Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Как правильно реагировать на критику


Друзья, заходите в мои соцсети: ИнстаграмФейсбук, ВК личная страничка, ВК Психологос


Как правильно реагировать на критику

Автор статьи неизвестен, редакция Е. Бертон

ВИДЫ КРИТИКИ:

  • ПОЛНОСТЬЮ НЕСПРАВЕДЛИВАЯ
  • ЧАСТИЧНО СПРАВЕДЛИВАЯ
  • ПОЛНОСТЬЮ СПРАВЕДЛИВАЯ

Ниже мы рассмотрим подробней, чем отличаются эти виды критики.

Как правильно реагировать на критику

  • Правильно – это достойно.
  • Достойно – значит, не унижая себя и собеседника, и не провоцируя конфликт.

Как быстро прийти в себя при критике

  • Поправить лицо. Расслабить тело.
  • Посмотреть на ситуацию глазами критикующего.
  • Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
  • Разобраться, какая критика и после этого отвечать.
  • Обратите внимание на свое лицо и тело. Напряжены ли они. «Нужно ли мне такое лицо и это напряжение? Мне это на пользу? Если нет – расслабься!»
  • Стать на место критикующего: почему он так поступает? Наверняка злого умысла у него нет.
  • Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы изменить ситуацию?
  • Самое важное: разобраться, какая критика? Мусорная или дельная, конструктивная? Чтобы правильно реагировать на нее.

Неправильная реакция на критику

  • ОПРАВДАНИЯ
  • КОНТРАТАКА
  • МОЛЧАНИЕ

Как чаще реагируете вы? Ваш самый типовой номер реакции?

ОПРАВДАНИЯ 60% случаев

Почему это ошибка?

  • Оправдываясь, мы занимаем униженную (похожую на детскую) позицию.
  • Наши оправдания чаще всего никому не нужны, их не хотят слушать.
  • Оправдания – повод для дальнейших нападок.

КОНТРАТАКА 20% случаев

  • В ответ на критику человек сам обрушивается с критикой. «Сам такой!» «От такого слышу», «А вы на себя посмотрите!» Почему контратака не эффективна? Контратака провоцирует конфликт.
  • Многие вспоминают поговорку: «Лучшая защита – нападение». Действительно, что лучше самому нападать, чем оправдываться, но есть более совершенный способ. Контратака всегда провоцирует конфликт. В конфликте нет никакой созидательной пользы.

МОЛЧАНИЕ 10% случаев

Почему молчание не лучший вариант в конфликте?

  • Молчать тогда, когда вас оскорбляют, очень вредно для здоровья, потому что, не отреагировав правильно, вы как бы «глотаете» оскорбление. Надо хотя бы «разрядиться» потом.
  • Молчание в ответ на бурные эмоции очень раздражает некоторых людей.
  • Мао Цзе-дун сказал: «Когда я говорил, то всегда проигрывал, а когда молчал – всегда выигрывал».
  • Да, лучше молчать, чем оправдываться и контратаковать, но есть более совершенный способ.

ПОЛНОСТЬЮ НЕСПРАВЕДЛИВАЯ КРИТИКА

Обзывания и оскорбления: Тупица, Неряха, Некомпетентный, Бестолковый и т. д.

Обобщенная критика: Безобразие, Что вы себе позволяете, Это черт знает что.

Человек, прибегающий к оскорблениям, как правило, находится под влиянием эмоций, а не рассудка. Значит, нужно его успокоить и заставить думать, а не кричать. Важно разобраться в причине его гнева и поскорее завершить эту ситуацию.

ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА НЕСПРАВЕДЛИВУЮ КРИТИКУ

Какие есть предложения? Как лучше реагировать?

Надо спокойно и доброжелательно задать критикану несколько вопросов, чтобы он конкретизировал свои замечания и перешел от эмоций к размышлениям. Одного вопроса бывает недостаточно, так как когда человек кричит, ему сложно думать.

