В Лос-Анджелесе прошла 81-я церемония вручения наград Американской
киноакадемии
Наибольшее количество статуэток — восемь — как и предвиделось, собрал
«Миллионер из трущоб», в том числе — за лучший фильм и лучшую режиссуру
(Денни Бойл). Лучшим актером признали Шона Пенна («Харви Милк»), лучшим
актером второго плана — Хита Леджера («Темный рыцарь»), лучшей актрисой
в главной роли — Кейт Уинслет («Чтец»), лидерство среди исполнительниц
второго плана — за Пенелопой Крус («Вики Кристина Барселона»).
Из того, кому и за что вручены статуэтки, можно сделать определенные
выводы. Но на самом деле общая тенденция — причем не только в симпатиях
киноакадемиков, но и вообще в мейнстримном кинематографе, — проясняется
уже в тот момент, когда объявляют номинантов в тех или иных категориях.
Так что по этому, уже самому по себе почетному списку, было видно, что
абсолютное преимущество у двух тем: любви и политики, а также двух
жанров — мелодрамы и биографической драмы в различных вариациях, но
здесь политический акцент, опять же, наиболее заметен. Никаких
костюмированных блокбастеров, компьютерных аттракционов, фантастики, и,
соответственно, сравнительно низкие бюджеты.
Пять названий повторялось в основных категориях. За «Оскары» за лучший
фильм и режиссуру боролись: «Миллионер из трущоб» (режиссер — Денни
Бойл), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (Дэвид Финчер), «Фрост
против Никсона» (Рон Говард), «Чтец» (Стивен Долдри) и «Харви Милк»
(Гас Ван Сент).
Эти работы являются кинобиографиями, построенными вокруг исповеди или
внимательного рассмотрения жизни одного героя. Ощутимо
мелодраматический привкус у «Миллионера», «Баттона» и «Чтеца». Чистая
политика — во «Фросте» и «Милке». Главная коллизия создавалась
соперничеством «Баттона» (13 номинаций) и «Миллионера» (10 категорий).
Тем более ошеломляюще выглядит провал Финчера — лишь три второстепенных
награды. Впрочем, дало о себе знать противоречие между замыслом и
воплощением. Фильм Финчера — об уникальном человеке, живущем против
хода времени, поэтому здесь должен быть внутренний, режиссерский сюжет
об отношениях человека с временной необратимостью. Однако вместо
философской драмы получилась просто мелодрама. Режиссер концентрируется
на отношениях Бена и его давней возлюбленной Дейзи вместо того, чтобы
сосредоточиться на намного более интересной паре Бенджамин-время. Дуэт
Бреда Питта и Кейт Бланшетт — это почти идеальная пара влюбленных, но
даже усилий этих актеров оказалось недостаточно, чтобы сделать из
мелодрамы нечто больше.
Наиболее противоречивая категория —фильм на иностранном языке —
частично повторяла общие симпатии отборщиков. «Комплекс Баадер-Майнхоф»
(Ули Эдель, Германия) представляет собой политический триллер —
изложение истории легенды мирового терроризма, немецкой группировки
РАФ. «Класс» (Лоран Канте, Франция) снят по книге Франсуа Бегодо —
настоящего учителя, который не только выступил соавтором сценария, но и
сыграл главную роль; более того, часть учеников и взрослых также
сыграли самих себя. «Вальс с Баширом» (Аре Фолман, Израиль) —
воспоминания автора о его участии в ливано-израильской войне 1982 года
в уникальной форме документальной анимации. «Реванш» (Готц Шпильман,
Австрия) — по-европейски жесткая драма со взрывным финалом. Однако
победили «Отбытия» (Йоширо Такита) — судя по всему, наименее
оригинальная лента из всей категории, довольно стандартная комедия из
тех, которые в Японии снимаются в немалом количестве каждый год.
В актерских номинациях среди мужчин сложилась
парадоксальная ситуация:
в соревнование вмешались внекинематографические факторы. Конечно, Френк
Лангелла («Фрост против Никсона»), Шон Пенн («Харви Милк»), Бред Питт
(«Загадочная история Бенджамина Баттона»), Ричард Дженкинс
(«Посетитель») — прекрасные актеры, но для Микки Рурка главная роль в
фильме Дерриэна Аронофски «Борец» («Рестлер») является безусловным и
триумфальным возвращением на экран. Насколько Рурк играет самого себя —
трудно сказать; но то, что роль им выстрадана, глубоко пережита, — вне
всяких сомнений. Образ Ренди просто поражает своей убедительностью.
