Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология в цифрах

  Все выпуски  

Психология в цифрах


 
 

Частная Служба Психологической Помощи www.psycorr.com

Психология в цифрах

 


Новости службы
Калейдоскоп
Анонс тестов
Случаи из практики
Информация о рассылке



Уважаемые подписчики!
  • Общайтесь в режиме реального времени: Работает видео-чат.

    Расписание:

    • Понедельник и Пятница с 15:00 до 16:00 Дежурный психолог.(Время московское)
    • Аудиокорректирующие процедуры (пока спонтанно, по мере готовности)
    • Онлайн тренинги-по мере комплектования групп.

    Рекомендации:

    1. Для аудио канала в видео чате требуется наличие на вашем компьютере ява-машины. Скачать лучше из нашей библиотеки.
    2. Для двустронней связи требуется установить на вашем компьютере программу WEBCAMXP. Если есть желание установить данную программу, обращайтесь в администрацию.
  • Налажена работа сервера службы, что позволит нам проводить аудио и видео консультации наших клиентов в реальном времени.

  • Работает информационный блог службы. Приглашаем авторов. Мы будем вам очень благодарны за авторские материалы, содержащие любую информацию о том месте, где вы живете, как вы живете и какие проблемы взаимоотношений возникают у вас. Мы живем в огромной стране, но так исторически сложилось, что представлена она, в основном, двумя городами:  Москвой и С-Петербургом. А это не так, это далеко не так, если не сказать больше: это вовсе не соответствует действительности.

 


ИЗБРАННОЕ из сб. материалов международной конференции ДЕВИАЦИЯ И ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. Конференция проходила в  Н. Новгороде в апреле 2006. Наш суицидолог принимала в ней активное участие и, благодаря этому, мы и предлагаем вашему вниманию некоторые избранные статьи.

КАМА ГРЯДЕШИ, МОЛОДЕЖЬ? З.Х. Саралиева, С.С.Балабанов (г. н. Новгород)  

