Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Уважение к собеседнику


Уважение к собеседнику

Автор: Н.И. КОЗЛОВ, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии


Уважение — требование нравственности, подразумевающее отношение к людям, в котором признается достоинство личности.

1. Я вежливо снял шляпу перед дамой, которая возникла возле меня и поприветствовал ее.

2. Он так сильно покраснел, разозлился и практически кричал свое мнение, я же отстранился от спора, поблагодарил за мнение и высказался, что беседа более, чем интересная, а с собеседником я готов продолжить разговор в следующий раз. Спросил разрешения и откланялся.

3. Он высказывался неопределенно, уходя от разговора, который требовал четкого прояснения, я уважительно спокойно и нейтрально задавал повторно вопросы, чтобы не навредить, но при этом разумно выяснить обстоятельства сложившегося дела.

4. Он нападал на меня с вопросами про мое прошлое, про мое нелегкое детство и про родителей, которых я потеряла в подростковом возрасте, я улыбалась, держала осанку, чуть приподняла подбородок и стояла неподвижно. А когда он сделал паузу, ответила достаточно серьезно: «Все что имеет отношение к моей личной жизни — имеет отношение только ко мне. Уважая ваше намерение заботы в мою сторону лучшим будет — перейти к теме глобальных потеплений в Москве», а обо мне как-нибудь в следующий раз с моего разрешения.

5. Она долго говорила о своей тяжелой судьбе и только и успевала менять носовые бумажные платки мокрые от слез, я аккуратно поинтересовалась: «Могу ли помочь?», ответ был резок: Чем же сможешь?», долго не раздумывая, я ответила: «Хорошо. Прошу прощения. Вы правы». Она еще долго плакала, а я в своей голове строила планы на будущее, глядя на нее и иногда кивая улыбчиво и качая головой в знак согласия и поддержки.

6. Он влетел в комнату как свирепый зверь и раскидывая вещи высказывался о своих неудачах в бизнесе, я не стала раздражаться, критиковать ошибки прошлого, обижаться на настоящий момент происходящего и молча выслушала весь поток, который на данный момент остановить было нельзя.

7. Ситуация была очень неприятной, и возможно, будь другой на моем месте, все вышло бы иначе. Но мое доверительное и чуткое отношение сыграло большую роль, тем самым дав понять, что сейчас мне важно мнение собеседника и я прошу высказать его.

8. Максимально детально разобрав по кусочкам сложившуюся ситуацию я попросила всех высказаться без оскорблений, агрессии, эгоистических взглядов выгод, и максимально приближенно к правде.

9. Когда пытаются при разговоре задеть, смотри в глаза, держись уверенно и произнеси следующее: Мир всегда подкидывает задачи для решения, поделитесь, вы какую из последних с максимальным результатом решили? Я с удовольствием после поделюсь своей. У нас с вами будет два результата и две пользы.

10. Он долго жестикулировал и вставлял свои пять копеек в любой разговор всех пяти присутствующих компаний, задавая вопросы, которые касались сложных нерешений, требующих проработки. Задевая личности каждого, долго смотреть я на это не могла и мне пришлось проговорить: Каждый из присутствующих уважает собеседника — это означает, что разговоры в данном случае только на легкие повседневные темы по интересам, остальные темы запрещены.

11. Я открыто сказала, что наш разговор состоится, если вопросов, касающихся моих личных отношений подниматься не будет.

12. Разговоры на личные темы без разрешения между собеседниками запрещены. Хочешь задать вопрос, спроси. А лучше действуй по принципу: запрещены.

13. Уважай собеседника — не лезь в душу.

14. Если тебе ответили уклончиво, значит ты затронул личное. Имей уважение, смени тему.

15. Про уважение собеседника помни: какое твое дело в отношении другого?

Вывод: чтобы научиться уважать, нужно знать действия, которые подходят под определение достоинства.

Отвечаю на заданный вопрос

  1. Прописываю фразы, которые применяю, если собеседник задает вопросы, на которые я отвечать не буду.
  2. Ставлю запрет на вопросы к собеседнику, которые касаются разряда «лезть в душу», интимного характера, вопросов прошлого, болезней близких, в общем всех тем, которые могут принести вред вместо пользы.
  3. Если не просили вас говорить свое мнение, тогда и вопросы не задавайте.
  4. Если скрывать нечего — отвечай открыто и с улыбкой. Неприятно — ответь открыто и с улыбкой, что отвечать не будешь.

Примеры ответов

— Благодарю вас за вопрос, сегодня отвечаю исключительно по теме!

— Интересный вопрос, но не сегодня, не сегодня!

— Все что касается меня лично, отвечаю только для родных в семейном и узком кругу!

— Ты всегда покоряешь живостью вопросов касаемо меня! В очередной раз я отшучусь, и вновь тебе я не отвечу!

— Твои вопросы пьянят, сегодня я предпочитаю трезвость!

— Ох как коварен твой вопрос! С какою целью задается?

— Не первый раз я слышу это! Отставлю без ответа вновь!

— Оставлю я, пожалуй, тему без обсужденья в кулуарах!

— Разочарую я сегодня, нет настроенья говорить!

Важно, отвечать с улыбкой и искренностью к собеседнику, иначе может проявиться нотка сарказма и цинизма, достоинством которые точно не являются.

Оригинал статьи

Друзья, заходите в мои соцсети: ИнстаграмФейсбук, ВК личная страничка, ВК Психологос




​​


В избранное