Уточняющие вопросы: «Что именно вы имеете в виду?» или «Что вы хотите этим сказать?». Почти никогда после этого вопроса раздраженный человек не в состоянии сразу успокоиться и сформулировать свое замечание в конкретной форме. Он ответит приблизительно следующее: «Вы что, сами не знаете?» или «Я имею в виду, что так нельзя работать» («вы - плохой специалист, это безобразие» и так далее). То есть опять применит полностью несправедливый тип критики. Что делать после этих ответов? Да, спокойно и доброжелательно продолжаем задавать другие вопросы, пока он не скажет что-то конкретное.

Фактические вопросы: «Назовите, пожалуйста, факты», или «Приведите примеры». Если и на эти вопросы вы не получите конкретной формулировки, а услышите примерно следующее: «Очень много фактов», или «Вы и сами знаете кто (где, когда)», или «Примеров – хоть отбавляй», – что делаем после этих ответов? – да, переходим к следующему типу вопросов.

Альтернативные вопросы. Какие это вопросы? «Вам не нравится это, это или это?»

«Вам не нравится, как я разговариваю с клиентами, или как я пишу отчеты, или то, что я часто опаздываю на работу?» То есть вы помогаете критикану сформулировать конкретные замечания. Здесь, скорее всего, он уже сможет правильно и конкретно указать на то, чем недоволен.

Правильная форма критики такая, когда критикан указывает на ваши конкретные слова или конкретный поступок, например, «Вы сегодня опоздали на 5 минут» или «Вы вчера нагрубили клиенту».

Опустошающие вопросы: Это какие вопросы? «Вам не нравится, как я составляю отчеты, как я разговариваю по телефону и как я одеваюсь. Что еще вам не нравится?» Эти вопросы необходимы для того, чтобы критикан выложил сразу все, чем недоволен, и подольше к вам не приставал. Если он добавит еще замечания, то с готовностью примите к сведению и их: «Вам еще не нравится, что я часто опаздываю».

Этот способ реагирования самый трудный, но ведь и критика была сформулирована в самой несправедливой форме. Возможно, ваши наводящие вопросы, заданные в спокойной и доброжелательной форме, вызовут удивление и даже некоторое раздражение критикана. Это значит, что он почувствовал ваше превосходство в этой ситуации. Он привык к вашим оправданиям, контратакам или покорному молчанию, а вы спокойно пытаетесь разобраться и принять к сведению конкретные и справедливые замечания, как только их услышите.

Внимание! Задавайте эти вопросы только при полностью несправедливой критике и совсем иначе реагируйте на другую критику.

ЧАСТИЧНО СПРАВЕДЛИВАЯ

Когда критикуют ваши привычки, характер или высказывают свое мнение.

Приведите примеры.

  • Вечно вы опаздываете (спорите, говорите глупости …)
  • Любите вы подшучивать над другими (поспать, посплетничать и так далее)
  • Вы плохо себя ведете (одеваетесь, говорите, пишите).

На частично справедливую критику есть 3 способа достойного реагирования

  • Первый – метод «торта». Как поступить, если вам в лицо бросили сладкий торт? Увернуться от прямого попадания? Но ведь тогда творение кулинарного искусства пропадет, упав на пол. А может, попробовать открыть рот пошире, чтобы поймать торт и съесть? Не получится. Метод торта означает: откуси кусочек, а остальное пусть летит дальше. То есть: признай только справедливую часть критики, а на остальное не реагируй. Начните ответ обязательно с «Да». Всегда, признавая что-либо, следует сначала сказать это волшебное слово, чтобы успокоить собеседника, Оскорбления нет, а указание на определенный ваш недостаток, но с обобщением. Полностью признать такое замечание нельзя, но справедливая часть в нем есть (хотя бы его право так думать). ВСЕ, ЧТО СПРАВЕДЛИВО, СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ  в этом суть достойного реагирования на критику.

Расположить его к себе и продемонстрировать свою уверенность

«Вечно вы опаздываете». Достойный ответ: «Да, сегодня я опоздал».

«Вы всегда ошибаетесь в правописании». Ответ: «Да, в этом отчете у меня 2 орфографические ошибки».

  • Второй способ применяйте тогда, когда не согласны даже с частью критики.