Как смена поколений является естественной для любого общества, так и социализация молодого поколения представляет собой обязательное условие сохранения и воспроизводства общественной жизни, Т.е. существования общества. Социальная жизнь регулируется правилам, и, общество требует от членов общества конформизма по отношению к этим правилам. Только человек, усвоивший знания, нормы, ценности, присущие данному обществу (социальной общности), освоивший основные социальные роли, культуру общества может постепенно и органично включиться во взрослую жизнь, адаптироваться в социуме, стать зрелым и ответственным его членом, субъектом общественной жизни. По мере эволюции обществ в них стали появляться, кроме семьи, и иные социальные институты, специализирующиеся на передаче детям, подросткам и молодежи жизненных практик, опыта прежних поколений. Именно в детстве, отрочестве и юности закладываются основы духовно-нравственных ориентаций, формируются взгляды на себя и на общество, оценки и убеждения, привычки и вкусы. Общество, стремящееся к стабильности и устойчивости, кровно заинтересовано в передаче позитивного опыта, Т.е. культуры, молодому поколению. В современном обществе обилие социальных институтов, организаций, влияющих на процесс становления личности молодого человека. Огромно значение социальной среды, которая, в одних случаях может способствовать социализации, в других - тормозить ее. Сбои в процессе социализации, разнонаправленность воздействий среды, с одной стороны, и институтов социализации, с другой - несогласованность воздействий социальных институтов, а также характер самовоспитания становящейся личности провоцируют девиантное и делинквентное поведение, не только порождают конфликты поколений, но ведут к дезорганизации социальной жизни, в критических случаях - утрате культуры, целостности общества. Принимая определение социализации как процесса интернализации социальных норм, рассмотрим состояние нравственного и правового сознания молодежи, сравнивая некоторые его показатели с нормативными. Несмотря на аномию современного российского общества, распада части прежних ценностей, относительную безнормность, апатию и разочарование в жизни заметной части населения, даже в этом случае остаются стабильными некоторые базовые нравственные и правовые основы, не дающие поляризованному и трансформирующемуся обществу развалиться под действием центробежных сил. Р.Мертон выделяет нонконформистское поведение (принципиальное отклонение) и аберрантное поведение (целесообразное отклонение). В нашем случае мы имеем дело преимущественно с таким видом девиантного поведения молодежи, как аберрантное. Эмпирической базой исследования нравственного облика, духовной организации личности молодых людей, как одной из сторон социализации личности, стали результаты анкетного опроса учащейся молодежи Нижнего Новгорода в 2006 г. Опрошено 542 человека, из них 145 - учащиеся старших классов, 87 - учащиеся профтехучилищ, 140 - учащиеся техникумов, 170 - студенты младших курсов вузов, т.е. достаточно однородный по календарному, но не по социальному возрасту контингент. Сразу отметим, что молодежь весьма не однородна в социокультурном плане, пестрая, ее аршином общим не измерить. Одни молодые люди и группы молодежи достаточно легко и быстро интегрируются в общество, другие - с трудом, третьи не могут адаптироваться и остаются прозябать на его периферии. Цель опроса состояла в зондаже нравственного и правового сознания, выяснении количественного соотношения тех, кто в целом усвоил общепринятые нормы и ценности общества, кто стоит на распутье, не зная, по каким принципам и правилам жить, и, наконец, кто исповедует принципы, противоположные или «перпендикулярные» нормативным. Агентов влияния (учителей, воспитателей, наставников ... ) на подрастающее поколение Много: родители, школа, СМИ, армия, «уличная тусовка» и т.д. Ощущает ли молодежь на себе их благотворное или разлагающее воздействие на сознание и поведение? Поколение родителей - естественные воспитатели своих детей и внуков. К чести молодого поколения, свыше 95% из них однозначно утверждают, что матери учат их чаще хорошему, чем плохому. В отношении отцов такие слова исходят из уст 85% опрошенных (у остальных просто в семье нет отцов, в некоторых ПТУ до 70% учащиеся - социальные сироты или проживают в неполных семьях). Тем не менее, не критикуя родителей, большинство молодых респондентов в то же время не считают своих родителей образцом для подражания. Например, в будущем иметь такую же семью, как у их родителей, хотели бы менее 20% учащихся, и эта цифра остается удивительно стабильной в течение последних 30 лет! Отрицание жизненного опыта, образа жизни родительской семьи - характерная черта Нового поколения. В советское время чуть ли не каждая четвертая семья учащихся признавалась школьными учителями педагогически недееспособной. И сегодня нет никаких оснований надеяться, что условия семейного воспитания улучшились, а авторитет родителей в целом вырос. Не только семья и школа воспитывают подрастающее поколение. Кто еще сеет разумное, доброе, вечное в неокрепших душах старшеклассников, учащихся ПТУ, техникумов и студентов младших курсов вузов города? Взойдут ли семена добрыми ростками или чертополохом? В табл. 1 представлен далеко не полный список «агентов влияния», которые учат молодежь добру и ... злу, кто чему может! По каждой строке сумма не равна 100%, поскольку часть опрошенных колеблется либо не ощущает на себе влияния перечисленных  выше представителей общества. С точки зрения молодежи, на неё явно оказывают положительное воздействие учителя школ и преподаватели ПТУ, техникумов, вузов. Такой высокий процент положительных оценок - бальзам на душу педагогической интеллигенции. Очень благотворно влияние на развитие личности (а не только на здоровье) занятий в спортивных секциях (занимаются около трети опрошенных) и художественной самодеятельности, а также общественная работа, чтение художественной литературы. Вспомним Слова М.Горького: «Всему хорошему во мне я обязан книгам»! Такие учреждения культуры, как театры, музеи, художественные выставки в глазах молодежи выглядят, как и подобает им быть, культурными(!) учреждениями. Плохому не учит церковь. Забегая вперед, отметим, что нравственное сознание верующих учащихся более гуманно, толерантно. К тому же среди верующих примерно вдвое больше девушек, по определению, это менее хлопотный для воспитания контингент по сравнению со склонными к агрессии подростками и юношами.

Таблица 1 Направленность воздействия на молодежь со стороны «воспитателей», %

 

«воспитатели»           Чаще учат                             «воспитатели»                      Чаще учат 

                                    добру   злу                                                                            добру   злу

Отец                           85        2                                             Милиция                   21        25  

Мать                           95        1                                             Российская армия     30        28  

Друзья по учебе        47        18                                           Уличная тусовка       26        32  

Учителя                     78        5                                             Политики                  9          34  

Церковь                     61        3                                             Пресса                        21        27  

Телевидение             19        39                                           Спорт. секции           86        2  

Дискотеки                 6          37                                           Тюрьмы и колонии  5          53  

Занятия   художеств. 57       4                                            Занятия   обществ.    45        6  

самодеятельностью                                                             работой          

Звезды эстрады         5          23                                           Театры, музеи и т.д  77        3  

Художеств. лит- ра     7          4                                             Преподаватели         73        5            

 