Рурк полностью приковывает внимание зала — на его героя хочется
смотреть, сочувствовать ему, когда он грустит, радоваться за него,
когда у него что-то получается.
Поэтому победу Пенна ничем другим, кроме идеологии, объяснить
нельзя. В
«Милке» рассказывается об активисте движения за права секс-меньшинств
Харви Милке, который, сделав успешную политическую карьеру в
Сан-Франциско, был убит коллегой по административному совету. Режиссера
картины разрывали два желания: с одной стороны, снять драматическую
ленту о легендарной личности; с другой — сделать своего рода
кинематографический гей-манифест. Ван Сент подробно показывает все
важнейшие события в жизни Милка, но очень быстро становится понятно,
что все эти эпизоды нужны лишь для создания все того же «манифеста».
Остается впечатление, что все сваливается в кучу — и казенные речи, и
личные проблемы. Сцены, которые должны объяснить, что за личность Харви
Милк, режиссер проходит наспех, пытаясь вложить как можно больше
информации в свой идеологический опус. Но любой человек глубже и
противоречивее собственного имиджа — пусть и эффектного. К сожалению, у
Ван Сента на переднем плане именно имидж — и практически нет человека
как такового. Поэтому и Шон Пенн выглядит в этой роли довольно
однообразно, плоско — видимо, исполнительский диапазон этого вне
сомнений прекрасного актера резко сузило русло, в которое его направил
режиссер. Как следствие — сам приз (как и статуэтка за оригинальный
сценарий) выглядит наградой самому Милку или тому делу, за которое он
боролся.
Если говорить о мужских ролях второго плана, то Джошу Бролину
(«Харви
Милк»), Роберту Дауни-младшему («Солдаты неудачи»), Филиппу Сеймуру
Хофману («Сомнение»), Майклу Шеннону («Дорога перемен») пришлось
соревноваться, по сути, с... мертвецом. И шансов у них было немного.
Ведь внезапная смерть Хита Леджера придала его последней, и без того
зловещей, роли Джокера в «Темном рыцаре» ореол фатальности. Актер
играет не просто виртуозного злодея. Леджеру удается достичь странной
нейтральности своего образа — нейтральности орудия в руках судьбы,
нейтральности инструмента, которым проверяется уровень человечности у
всех остальных героев. Поэтому в фильме и нет однозначного деления на
добро и зло — линия разлома проходит через каждую отдельную душу, и
каждый остается при своем — Бетмен с его обреченностью на одиночество,
Джокер с его безумием. Именно это великолепное безумие и было отмечено
должным образом.
Что до женских категорий, то Кейт Уинслет выиграла у Мэрил
Стрип
(«Сомнение») в соответствии с преобладающей политико-драматической
тенденцией, так как исполнила роль бывшего охранника концлагеря,
безуспешно пытающейся найти себя в мирной жизни. Статуэтку за лучшую
женскую роль второго плана присудили Пенелопе Крус, сыгравшей ревнивую
подругу главного героя в фильме Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона».
Аллен всегда умел подбирать актеров, а особенно актрис — не только
талантливых, но и красивых. В «Барселоне» трио таких красавиц: Ребекка
Холл (Вики), Скарлетт Йохансон (Кристина) и Пенелопа Круз — но лишь
последней удалось создать яркий, полнокровный характер.
Особую коллизию в категории «Лучший
документальный фильм» создало
участие классика немецкого и европейского кино, одного из наиболее
интересных и оригинальных мировых режиссеров — Вернера Герцога. В его
фильмах 1960—1970-х годов, изысканных и одновременно шокирующих, сыграл
свои лучшие роли великий Клаус Кински. Творческая эволюция Герцога в
последние годы поразила многих поклонников: режиссер целеустремленно
пытается усвоить голливудскую эстетику, диаметрально противоположную
всему его опыту. И это стремление, кажется, принесло свои результаты:
неигровая лента Герцога «Встречи на краю света», своего рода
притча,
посвященная исследователям Антарктиды, получила номинацию. Но чуда не
случилось, верх взяла американская гордость — отметили киномемуары о
канатоходце («Человек на проволоке»), прославившемся переходом между
башнями Всемирного торгового центра.
Итак, кинематографическое преимущество — за политикой, «третьим миром»
и вечной любовью. Именно это ждет зрителей в текущем году. Колоритное
сочетание — конечно, при условии наличия таланта у тех, кто будет
рассказывать нам эти не слишком новые истории.