Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современные психотехнологии управления сознанием. 21.07.02


Информационный Канал Subscribe.Ru

Современные психотехнологии управления сознанием. Сайты поддержки www.superidea.ru и www.psytech.ru

выпуск 10

 Управление чужим сознанием - манипуляция.

    В области психотехнологий слово "манипуляция" вызывает далеко неоднозначную реакцию. С точки зрения психологов гуманистического направления, а также многих средств массовой информации это нечто по меньшей мере подозрительное, так как вызывает ассоциации с массовым гипнозом, психотронным оружием, лишением свободы воли, принуждением, обманом и Бог знает чем еще. С другой стороны, многие гражданские и военные руководители, политики и просто обыватели испытывают к манипуляциям живейший интерес, причем по той же самой причине. Мнения поляризованы вокруг одной стержневой идеи: манипуляции служат для скрытого управления сознанием человека, для получения власти над другими личностями. Поэтому для одних заманчиво приобрести эту власть и ей пользоваться, а другие видят в этом эксплуатацию и нарушение прав человека.

    Попробуем разобраться в сути проблемы, оставив в стороне философские рассуждения. Все мы люди и существуем в обществе. Раз это так, то мы непрерывно общаемся, и при этом постоянно испытываем на себе влияние со стороны окружающих людей: беседы, услышанные разговоры, даже взгляды знакомых и незнакомых людей вызывают изменения в нашем настроении, наших мыслях. Наши близкие о чем-то нас просят, и мы выполняем просьбы; начальство дает указания, и мы делаем то, что надо. А уж если мы влюблены, то готовы сделать все, что угодно, повинуясь только взгляду. Причем делаем мы все это почти не задумываясь о своей воле или свободе. Получается, нами постоянно манипулируют!

    Далее, мы сами кого-то о чем-то просим, убеждаем , умоляем , приказываем, и люди делают что-то для нас. Выходит, что мы и сами постоянно манипулируем? Если у вас есть дети, вы знаете. как трудно ими "управлять". Чтобы чего-то добиться от ребенка, недостаточно ему приказать, необходимо убеждать, договариваться, что-то обещать, "давить авторитетом", взывать к совести и т.д. и т.п. А ведь все это манипуляции. Дети - сами прекрасные манипуляторы. Вот типичная ситуация с участием девочки 5 лет. На столе стоит ваза с шоколадными конфетами, которые ей не разрешают есть из-за аллергии. Она заводит с папой диалог:

    - Папа, хочешь конфету?
    - Нет, не хочу, я их не люблю.
    - А я люблю... И не дождавшись ответа, добавляет:
    - А теперь скажи: "Ну ешь!"

    Разве это не манипуляция? Еще какая - тщательно спланирована, выбран момент, задан наводящий вопрос, даны необходимые комментарии. Даже необходимая ответная реакция просчитана, вот только папа не поддался. Таких примеров у каждого родителя наберутся сотни. Таким образом, по-видимому, манипуляции происходят в повседневной жизни сплошь и рядом. Как сюда вписывается свобода воли или зомбирование,  непонятно, так же непонятно, как с ними можно бороться. Есть несколько ироничное замечание о том, что самая тонкая манипуляция - это просьба, потому что просьбу вы исполните охотно и даже не поймете, что вами манипулируют. Может быть, запретить просьбы?

    Пол Вацлавик, известный исследователь человеческой коммуникации утверждал, что невозможно НЕ оказывать влияния. Так что придется смириться с мыслью, что мы постоянно оказываем влияние сами и попадаем под чужое влияние. Если мы все равно все друг на друга влияем, есть смысл делать это осмысленно, зная, чего добиваешься и как этого добиться. Можно сказать, что существует два способа влиять на человека. Первый - с помощью прямых команд, инструкций. Выглядит это так: один человек отдает приказы, другой их исполняет Такая ситуация наблюдается в жестких социальных системах (армии, тюрьме) или между родителями и очень маленькими детьми. Во всех же остальных случаях применяется второй способ - косвенный.

    Как правило, люди взрослые и самостоятельные не желают подчиняться прямым командам и приказам. Они требуют к себе уважения, сами выбирают, как им поступать. В этой ситуации попытка приказать или заставить человека что-то сделать, приводит к сопротивлению. С другой стороны, все люди хотят, чтобы их просьбы и требования выполнялись, здесь-то и возникает столкновение интересов и конфликты. Самый популярный из них - конфликт отцов и детей: взрослые хотят мудро руководить детьми с высоты своего жизненного опыта, а дети хотят быть независимыми и самостоятельными. Способом как-то  преодолеть это конфликт является косвенное общение, которое в быту называют манипуляцией.

    Косвенное общение подразумевает, что предпринимаются какие-то действия, чтобы обойти сопротивление, вызвать желание пойти вам навстречу и выполнить ваши просьбы. Это своего рода искусство, оно требует долгой практики и хорошего знания практической психологии. Очень не хотелось бы считать его отрицательным. Такое умение является очень эффективным инструментом общения, и, как любой инструмент, он может быть как полезным, так и опасным. Разумеется, можно использовать манипуляцию во вред человеку, но это не зависит не от самого косвенного общения, а от человека, который применяет его в неправедных целях. Кроме того, не бывает одностороннего влияния одного человека на другого, это всегда процесс взаимный. В общем, наше мнение - не бывает "скрытого управления волей другого человека", бывают просьбы, указания и инструкции, выраженные в косвенной форме.

    В наших выпусках мы рассмотрим разные формы косвенного общения от самых простых, до очень сложных. Начнем, естественно, с простых. Они прекрасно описаны в "Структуре магии" Бэндлера и Гриндера.

  1. Встроенные вопросы. Если вы хотите задать вопрос косвенным образом, вы можете сформулировать его так, чтобы он звучал как обычное предложение. Оно в таком случае должно начинаться с вводных слов: Интересно... Хотелось бы знать...Я не знаю... и т.п. Например: хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу. Или: я не знаю, что вы об этом думаете. Это звучит как обычное замечание или рассуждение, но у собеседника вызывает желание высказаться так, как будто вы его об этом спросили. Это своего рода дипломатический ход. ведь иногда задавать вопросы напрямую может быть бестактным.
  2. Встроенные команды. Они могут быть двух типов. Команды можно встраивать в вопросы. Можете ли вы так не поступать? (на самом деле это команда: не поступайте так!) А дверь закрыта? (команда: закройте дверь!)
    Можно предлагать команды в форме общих замечаний о возможности что-то сделать. Самый частый повседневный вариант: Можно быть и повежливее (команда: будьте повежливее!) Можно уже прекратить обсуждение (команда: прекратите обсуждение!)
  3. Подразумевание (импликация, пресуппозиция). Вы связываете то действие, которое хотите вызвать с другими, при этом формулируете высказывание так, что оно считается само собой разумеющимся. Пример: Вы будете платить наличными или по кредитной карте? (подразумевается, что платить вы все равно будете, весь вопрос только в том, каким образом) Вы хотите подписать договор до или после обеда? (Подразумевается. что вы хотите подписать договор, нужно только уточнить время).

     Будем считать. что начало положено, продолжение следует.

NB! С 1 августа в Школе Своего Дела ( www.profes.biz/sd/ ) отменяются все дилерские скидки. Если Вы хотите получить скидку - у Вас есть еще 10 дней, чтобы обратиться к нам mailto:andrey@superidea.ru и получить данную скидку.

   Обсудить на форуме http://forum.superidea.ru/

Ведущие рассылки Дмитрий Шипотько и Андрей Малыгин E-mail: andrey@superidea.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное