Во-первых: интересно подумать, в каких случаях стоит думать об обязанностях и вводить их в жизнь семьи.
Мне думается, что обязанности полезно устанавливать, если в семье идет кипучая жизнь, полная непредсказуемых поворотов — или просто достаточно интенсивная, чтобы хотелось как-то ее упорядочить или было на что опереться.
Представьте: родители работают, иногда — работают дома, а еще у них — громадные планы на выходные, и бабушкам-дедушкам нужно помочь; или — серьезные проекты и обязательства, и — выдержать бы сроки; детей несколько, у каждого — свои кружки и занятия, на которые хочется успевать, плюс уроки, плюс здорово и с друзьями встречаться, а не только общаться через интернет. Или такой вариант: мама — человек не слишком организованный, увлекающийся, и ей трудно помнить, какие дела когда должны быть сделаны; она начинает что-то – и переключается на другое, третье… Иными словами, если ваша жизнь достаточно сумбурна, то распределение обязанностей поможет сделать ее более спокойной и комфортной для всех. Вы будете уверены, что, несмотря ни на что, зубная паста в доме не закончится, носочки будут постираны, а цветы — политы. И возможно, вы успеете даже почитать книжку на ночь. Такая уверенность очень греет и поддерживает.
С другой стороны, если ваша жизнь течет неспешно, и главные события — «что мы с малышом нарисовали сегодня» или «что у нас было на ужин», то, может быть, и не нужны вам никакие обязанности? Потому что в семье может и не быть обязанностей — если каждый ко всем делам относится как к своим, и просто видит, что нужно, — и делает. Мы не делим дела на мои и твои, и, в этом смысле, живем вроде бы без обязанностей. Но можно сказать и по-другому: у нас все обязанности – общие, и мы все делаем вместе.
В любом случае, чтобы любой из этих подходов сработал, нужно, чтобы дети умели делать те дела, которые вы хотели бы им поручить (надеюсь, что взрослые уже умеют). Лучшая стратегия достижения этого — начинать делать все с детьми как можно раньше. Просто подключайте их к любым своим делам. В конце концов, наши дела – это тоже игры, только для взрослых.
С какого возраста включать детишек во что-то полезное для хозяйства? Чем раньше, тем лучше. В районе года детки уже хотят вести себя, как взрослые, и начинают хозяйничать. Мамы с опытом знают, что лучшие игрушки для годоваликов — это настоящие, «взрослые» вещи. Вот и давайте им эти вещи вместо игрушек, и показывайте, что с ними можно делать. Конечно, давайте то, что малыши смогут освоить: они уже могут приносить вам белье для стирки — и класть его в стиральную машину. Они сами смогут постирать носовые платочки или другие мелкие вещички в тазике с теплой водой, Кстати, вы, наверное, знаете, что при насморке хорошо помогает парить ноги? И такой же эффект — от парения рук. А значит, вместо того, чтобы усаживать ребенка постарше с ногами в тазике, вы вполне можете дать ему постирать или помыть посуду в достаточно горячей воде. Главное — потом быстро его укутать.
Вообще, решение вопроса когда привлекать ребенка к труду на благо семьи, зависит не столько от возраста ребенка, сколько от того, насколько он у вас умелый, то есть — научили ли вы его уже, — или нет. Общая ловкость и умелость развиваются не только в работе, но и на детской площадке, в играх, рисовании и лепке, в прыжках через веревочку и плавании. Но если вы развиваете ребенка только в этом ключе, никогда не поручая дел с пылесосом или чайником, он в вашем хозяйстве будет бесполезнее того самого чайника, и хорошо, если не превратится в пылесос, который из вас все только тянет.
То, что детей нужно учить труду, знают вроде бы все родители. А сколько этим занимаются? А почему так мало? Причина проста — у родителей нет на это времени. То есть у родителей нет времени, потому что дети не помогают, и приходится все делать самим, а чтобы дети начали помогать, их нужно этому учить, а на это снова требуется время. Замкнутый круг… И что делать? Делать главное, то есть приучать детей к домашним делам. Если всерьез, нет задачи накормить ребенка, настоящая задача — научить его кормить себя самостоятельно. Не важно, сколько вашему ребёнку лет, поставьте себе как главную задачу — приобщать его к домашним делам. Дайте ему любое поручение — но это должно быть его дело по дому. А после того, как он его освоит и к нему привыкнет, — то есть через месяц — дайте ему поручение следующее. Через год у вашего ребенка будет уже двенадцать его дел, то есть у вас дел станет меньше, а ваш ребенок действительно начнет взрослеть.
И совсем не обязательно передавать дела ребёнку в атмосфере серьезности или тем более напряжения: это можно быть веселым делом и игрой, тем, чем вы развлекаетесь с ним вместе. Помыть посуду вместе — весело! Сходить вместе в магазин — ура, веселая экскурсия и целое приключение! А ведро можно выносить, соревнуясь с самим собой на скорость…
На первых порах обеспечьте именно радость, не особенно придираясь к качеству работы. Это вы — учите делать дела, а ребенок — просто играет. И лет до 9–10 ему важно не то, что он сделал, а обрадовались ли родители, заметили ли. На качество дела он обратит внимание позже, когда уже научится делать действительно хорошо и отлично: отлично резать хлеб и делать салат.
Есть еще один секрет: если вы сами умеете делать дела ловко, то, скорее всего, вы делаете их с удовольствием. А это удовольствие домашние замечают, заражаются им и хотят так же. Помните Тома Сойера? Вот и учитесь сами находить удовольствие в домашних делах, или хотя бы — радость в том, как здорово, когда эти дела сделаны. Освоите этот навык — и гораздо легче вам станет приобщение детей к труду.