Меня зовут Васильева Ольга.
Я приветствую вас в киноклубе
"Псилон".
Продолжение проекта "Сеанс
с кинопсихологом" будет через 4 недели. В следующем сезоне
я представлю вам анонсы фильмов и сериалов, где
показана работа психологов или психотерапевтов с группами. А сейчас
представляю вашему
вниманию новый проект – "Семья
в фокусе искусства".
Это рассказ о психологии
семейных отношений,
иллюстрированный примерами
из фильмов. Сначала я
расскажу о характеристиках
семьи. И первая
характеристика – иерархия в
семье.
По мнению психолога Дж. Хейли
любые взаимоотношения – это
борьба за власть, за то кто
определяет характер отношений в
семье. Семейная иерархия – это
отношения власти – подчинения. В
нормально функционирующих семьях
члены семьи придерживаются
общепринятых в культуре норм
разделения власти. В современной
западной культуре муж и жена
обладают всей полнотой власти в
семье.
Можно
представить распределение власти
между супругами как шкалу. На
одном полюсе шкалы жена обладает
всей полнотой власти в семье,
как в нашей комедии 1939 года «Подкидыш».
Подкидыш
По сюжету фильма пятилетняя
Наташа (Вероника Лебедева)
потерялась в большом городе.
Пока родные и знакомые ее ищут,
она играет на улице с детьми, и
попадает вместе с ними в детский
сад. Потом оказывается рядом с
квартирой холостяка, который
хочет ее удочерить. Выбежав из
квартиры вслед за кошкой, она
попадает на проезжую часть.
Там-то она и встречает семейную
пару Лялю и Мулю.
Ляля (Фаина Раневская) постоянно
командует своим мужем: Муля,
держи зонтик, не потеряйся. Муля,
за мной. Муля, дай руку. Муля,
тебе вредно много жидкости. Муля,
расскажи девочке какие у нас
цветочки. И муж привычно
выполняет все ее просьбы.
Ляля решает, что девочку следует
оставить себе. Муля (Петр
Репнин) пробует возражать, что
найденную девочку нужно отвести
в милицию, что забирать ее
нельзя, что их за это арестуют.
Она отвечает привычной фразой: «Муля,
не нервируй меня». Но когда муж
продолжает настаивать, она
отвечает: «Ты всегда поступаешь
как ты хочешь! Ты всю жизнь меня
терроризируешь! И этот человек
клялся носить меня на руках!
Завтра же я уеду к маме
навсегда». Он снова следует ее
желанию.
Покровские
ворота
Другой фильм 1982 года, где
отображен полюс шкалы, на
котором командует жена, показан
в лирической комедии Михаила
Козакова «Покровские
ворота». Действие
происходит в 50-е годы в
московской коммунальной
квартире. Одна из соседок
Маргарита Павловна Хоботова
(Инна Ульянова), женщина весомых
достоинств, готовится к новому
браку с Саввой Игнатьевичем
Ефимовым (Виктор Борцов). По
словам Саввы она женщина
сказочного ума, характер такой,
что фронтом командовать может.
Лев Евгеньевич
Хоботов (Анатолий Равикович), ее
бывший муж, отставленный, но не
вполне отпущенный ежедневно
садится с ними за стол. Она
командует не только нынешним, но
и бывшим мужем. Савву
Игнатьевича она посылает в
магазин, отправляет на поиски
Льва Игнатьевича. Она
настаивает, чтобы бывший муж
переехал вместе с ними в новую
квартиру, чтобы Лев Евгеньевич
был у них на глазах. Савва лишь
обреченно кивает.
Чтобы
сохранить свою власть над бывшим
мужем, она пытается его убедить,
что он не проживет без нее. «Ты
взрослый? Без меня и без Саввы
ты пропадешь. Я лучше знаю, что
тебе нужно. Если ты встретишь
женщину, которая внушит мне
доверие и которой я со спокойной
совестью смогу поручить тебя –
буду счастлива. Эта женщина тебе
не нужна». Девушке бывшего мужа
она говорит: "Это сокровище вам
не сдалось. Это мой крест и
нести его мне!"
Лев Игнатьевич отчаянно борется
за свою свободу и независимость…