Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология Light

  Все выпуски  

«Оскар»-2009: торжество идеологии и малых бюджетов



Психология Light 


«Оскар»-2009: торжество идеологии и малых бюджетов

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День». Фото Рейтер

В Лос-Анджелесе прошла 81-я церемония вручения наград Американской киноакадемии

Наибольшее количество статуэток — восемь — как и предвиделось, собрал «Миллионер из трущоб», в том числе — за лучший фильм и лучшую режиссуру (Денни Бойл). Лучшим актером признали Шона Пенна («Харви Милк»), лучшим актером второго плана — Хита Леджера («Темный рыцарь»), лучшей актрисой в главной роли — Кейт Уинслет («Чтец»), лидерство среди исполнительниц второго плана — за Пенелопой Крус («Вики Кристина Барселона»).

Из того, кому и за что вручены статуэтки, можно сделать определенные выводы. Но на самом деле общая тенденция — причем не только в симпатиях киноакадемиков, но и вообще в мейнстримном кинематографе, — проясняется уже в тот момент, когда объявляют номинантов в тех или иных категориях. Так что по этому, уже самому по себе почетному списку, было видно, что абсолютное преимущество у двух тем: любви и политики, а также двух жанров — мелодрамы и биографической драмы в различных вариациях, но здесь политический акцент, опять же, наиболее заметен. Никаких костюмированных блокбастеров, компьютерных аттракционов, фантастики, и, соответственно, сравнительно низкие бюджеты.

Пять названий повторялось в основных категориях. За «Оскары» за лучший фильм и режиссуру боролись: «Миллионер из трущоб» (режиссер — Денни Бойл), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (Дэвид Финчер), «Фрост против Никсона» (Рон Говард), «Чтец» (Стивен Долдри) и «Харви Милк» (Гас Ван Сент).

Эти работы являются кинобиографиями, построенными вокруг исповеди или внимательного рассмотрения жизни одного героя. Ощутимо мелодраматический привкус у «Миллионера», «Баттона» и «Чтеца». Чистая политика — во «Фросте» и «Милке». Главная коллизия создавалась соперничеством «Баттона» (13 номинаций) и «Миллионера» (10 категорий). Тем более ошеломляюще выглядит провал Финчера — лишь три второстепенных награды. Впрочем, дало о себе знать противоречие между замыслом и воплощением. Фильм Финчера — об уникальном человеке, живущем против хода времени, поэтому здесь должен быть внутренний, режиссерский сюжет об отношениях человека с временной необратимостью. Однако вместо философской драмы получилась просто мелодрама. Режиссер концентрируется на отношениях Бена и его давней возлюбленной Дейзи вместо того, чтобы сосредоточиться на намного более интересной паре Бенджамин-время. Дуэт Бреда Питта и Кейт Бланшетт — это почти идеальная пара влюбленных, но даже усилий этих актеров оказалось недостаточно, чтобы сделать из мелодрамы нечто больше.

Наиболее противоречивая категория —фильм на иностранном языке — частично повторяла общие симпатии отборщиков. «Комплекс Баадер-Майнхоф» (Ули Эдель, Германия) представляет собой политический триллер — изложение истории легенды мирового терроризма, немецкой группировки РАФ. «Класс» (Лоран Канте, Франция) снят по книге Франсуа Бегодо — настоящего учителя, который не только выступил соавтором сценария, но и сыграл главную роль; более того, часть учеников и взрослых также сыграли самих себя. «Вальс с Баширом» (Аре Фолман, Израиль) — воспоминания автора о его участии в ливано-израильской войне 1982 года в уникальной форме документальной анимации. «Реванш» (Готц Шпильман, Австрия) — по-европейски жесткая драма со взрывным финалом. Однако победили «Отбытия» (Йоширо Такита) — судя по всему, наименее оригинальная лента из всей категории, довольно стандартная комедия из тех, которые в Японии снимаются в немалом количестве каждый год.

В актерских номинациях среди мужчин сложилась парадоксальная ситуация: в соревнование вмешались внекинематографические факторы. Конечно, Френк Лангелла («Фрост против Никсона»), Шон Пенн («Харви Милк»), Бред Питт («Загадочная история Бенджамина Баттона»), Ричард Дженкинс («Посетитель») — прекрасные актеры, но для Микки Рурка главная роль в фильме Дерриэна Аронофски «Борец» («Рестлер») является безусловным и триумфальным возвращением на экран. Насколько Рурк играет самого себя — трудно сказать; но то, что роль им выстрадана, глубоко пережита, — вне всяких сомнений. Образ Ренди просто поражает своей убедительностью. Рурк полностью приковывает внимание зала — на его героя хочется смотреть, сочувствовать ему, когда он грустит, радоваться за него, когда у него что-то получается.

