Наша Таня громко плачет. Как отучить ребёнка плакать без причины
Автор: Ирина Николаевна Сарамотина, учитель начальных классов высшей
категории
Я работаю в школе с детьми младшего школьного возраста уже более 20 лет. У меня накопилось много разных школьных историй о трудностях в воспитании детей и способах преодоления этих трудностей, которые могут быть полезны родителям, учителям и психологам.
Одной такой историей я хочу поделиться. Произошла она с девочкой,
пусть её зовут Таня, как девочку из детского стихотворения Агнии Барто, которая громко плакала.
Таня в школу пришла вооруженная 1000 и ещё 1 способом манипуляций. Поэтому у неё не складывались дружеские отношения с одноклассниками и со мной. Отчего страдали все: и я, и дети, и сама Таня. Мама приходила в школу и спрашивала, что не так, почему дети не хотят
дружить...
Чтобы облегчить себе жизнь, я стала Таню потихоньку по-немножко учить рационализации и конструктивным способам общения.
Например, Таня любит рыдать;)
Поехали мы
всем классом в боулинг. Суета, веселье, пицца, шары... А Таня сидит среди этого праздника жизни и рыдает.
Я попробовала говорить с Таней конструктивно. Конечно, так совсем не интересно. И на контакт Таня не пошла. Слёзы усилились.
Я отсадила Таню подальше от детей. И сказала искренне с
сочувствием, что когда ей станет легче, просто так ведь люди не плачут, мы с ней поговорим и она сможет вернуться к детям. А сейчас можно выплакать всё до капельки.
Уединение продлилось недолго. Довольно быстро Таня подошла в отличном настроении и попросилась вернуться к детям.
Перемена.
Наблюдаю картину. Таня входит в класс. Садится за парту и начинает вызывать слёзы. И они уже близко.
Я с улыбкой доброжелательно говорю Тане: «Я вижу ты отлично усвоила на наших уроках, что настроение – от слова настроиться. Зачем ты настраиваешься на слёзы?»
Конечно, такая
постановка вопроса ей не понравилась.
Я достаю картинку Фишбоун:
И предлагаю подумать:
Голова рыбы
– проблема. Потому что проблемы, как правило, находятся у нас в головах, мы их выдумываем сами. У нас проблема: Таня плачет.
Строим скелет: первая косточка – первая причина, которая привела к этой проблеме.
Спрашиваю, есть ли у Тани ответ, в чем причина, зачем ты
плачешь?
Таня недовольно смотрит на меня. И думать отказывается.
Я говорю: я помогу тебе, потому что я знаю. Причина в том, что Таня не умеет общаться, и чтобы привлечь к себе внимание, плачет.
Вторая косточка – это следствие, к которому привела эта причина.
А вот и следствие и не одно: непонятно, что происходит, Таня плачет, мне неприятно находится в этой ситуации, но хуже всего, что ничего не меняется в лучшую сторону.
Рыбка получилась маленькая, всего из двух
косточек.
Хвостик – выводы и рекомендации самой себе.
Таня, а как можно было поступить по-другому?
Оказывается, можно было просто подойти к Ирине Николаевне и
рассказать о неприятной ситуации, в которую попала и сама разрешить не смогла (пока что не смогла, а когда научишься общаться, сможешь), и попросить о помощи.
А теперь выплыла вторая рыбка, при помощи которой, мы проанализировали ситуацию, которая стояла за первой рыбкой.
Урок. Решаем,
считаем пишем. Таня плачет. Я не обращаю внимания, потому что много раз оговорено, что есть конструктивные способы общения.
Никита поднимает руку и сообщает: «А Таня плачет!»
На что я говорю детям: «Расскажу я вам сказку, а вы подумаете о чём это я...
Было это на самом деле или нет – никто уж и не знает, но притча гласит, что однажды Будда с учениками шел по полю и увидел, как у крестьянина вол провалился в большую яму. Крестьянин же спустился в яму и пытался вытащить вола, но у него ничего не получалось. Тогда Будда велел ученикам помочь крестьянину. Ученики спрыгнули в яму, помогли крестьянину вытащить вола и отправились дальше
вместе с Буддой. Через некоторое время они увидели ситуацию: крестьянин сидел на краю ямы и горько плакал. Будда посмотрел на него и, не говоря ни слова, пошел дальше. Ученики удивились и спросили: – Учитель, а почему ты не приказал нам помочь этому крестьянину? Будда посмотрел на учеников и спросил их: – Как именно помочь? Помочь плакать?
Дети, кто
понял...»
Я не успела договорить, как Таня уже сказала: «Я поняла».
Это была долгая работа. И она принесла результаты. Таня не плачет для нас. Таня общается.
Как же
отучить ребёнка плакать без причины, если у него уже закрепилась такая привычка?
Скорее всего, сделать это быстро вы не сможете.
Поэтому наберитесь терпения и доброжелательности.
Приготовьтесь к работе в режиме «заезженная пластинка» – детский опыт «обнуляется» быстро.
Аккуратно лишайте маленького рыдателя зрителей.
Ведите разъяснительные разговоры. В помощь вам сказки, притчи, поучительные истории из собственной
жизни.
Учите включать мозги: Зачем? Как можно поступить по-другому? Пользуйтесь технологией «Фишбоун». Она поможет проанализировать поведение, увидеть наглядно причинно-следственные связи и бессмысленность крокодиловых слёз.
Учите взамен рыданиям новому конструктивному поведению.
Предлагайте способы реагирования, для начала, сами.
Учите ребёнка самого искать способы конструктивного поведения.
И как итог, неконструктивная привычка будет разрушена. А ей взамен будет заложен механизм творческого конструктивного подхода к жизни.
И от этого все только выиграют. И окружающие, и вы, и ребёнок.