«У вас плохие манеры» или «Вы плохо одеваетесь». А вы считаете, что манеры правильные и одеваетесь вы хорошо. Но тот, кто так сказал, имеет право так думать. Признайте это его право, начните опять с «Да»: «Да, вы вправе так думать», или «Да, не всем нравятся мои манеры», или «Да, так может показаться».

  • Третий способ достойного реагирования на частично справедливую критику – это перевод критики в достоинство. Ответ начните опять с «Да».

«Ваши ботинки массивные и грубые, как у робота». Ответ: «Да, я и надежен, как робот».

«Любите вы поболтать».  «Да, я человек коммуникабельный».

«Вы всегда со мной спорите».  «Да, в разговоре с вами удается докопаться до истины».

ПОЛНОСТЬЮ СПРАВЕДЛИВАЯ КРИТИКА

Вам указывают на ваши слова или поступок, то есть говорят, что вы что-то неправильно сказали или сделали.

ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА СПРАВЕДЛИВУЮ КРИТИКУ

Поддерживайте справедливую критику в свою сторону. Реагируйте на нее позитивно, начните с «Да»: «Да, вы правы» или «Да, это правда, я сожалею об этом». Многие говорят при этом: «Извините меня». Если вы свои ошибки признаете быстро и решительно, обычно это обезоруживает собеседника.

Не советуем вам часто извиняться, если в этом нет особой необходимости. Извиняющийся человек не выглядит уверенным в себе.

Если тебя критикует разумный человек, желающий тебе добра, то лучшая форма ответа на его критику, это: Согласиться, сделать выводы, озвучить свое решение и что теперь будешь делать.

Поблагодарить за критику – «Спасибо!»

А КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ПРИМЕНИЛИ ВСЕ ТРИ ТИПА КРИТИКИ ОДНОВРЕМЕННО?

«Вы плохой работник. Вам ничего нельзя поручить. Вечно вы опаздываете. Сегодня опоздали на 20 минут. Так нельзя относиться к делу».

Если вам предъявляют все замечания сразу, радуйтесь. Ответив правильно, вы в этом случае быстрее всего закончите этот неприятный разговор. Помните суть метода – соглашаться с тем, что справедливо. Так и здесь наилучший ответ: «Да, я сегодня опоздал». Вряд ли критикующий будет повторять свою тираду сначала. Он сказал, вы согласились с тем, что полностью справедливо.

И еще три правила, которые следует соблюдать при любом способе ответа на любой тип критики

  • Тон голоса при ответе на критику должен быть спокойный, доброжелательный и заинтересованный. Ехидный, агрессивный или раздраженный тон может все испортить.
  • Фраза ответа должна быть предельно краткой. Примерно 5 слов и ни одного лишнего. И краткость нужна именно для того, чтобы не дать критикану нового повода для замечаний, чтобы он не мог «зацепиться» за ваши же слова.
  • Не следует говорить: «Да.., но», так как «но» означает «нет» и вызывает новую волну критики.
  • Не следует сразу отвечать на риторические вопросы: «Что вы себе позволяете?», «До чего вы докатились?», «Сколько раз вам повторять?», «Вы что, с луны свалились (белены объелись, неграмотный)?». На эти коварные вопросы нет достойного ответа. Критикан торжествующе сверлит вас глазами и ждет вашей реакции. Спокойно и доброжелательно спросите его: «Вас это действительно интересует?». Установлено, что примерно в 70 процентах случаев он скажет «Нет», почувствовав некорректность своего риторического вопроса. Значит, вам не надо на него отвечать. Но если скажет: «Да, интересует», – то коротко ответьте по смыслу вопроса. Пример: «Вы что, с луны свалились?»  «Вас это действительно интересует?»  «Да, интересует».  «Я  землянин».

Другие подсказки

Просите критику заранее сами, тогда вы (как правило) услышите не критику, а доброжелательные подсказки, да и сами будете к любым замечаниям вполне готовы.

А ты что думаешь?


ТРЕНИНГИ
НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА КОЗЛОВА

Здесь вы можете посмотреть расписание ближайших тренингов, встреч и вебинаров, которые проводит Николай Иванович и его коллеги.

РАСПИСАНИЕ


В избранное