Практическая психология на каждый день: Право на ошибку (часть вторая)
Друзья, здравствуйте!
В прошлом выпуске рассылки мы с вами рассматривали ситуации, когда мы ошибаемся и когда времени на «излишние переживания» нету, и мы договорились, что оптимальной реакцией в таких случаях будет спокойствие и сосредоточенность (которые помогают нам внимательно заниматься делом и не допускать новых ошибок). Но перед нами встал вопрос: а как быть, если
время на переживания после ошибки есть? Какие эмоции целесообразны и что вообще в таких случаях можно делать? Об этом – наш сегодняшний разговор.
Представьте себе ситуацию: вы взяли у хорошего знакомого машину (вам нужно съездить куда-то по делам). Машина дорогая, ее стоимость намного превышает ваш среднемесячный доход, и, так получилось, машина не застрахована. Вы, соблюдая все правила дорожного
движения, вдруг видите на дороге нечто неожиданное (например, перебегающую собаку). Чтобы избежать трагедии, вы инстинктивно крутите руль, машина едет на обочину и врезается в дерево. Все живы, все здоровы (включая и собачку), но есть и потери – это разбитая машина. Что делать? Хороший вопрос. Давайте не будем здесь разбирать очевидные действия: да, нужно решить все вопросы с ДПС-службами, нужно убрать с проезжей части машину, нужно сразу прикидывать варианты того, как можно исправить материальную ситуацию
друга, который теперь машины лишен и т.д. Мы уверены, что те, кто читает эти строки, будут действовать максимально здраво и в итоге позаботятся обо всех, кто к этой ситуации причастен. Но интересен другой вопрос: как вы думаете, какие эмоции в этой ситуации будут целесообразны?
Не спешите с ответами…
Когда этот вопрос звучит на занятиях в «Синтоне», ответы бывают очень разными.
Ну, начнем с того, что большинство очень светлых и душевных людей признаются: эмоции будут не самые приятные, потому что ситуация аварии неприятна другу. Мы его как
бы подвели, и нам должно быть стыдно и вообще. Хорошо, поставим вопрос иначе: если бы у вас была в руках волшебная палочка, которая может вам обеспечить любое настроение, какое захотите? Закажете расстроенность – будет. Пожелаете радостное присутствие духа – будет и это. Итак, ваш выбор?
Интересно то, что даже при условии волшебной палочки, создающей настроения, большинство людей с трудом выдавливают
из себя ответ «спокойствие». А если задать провокационный вопрос «А как насчет радости? Ведь волшебная палочка же!», то в этот момент и открывается истина: «Ну как же хорошее настроение, если мы человеку навредили?!».
А зачем заказывать плохое настроение, если можно хорошее? Какая польза от плохого?
– А потому что нельзя так! (последний ответ – это крик души: души человека, который отвечает не на вопрос «зачем?», а на вопрос «почему?»).
А если все-таки подумать? Возможный вариант логического рассуждения:
1) Начало ситуации, когда машина уже в аварийном состоянии,
а друг еще не знает. Здесь беспокоиться смысла уже нет, потому что все обошлось (все живы-здоровы, вот и славно). Более того, плохое настроение мешает трезво мыслить, а потому, если мы хотим разобраться с текущей ситуацией максимально быстро и здраво, то нам пригодится если не хорошее настроение, то уж, по крайней мере, спокойная собранность. Да? Тогда – взмах волшебной палочки, имы получаем нужное состояние, которое теперь отвечает на вопрос «Зачем?» - «Для того, чтобы все уладить быстро и без лишней нервотрепки для себя и окружающих».
2) Продолжение ситуации, когда нужно сообщить другу лично о том, что произошло и что он теперь временно без машины. Здесь у нас два варианта: либо друг хорошо владеет своими эмоциями, либо друг
будет сильно расстроен.
А) Если друг «просветленный», то первым его требованием (ну, или очень просьбой) будет решение вопросов (и технических, и материальных) как можно скорее и удобнее (для него). Например, у вас есть знакомые в автосервисе, или у вас есть возможность предоставить во временное пользование другую машину, пока вы занимаетесь восстановлением прежней. Одним словом – вперед, нас
ждут великие дела!
Б) Если друг «просветленным» стать не успел, и весть о скоропостижно разбитой машине повергла его в уныние или того хуже – то ваша под горем раздавленная душа здесь тоже вряд ли окажется полезной. Во-первых, людям, которые сильно переживают, нужны не ваши сильные переживания, а ваше дружеское сочувствие и готовность быстро и решительно помочь. Да и потом – одно дело посочувствовать,
а другое – «убиваться» (вспоминается фраза «ну что же вы так убиваетесь, вы же так не убьетесь!»). Сочувствие и сожаление – поддерживает и говорит о вашем дружеском расположении, а убитость горем или ваша сильная расстроенность говорят скорее не о вашей грядущей помощи, а о том, что теперь помощь нужна еще и вам самим. Наверное, все-таки лучше не увеличивать количество пострадавших в ситуации, а уменьшать. Да?
Итого, резюме сегодняшнего разговора и одновременно мысль «на подумать»:
Если в ситуации у вас есть выбор, какое переживание выбрать – лучше опираться на принцип целесообразности,
стремясь ответить на вопрос «Зачем?». Зачастую внутреннее негативное переживание не то чтобы не помогает, а даже мешает вовремя «оглянуться» и исправить ситуацию, пока это еще можно сделать. А выражать ли внешне негативные эмоции и как сильно – стоит смотреть по ситуации, пытаясь ответить на вопрос «Кому от этого будет польза?».
Для кого-то наше размышление окажется
неожиданно-новым, а для кого-то – это обычная ежедневная реальность, когда при возникновении жизненной трудности первым встает вопрос «И что теперь можно сделать?» вместо восклицания «Какой ужас!». Желаем вам бодрости и присутствия духа, а наша с вами работа над собой и размышления над насущными жизненными вопросами будет продолжена в следующем выпуске рассылки.