Казалось бы, вот они активные субъекты развития личности подрастающего поколения, вложи в них средства, и они сделают свое доброе дело: и юноши, и девушки будут вести себя по общепринятым и одобряемым правилам! Друзья по учебе чаще оказывают друг на друга положительное влияние, чего не скажешь про уличные тусовки, в которых ребята выходят из-под контроля со стороны взрослых, и тон в них чаще задают, как говорят в американских фильмах, «плохие парни». Мнения о российской армии как «школы жизни, школы мужества» разделились на три равные части: треть считает, что современная российская армия учит преимущественно хорошему, столько же высказывают диаметрально противоположную точку зрения, еще треть не имеет собственной позиции. Находится немало социальных институтов, которые, по словам большинства опрошенных, оказывают чаще негативное влияние на нравственное сознание и поведение юного поколения. Это, конечно, телевидение, самый распространенный источник антикультуры. Так считают 39% учащейся молодежи Н.Новгорода. Афоризм из Интернет: «Выключил телевизор, и в комнате стало как-то чище». По мнению более половины молодых людей, наши места лишения свободы тоже можно считать «университетами антикультуры». Иногда слушая, как молодые люди и девушки «ботают по фене», оскверняют матом городскую атмосферу, трудно определить, находишься ты на «зоне» или прогуливаешься по самой «культурной» улице Н.Новгорода Большой Покровке. Тюрьмы и колонии, другие подобные заведения являются не только рассадниками туберкулеза в стране, но и рассадниками враждебных, извращенных, агрессивных отношений между людьми, живущими по законам джунглей. Молодежь хорошо «мазнула» черной краской политиков. Публичные политики, Государственные деятели находятся на виду общества, к ним приковано внимание, мера ответственности их за свои слова и поступки очень велика. И хотя к их словам в средствах массовой информации претензий немного, но молодежь, как и положено, судит по их делам. Сегодня в молодежном общественном мнении вершители наших судеб и России в целом выглядят растущей по численности группой лжецов и коррумпированных депутатов и чиновников. На роли политической элиты, показывающей пример обществу и задающей правила игры на сцене жизни, следует остановиться подробнее. Как показывает мировой опыт, в модернизирующемся «вдогонку» обществе элита (политическая, административная и экономическая) отличается нерациональным, негибким поведением, продиктованным неодолимым стремлением к быстрому обогащению любой ценой, любыми средствами. Этот синдром временщика в полной мере характерен для нашего общества. Проявляется он, во-первых, в нежелании, в абсолютной неспособности «делиться» открывающимися возможностями и ожидаемыми доходами с нарождающимся средним классом, в блокировании перераспределительной политики, столь необходимой в кризисной ситуации. Во-вторых, поведение такой элиты неизбежно создает вокруг себя широкое поле корыстных, коррумпированных, криминальных отношений. Синдром временщика ведет к усилению наглого, криминального неравенства и, следовательно, росту недоверия к власти. Расхождение слова и дела достигает своего пика на верхних этажах общественной пирамиды. Не случайно доверие населения к политическим и государственным институтам России невелико, не велик и авторитет конкретных руководителей, за исключением президента. Уже поэтому нецелесообразно их рассматривать в качестве учителей и наставников молодежи.

Продолжение следует.

 



Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри);как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

 

Пройти тест.

 

В этом разделе предлагаем вашему вниманию наиболее интересную проблему этой недели:  Мы просим вас принять участие в ее обсуждении, постарайтесь воздержаться от осуждения и нравоучений (это не представляет интереса) и предложить выход из создавшейся ситуации .Приводятся оригинальные тексты, без исправлений и правки.
.....................................
Я люблю девушку !(перевод с англоязычной стороны)
Написал Risha   
Saturday, 10 March 2007

Я люблю девушку больше 2-х лет, это моя вторая любовь. Первая была
неудачной, т.к. кто-то выдал меня. Я люблю ее так сильно, она живет во мне.
Сначала я не думал рассказывать ей об этом, потому считал себя неподходящим
для нее, но я не cмог сопротивлятья себе и пред тем как уехать учиться,
сделал ей предложение. Я ждал от нее ответа 8 месяцев. Когда я ее встретил,
она скзала мне:
1. она принадлежит к более высокому классу по сравнению со мной
2. я моложе ее на год и 2 месяца
3. она относится ко мне как к другу и не может сказать мне "да"
4. но она еще сказала мне не терять надежду, потому что никто не знает, что
произойдет в будущем.
Я до сих пор остаюсь ее лучшим другом и стараюсь сделать все от меня
зависящее, чтобы сохранить дружбу, потому что иначе боюсь потерять ее, я не
могу допустить, чтобы это произошло. Я буду ждать до тех пор, пока она не
скажет мне категорическое "нет" . Сейчас все скалдывается так, что я вообще
не могу представить себе кого-нибудь, кроме нее, моей любовью ни при каких
обстоятельствах. Я думал о ней и не мог полностью сконцентрироваться на
своей работе. И если вы мне скажете забыть ее, я не смогу сделать этого
любой ценой. Потому что я очень много раз пытался это сделать. Сейчас я от
нее далеко и мы только созваниваемся.
Скажите, что я бы мог сделать, чтобы снова удерживать ее.

Добавить комментарий (1 Комментарии)

 

..................



Сайт рассылки www.psycorr.com
Ведущий рассылки: Психофизиолог Вячеслав Ушаков


Частная Служба Психологической Помощи www.psycorr.com

 


В избранное