Называть разговор с близкими людьми «схемой», на мой взгляд, несколько цинично. Мы же люди, а не роботы! Я заканчиваю отделение психологии и всё это знаю, учитываю, но не так методично, иначе за методами можно не увидеть человека. Если бы мой сын общался со мной по методике «эмпатичного слушания», я бы почувствовала в этом неискренность, особенно — «я так тебя понимаю!».
Наука любит схемы, деловой подход ищет алгоритмы, и в отношении физики или зарплатных схем это работает прекрасно. Но можно ли четкие технологии так же прямо применять в общении с живыми людьми? Возможно ли это: быть рационально-просчитанным и нежно любящим, пошагово планирующим и тонко чувствующим другого человека? Нет ли в этом неискренности, механичности?
Да, иногда включение головы мешает тонкому чувствованию собеседника, но неправда, что это происходит у всех и всегда, это только вопрос тренировки.
Пока навык не отработан в полной мере, его бывает трудно сочетать с параллельной деятельностью. Когда ребенок только учится пользоваться ложкой, процесс собственно еды затрудняется. Так и навык спонтанного общения, если еще не привиты нормы этикета, бывает очень затруднителен в рамках данного этикета: чтобы — и душевно, и красиво одновременно, чтобы — и локти, и искренняя заинтересованность к людям. Но все решаемо!
Начинающим осваивать этикет умных коммуникаций бывает непросто — тут и следовать тем или иным правилам умного разговора, и одновременно с этим работать душой: включенная голова мешает чувствам, или чувства начинают отключать голову. Со временем, когда интеллектуальные схемы становятся привычными, эта проблема уходит, общение становится — как искренним, так и продуманным.
А что делать тем, у кого продумывание (и отслеживание грамотных схем в общении) начинает мешать искренности и спонтанности? Тут два ответа. Если это разговор с прокурором, продумывание важнее, а искренность и спонтанность тут на втором плане. Если это разговор с любимым или любимой, продумывать разговор лучше до того, как он начался, тут важнее искренность. Если же вдруг разговор становится трудным и чувства могут привести не туда, лучше попросить паузу и разговор продолжить попозже. Спонтанность хороша, пока ситуация относительно безопасна; в других случаях отношения дороже.
Для тем, которые можно растянуть, решить не за одну беседу, лучше для более естественного разговора — готовить небольшие кусочки обсуждений; лучше отрабатывать одну технику из основ доброжелательного общения. А вот весь оркестр техник и интеллектуальных схем включать только тогда, когда они уже наработаны так, что не отвлекает от главного — от человека напротив.
Любая наработка начинается с маленьких репетиций, с первых шагов. Вот и приступаем — подробно намечаем первые шаги, заранее готовимся.
Аналогично, хороший оратор к выступлению тоже готовится — делает план выступления, продумывает тезисы, готовит вступление и заключение. Обдумывает, как слушателей к себе расположить, как помочь им откликнуться и раскрыться.
При этом лучшее выступление то, в котором уже о плане и схеме не думается. В живом выступлении схема отходит на второй план, выступающий больше следует внутреннему чувству и отклику его слушателей. Тем не менее, самые опытные коммуникаторы (ораторы, дипломаты, переговорщики) умеют великолепно сочетать логику и чувства, говорят что следует и одновременно тонко чувствуют собеседника. Испытывают и проявляют естественные (вовсе не показные) чувства — заботы, уважения, восхищения и т.д., научившись при этом их проявлять в той форме, которая наиболее приемлема, наиболее понятна, комфортна для собеседников.
Любую технику человечной или нет делает ваше намерение. Если вы что-то делаете только ради себя — это один смысл использования техник. Если вы это делаете не только ради себя, а чтобы всем было комфортнее, чтобы между вами складывалась настоящая атмосфера открытости, доверия, искренности, заботливости друг о друге — в этом намерении совершенно другой смысл использования техник.
Как придти к тому, чтобы техники, используемые вами, шли на службу людям? Определитесь со своими ценностями и привыкайте думать. Хорошее и быстрое мышление не только не мешают глубине чувств, силе заботы и любви, оно как раз этому способствует — возникновению сильных, осознанных, по-настоящему искренних чувств.