Norma (лат.) — мерило, образец. Так понимали
это древние. Аристотель
изучал различные телесные аномалии (уродства) и психические болезни и
выработал наглядные критерии физической нормальности: например, у
человека должна быть одна голова, и на ней должны расти волосы. Если
волос нет — это аномалия. Такой подход современная наука называет
типологическим (от слова «тип»).
Другой подход — статистический, то есть нормой признается все то, что
часто встречается. Лысых людей в мире очень много, поэтому лысина —
тоже вариант нормы.
Есть и еще несколько мнений о том, как определять норму. Например,
биологи рассматривают ее в контексте дарвиновской теории естественного
отбора: если тот или иной признак или качество помогают выживанию его
обладателя, значит, это — норма (адаптационный подход).
Иногда в зазоре между нормой и патологией выделяют «условную норму».
Например, сюда можно отнести так называемые акцентуации
(непропорциональная выраженность, заостренность каких-либо черт
характера), представляющие собой промежуточную ступеньку, которая
отделяет нормальную психику от патологической.
А специалист в области психодиагностики профессор Александр Ануфриев
полагает, что норма (в том числе психическая) определяется психологом
или врачом в каждом отдельном случае интуитивно, на основании опыта и
знаний (как несложно догадаться, это — интуитивный подход).
Житейское понимание нормы находится где-то между статистическим и
адаптационным подходами. Это-то и приводит к отождествлению
«нормального» с «общепринятым». Но «общепринятое» меняется вместе с
научно-техническим прогрессом и развитием общества. А что в это время
происходит с «нормой»?
ВСЕ ТЕЧЕТ, ВСЕ
ИЗМЕНЯЕТСЯ
Норма бывает разная: юридическая, медицинская, психологическая,
социальная и так далее. Трудно поверить, но представления о каждой из
них постоянно пересматриваются: появляются новые исследования и научные
данные, меняются нравы, в результате сдвигаются и границы нормы.
Так, раньше сексуальное влечение к людям своего пола считалось душевным
расстройством, требующим лечения. Издавались сотни статей,
рекомендовавших в качестве такового электрошок, лоботомию, введение
высоких доз гормонов, принудительное вызывание рвоты и применение
лекарственных препаратов. Но в декабре 1973 года Американская
психиатрическая ассоциация исключила гомосексуализм из списка
психических заболеваний. В России это произошло намного позже —
аналогичное решение было принято лишь в 1999 году. Это нашло отражение
и в языке: теперь вместо термина «гомосексуализм», имеющего негативный
оттенок и звучащего как диагноз, используют нейтральное понятие
«гомосексуальность» — оно подразумевает, что речь идет о варианте
нормы.
По сей день идут жаркие споры о том, считать ли
парафилии (такие особенности сексуальных предпочтений, как, например,
фетишизм, садомазохизм или трансвестизм) патологиями. Международная
психиатрия, отдавая дань политкорректности, закрывает на них глаза до
тех пор, пока парафилии остаются в рамках «партнерской нормы». Согласно
критериям Гамбургского сексологического института, она подразумевает
обоюдное согласие, отсутствие вреда здоровью и непричинение ущерба
другим людям. А если такие же с виду действия совершаются насильственно
или во вред, их относят к патологии. В большинстве стран парафилии все
еще входят в списки психиатрических диагнозов, однако «лед тронулся»: в
Швеции с 1 января 2009 года семь видов особенностей сексуального
поведения исключены из официального регистра болезней и психических
расстройств.
Есть и обратные примеры. Расстройства пищевого поведения (например,
булимия или анорексия) долгое время не считались заболеваниями, а
трактовались как нарушения адаптации, индивидуальные особенности
человека или проявления эндокринных болезней. Соответственно,
адекватного лечения женщины и мужчины с этими расстройствами долгое
время не получали.
Есть и обратные примеры. Расстройства пищевого
поведения (например, булимия или анорексия) долгое время не считались
заболеваниями, а трактовались как нарушения адаптации, индивидуальные
особенности человека или проявления эндокринных болезней.
Соответственно, адекватного лечения женщины и мужчины с этими
расстройствами долгое время не получали.
НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
НЕ БЫВАЕТ — БЫВАЮТ НЕОБСЛЕДОВАННЫЕ
Знаменитый итальянский психиатр Чезаре Ломброзо к проблеме
психологической и психиатрической нормы относился с юмором: «Нормальный
человек — это человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный
работник, эгоист, рутинер, терпеливый и уважающий всяческую власть,
домашнее животное». Другой психиатр, француз Кюльер, написал: «В тот
самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный
мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка
посредственности». А наша соотечественница психолог Юлия Гиппенрейтер
путем несложных расчетов показала, что если под нормой подразумевать
«золотую середину» и взять любые, например, пять психологических
характеристик личности, то «нормальным» одновременно по всем пяти
параметрам будет один человек из 32, а если увеличить число показателей
до девяти, то всего лишь один из 1024! Так, может быть,
«ненормальность» — это интересно и совсем не плохо?
Представители «антипсихиатрического» движения,
расцвет которого пришелся на 60-е годы прошлого века, само понятие
безумия считают искусственным. По их мнению, общество и государство
объявляют сумасшедшими и подвергают лечению, карая таким образом тех,
кто не вписывается в стандарт и не соглашается с общепринятыми
правилами поведения. В частности, «антипсихиатры» утверждают, что все
названия психических болезней и критерии их диагностики — не более чем
маскировка социальных репрессий. А психиатрические клиники,
соответственно, — средоточие зла, где врачи издеваются над пациентами.
В медицине здоровье определяется через болезнь. В психиатрии — душевное
здоровье определяется через описание психопатологий. Но современная
наука подходит к этому вопросу весьма осторожно. В частности в понятие
психологической нормы в настоящее время включают и интерес к внешнему
миру, и наличие мировоззрения, отражающего жизненный опыт, и чувство
юмора, и способность к социальным взаимодействиям, и ощущение
целостности и гармонии личности. И то, что сегодня считается
отклонением от нормы, завтра, возможно, станет ее вариантом.