Манипуляция (3
часть). Использование логических уровней.
Предположим, что ваша
задача - мотивировать человека сделать что-то,
что вам от него нужно и это соответствует также и его намерениям. Вновь
обратимся к логическим уровням и их использованию. Очень полезно
научиться
рассматривать любые события сразу на всех логических уровнях.
Представьте
себе, что вы отрезали кусок торта и разглядываете его. На срезе вы
видите
все слои, которые его составляют - коржи, прослойки, крем, украшения, вы
можете сказать, из чего сделан каждый слой. Вместе с этим вы видите весь
кусок в целом и можете съесть его так, как вам хочется - целиком или
разделив на слои. Именно так следует поступать и с логическими уровнями.
Зная, из чего они состоят, можно исследовать и применять их по очереди,
а
затем пользоваться ими в любом сочетании.
Напомним первый уровень -
окружающие предметы, люди и события. К
этому уровню применимы вопросы "Где?" и "Когда?" -
обстоятельства места и
времени. Отвечая на эти вопросы, вы описываете то, что окружает
человека.
Мир вокруг нас меняется сам по себе, меняется ситуация, в которой мы
находимся, и нам приходится к ним приспосабливаться. Есть категория
людей,
которые воспринимают свою жизнь как цепь реакций на внешние
обстоятельства.
Такая жизнь напоминает своеобразный боксерский матч - ситуация пытается
"избить" человека, а он уклоняется, реагирует, отвечает.
Проблема здесь в
том, что ведя такой матч, нельзя победить, можно только подольше
продержаться на ногах. Если вы обнаружили, что человек, на которого вы
хотите повлиять, находится в такой позиции по отношению к жизни,
необходимо
как можно быстрее заставить его эту позицию покинуть.
Единственный путь выбраться
из такой ситуации - перестать только
реагировать на обстоятельства и начать менять их. В свою очередь,
единственный механизм, меняющий обстоятельства - это собственное
поведение
человека (второй уровень). Если вас не устраивают внешние
обстоятельства, не
стоит предъявлять им претензии, лучше сразу посмотреть, что вы можете
поменять в своем поведении. Если с вами ведут разговор на темы
"плохих
времен" и трудных обстоятельств, не тратьте зря времени, сразу
спросите
человека, что он намерен делать в этих обстоятельствах. Это и есть
ключевой
вопрос второго уровня: "Что?"
Если человек решил, что он
собирается предпринять для изменения
ситуации, вы уже достаточно заметно продвинулись. Следующий вопрос,
который
возникает: как он этого добьется? Умеет ли он это делать? Делал ли уже
когда-нибудь в подобных обстоятельствах? Другими словами, есть ли у него
способность выполнить это действие. Тем самым мы уже поднялись на третий
уровень, где основной вопрос - "Как?". Чтобы выполнить
действие, нужно
обладать способностью к этому. Вот она - закономерность использования
логических уровней: чтобы что-то совершилось на определенном уровне,
необходимо задействовать более высокий уровень.
Мы уже упоминали, что в
основе способности лежит стратегия, или
технология. Это алгоритм, последовательность шагов, ведущих к
определенной
цели. Если вы спросите человека, как он собирается что-то сделать, то в
ответ он расскажет вам о своей стратегии. Вы можете обнаружить, что на
самом
деле никакой стратегии у человека нет. Если это так, то у него нет
способности выполнить действие, действие не будет выполнено и ситуация
не
изменится. К сожалению, такое положение встречается достаточно часто.
Одна
из основных проблем руководителя или воспитателя состоит в том, что он
знает, что он хочет сделать для достижения результата, но не
имеет
представления как. Еще хуже, когда он вообще игнорирует сам
вопрос
"Как?".
Другой аспект той же
ситуации. Допустим, вы руководитель и даете
задания своим подчиненным. От вас они знают, что им надо сделать,
но
они могут не знать, как. Знать, какими способностями обладают
подчиненные - одно из важнейших качеств руководителя. В идеале
способности
соответствуют требуемым действиям, а действия - способностям. Развивая
способности, вы расширяете репертуар возможных действий. Выполняя
действия,
которыми раньше вы не занимались, вы расширяете репертуар своих
способностей. Это и есть основа личностного и профессионального
роста.
Несколько рекомендаций по
развитию способностей. Желательно иметь
модель - то тесть образец, человека, который этой способностью обладает
и
может научить. Необходимо посвятить этому занятию достаточно времени. На
этапе овладения способностью надо хорошо определиться с целями. Обычно,
выполняя какое-то действие, мы стремимся к получению того
результата, на
который нацелено действие. Однако, на этапе обучения лучше от этой цели
отказаться. Ваша непосредственная цель - научиться правильному
выполнению
последовательности действий.
Аналогия: обучаясь играть на
фортепиано, вы не ставите сразу цель
выучить "Лунную сонату" Бетховена (хотя есть и такие люди, но
они либо
вообще не могут научиться играть, либо выучивают только одно это
произведение, и то плохо). Вы начинаете с гамм и упражнений. То, что вы
играете звучит очень примитивно, совсем непохоже на "Лунную
сонату", но вы
изучаете технику игры, вы приобретаете способность играть быстро и
чисто,
читать ноты, оценивать свое исполнение. Именно это и составляет основы
игры
на фортепиано, имея эти способности, вы без труда выучите не только
"Лунную
сонату", но и многое другое.
Таковы основы овладения
способностями. Сейчас мы затронули пока самый
верхний слой этого процесса, но психотехнологии как раз и существуют для
того, чтобы сделать процесс овладения любыми способностями простым и
понятным. Разговор о психотехнологиях, стратегиях и способностях
обязательно
состоится в будущем.
Способности - это ключ к
умению, мастерству, профессионализму, они
являются ядром любого действия. Но, как известно, способностями иерархия
логических уровней не исчерпывается. Как следует из основного правила
взаимодействия между уровнями, если возникают сложности с овладением
способностями, надо обращаться выше и искать решения там. Выше - значит,
в
область убеждений. Об этой области мы расскажем в следующем
выпуске.