 Поэтому победу Пенна ничем другим, кроме идеологии, объяснить нельзя. В «Милке» рассказывается об активисте движения за права секс-меньшинств Харви Милке, который, сделав успешную политическую карьеру в Сан-Франциско, был убит коллегой по административному совету. Режиссера картины разрывали два желания: с одной стороны, снять драматическую ленту о легендарной личности; с другой — сделать своего рода кинематографический гей-манифест. Ван Сент подробно показывает все важнейшие события в жизни Милка, но очень быстро становится понятно, что все эти эпизоды нужны лишь для создания все того же «манифеста». Остается впечатление, что все сваливается в кучу — и казенные речи, и личные проблемы. Сцены, которые должны объяснить, что за личность Харви Милк, режиссер проходит наспех, пытаясь вложить как можно больше информации в свой идеологический опус. Но любой человек глубже и противоречивее собственного имиджа — пусть и эффектного. К сожалению, у Ван Сента на переднем плане именно имидж — и практически нет человека как такового. Поэтому и Шон Пенн выглядит в этой роли довольно однообразно, плоско — видимо, исполнительский диапазон этого вне сомнений прекрасного актера резко сузило русло, в которое его направил режиссер. Как следствие — сам приз (как и статуэтка за оригинальный сценарий) выглядит наградой самому Милку или тому делу, за которое он боролся.

 Если говорить о мужских ролях второго плана, то Джошу Бролину («Харви Милк»), Роберту Дауни-младшему («Солдаты неудачи»), Филиппу Сеймуру Хофману («Сомнение»), Майклу Шеннону («Дорога перемен») пришлось соревноваться, по сути, с... мертвецом. И шансов у них было немного. Ведь внезапная смерть Хита Леджера придала его последней, и без того зловещей, роли Джокера в «Темном рыцаре» ореол фатальности. Актер играет не просто виртуозного злодея. Леджеру удается достичь странной нейтральности своего образа — нейтральности орудия в руках судьбы, нейтральности инструмента, которым проверяется уровень человечности у всех остальных героев. Поэтому в фильме и нет однозначного деления на добро и зло — линия разлома проходит через каждую отдельную душу, и каждый остается при своем — Бетмен с его обреченностью на одиночество, Джокер с его безумием. Именно это великолепное безумие и было отмечено должным образом.

 Что до женских категорий, то Кейт Уинслет выиграла у Мэрил Стрип («Сомнение») в соответствии с преобладающей политико-драматической тенденцией, так как исполнила роль бывшего охранника концлагеря, безуспешно пытающейся найти себя в мирной жизни. Статуэтку за лучшую женскую роль второго плана присудили Пенелопе Крус, сыгравшей ревнивую подругу главного героя в фильме Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона». Аллен всегда умел подбирать актеров, а особенно актрис — не только талантливых, но и красивых. В «Барселоне» трио таких красавиц: Ребекка Холл (Вики), Скарлетт Йохансон (Кристина) и Пенелопа Круз — но лишь последней удалось создать яркий, полнокровный характер.

Особую коллизию в категории «Лучший документальный фильм» создало участие классика немецкого и европейского кино, одного из наиболее интересных и оригинальных мировых режиссеров — Вернера Герцога. В его фильмах 1960—1970-х годов, изысканных и одновременно шокирующих, сыграл свои лучшие роли великий Клаус Кински. Творческая эволюция Герцога в последние годы поразила многих поклонников: режиссер целеустремленно пытается усвоить голливудскую эстетику, диаметрально противоположную всему его опыту. И это стремление, кажется, принесло свои результаты: неигровая лента Герцога «Встречи на краю света», своего рода притча, посвященная исследователям Антарктиды, получила номинацию. Но чуда не случилось, верх взяла американская гордость — отметили киномемуары о канатоходце («Человек на проволоке»), прославившемся переходом между башнями Всемирного торгового центра.

Итак, кинематографическое преимущество — за политикой, «третьим миром» и вечной любовью. Именно это ждет зрителей в текущем году. Колоритное сочетание — конечно, при условии наличия таланта у тех, кто будет рассказывать нам эти не слишком новые истории.

В избранное