов у них ведь не меньше.

Кстати, понятие "запрет" я использую в широком смысле этого слова. Изменение каких-либо условий, которые ограничивают привычную экспансию индивидуума, могут восприниматься последним, как запрет. Иначе говоря, изменившиеся условия диктуют новые правила, с которыми надо или смириться или преодолевать.

Для меня, очевидно, что в данном случае стимулируется стремление к свободе, к самоопределению, к власти над реальностью…

Чтобы властвовать над реальностью - надо узнать её законы. Чтобы стать свободным - надо понять, что тебя сдерживает. Чтобы по-настоящему САМОопределиться - надо познать СЕБЯ и своё место в Мире. Разве это не познание? А вот некие рамки, запреты мешают этому, вызывают неудовлетворённость, зачастую являясь пусковыми механизмами, призванными изменить неугодную ситуацию. А чтобы что-то изменить в заданном направлении, надо узнать условия задачи. Вот тут и понадобится познание.

Сладость именно в этой свободе, а непосредственно сам "плод" как объект познания играет заметно меньшую роль…

Познание ведь может заключаться не только в исследовании конкретного "плода", но и в изучении всего того, что на пути к нему - "условий", "процесса", "взаимосвязей", "отношений" и т. д. Посмотрите на ситуацию объёмно. Я же писал, что сам "плод" может быть не важен, он даже может быть вреден. Например, в религиозных традициях "страдания" используют для очищения, но для этого они ведь не стремятся к страданию, как "плоду". Однако, нельзя сказать, что религиозные люди не используют "страдание" для познания Себя и
Мира.

Вообще, интересному (т.е. вызывающему познавательную активность) объекту совсем не обязательно быть запретным…

Да, если есть желание и интерес к познанию по умолчанию. Неудовлетворённость же при запрете добавляет ещё и потребность это сделать (потребность освободиться от оков запрета).

Напротив, стремление к власти и к свободе рождается из подчиненности и зависимости…

Правильно. Разве кому-то нравится быть подчинённым и зависимым? Нет, это - своеобразная "тюрьма". Это - не свобода. Поэтому, и создаётся "революционная" ситуация - стремление к власти и свободе. Так делалась Великая Октябрьская революция. Сам "плод" (революция) стал важен, только из-за неудовлетворённости ситуацией. А чтобы свершить революцию - надо было много узнать, наработать связи, укрепить тылы и т.д.

Цитата из статьи "Запретный плод сладок": "Всё запретное искушает человеческий ум. Так уж повелось, что всё, что ИСКУшает, приходится ИСКУпать. Увы, за всё надо платить…"
Совершенно ИСКУсственное утверждение. Если за "всё" надо платить, то какой смысл выделять из "всего" то, что "ИСКУшает"? Совершенно очевидно, что платить придется и за то, что "НЕ ИСКУшает". И тогда зачем по этому поводу париться?...

Платим мы за всё, но за искушение мы часто платим неоправданно высокую цену. Если в магазине вы за некий продукт переплачиваете в два-три раза, стоит ли это замечать, выделяя из общего фона прошлых покупок? Переплачивать ведь не выгодно. А в жизни подобные переплаты, могут быть ценою в жизнь.

Лишь малая часть запретов служит, чтобы остановить.
Остальная - чтобы направить…

Согласен, только важно, КТО направляет и КУДА.
Часто, запретами нас направляют далеко не всегда к нашим целям. Например, отец запретил своему ребёнку шуметь и играть в доме, но сделал он это не для блага ребёнка, а для своего спокойствия. Т. е. его наставления\направления для собственного же блага.

Вот так, всё не однозначно, уважаемый Ismj!
Все мы разные и видим всё по-разному…
Удачи! Спасибо за внимание к статье!


Удачи и держите нос по ветру!
psywolf@lyra.omsk.info
http://www.lyra.omsk.info


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psywolf
Отписаться

В избранное