Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Как отучить ребёнка плакать без причины


Друзья, заходите в мои соцсети: ИнстаграмФейсбук, ВК личная страничка, ВК Психологос, а также ЯндексДзен


Наша Таня громко плачет. Как отучить ребёнка плакать без причины

Автор: Ирина Николаевна Сарамотина,
учитель начальных классов высшей категории

Я работаю в школе с детьми младшего школьного возраста уже более 20 лет. У меня накопилось много разных школьных историй о трудностях в воспитании детей и способах преодоления этих трудностей, которые могут быть полезны родителям, учителям и психологам. 

Одной такой историей я хочу поделиться. Произошла она с девочкой, пусть её зовут Таня, как девочку из детского стихотворения Агнии Барто, которая громко плакала. 

Таня в школу пришла вооруженная 1000 и ещё 1 способом манипуляций. Поэтому у неё не складывались дружеские отношения с одноклассниками и со мной. Отчего страдали все: и я, и дети, и сама Таня. Мама приходила в школу и спрашивала, что не так, почему дети не хотят дружить... 

Чтобы облегчить себе жизнь, я стала Таню потихоньку по-немножко учить рационализации и конструктивным способам общения. 

Например, Таня любит рыдать;) 

Поехали мы всем классом в боулинг. Суета, веселье, пицца, шары... А Таня сидит среди этого праздника жизни и рыдает.

Я попробовала говорить с Таней конструктивно. Конечно, так совсем не интересно. И на контакт Таня не пошла. Слёзы усилились.

Я отсадила Таню подальше от детей. И сказала искренне с сочувствием, что когда ей станет легче, просто так ведь люди не плачут, мы с ней поговорим и она сможет вернуться к детям. А сейчас можно выплакать всё до капельки.

Уединение продлилось недолго. Довольно быстро Таня подошла в отличном настроении и попросилась вернуться к детям. 

Перемена. Наблюдаю картину. Таня входит в класс. Садится за парту и начинает вызывать слёзы. И они уже близко.

Я с улыбкой доброжелательно говорю Тане: «Я вижу ты отлично усвоила на наших уроках, что настроение – от слова настроиться. Зачем ты настраиваешься на слёзы?»

Конечно, такая постановка вопроса ей не понравилась.

Я достаю картинку Фишбоун:

И предлагаю подумать:

Голова рыбы – проблема. Потому что проблемы, как правило, находятся у нас в головах, мы их выдумываем сами. У нас проблема: Таня плачет.

Строим скелет: первая косточка – первая причина, которая привела к этой проблеме.

Спрашиваю, есть ли у Тани ответ, в чем причина, зачем ты плачешь?

Таня недовольно смотрит на меня. И думать отказывается.

Я говорю: я помогу тебе, потому что я знаю. Причина в том, что Таня не умеет общаться, и чтобы привлечь к себе внимание, плачет.

Вторая косточка – это следствие, к которому привела эта причина.

А вот и следствие и не одно: непонятно, что происходит, Таня плачет, мне неприятно находится в этой ситуации, но хуже всего, что ничего не меняется в лучшую сторону.

Рыбка получилась маленькая, всего из двух косточек.

Хвостик – выводы и рекомендации самой себе.

Таня, а как можно было поступить по-другому?

Оказывается, можно было просто подойти к Ирине Николаевне и рассказать о неприятной ситуации, в которую попала и сама разрешить не смогла (пока что не смогла, а когда научишься общаться, сможешь), и попросить о помощи.

А теперь выплыла вторая рыбка, при помощи которой, мы проанализировали ситуацию, которая стояла за первой рыбкой. 

Урок. Решаем, считаем пишем. Таня плачет. Я не обращаю внимания, потому что много раз оговорено, что есть конструктивные способы общения.

Никита поднимает руку и сообщает: «А Таня плачет!»

На что я говорю детям: «Расскажу я вам сказку, а вы подумаете о чём это я...

Было это на самом деле или нет – никто уж и не знает, но притча гласит, что однажды Будда с учениками шел по полю и увидел, как у крестьянина вол провалился в большую яму. Крестьянин же спустился в яму и пытался вытащить вола, но у него ничего не получалось.
Тогда Будда велел ученикам помочь крестьянину. Ученики спрыгнули в яму, помогли крестьянину вытащить вола и отправились дальше вместе с Буддой.
Через некоторое время они увидели ситуацию: крестьянин сидел на краю ямы и горько плакал. Будда посмотрел на него и, не говоря ни слова, пошел дальше.
Ученики удивились и спросили:
– Учитель, а почему ты не приказал нам помочь этому крестьянину?
Будда посмотрел на учеников и спросил их:
– Как именно помочь? Помочь плакать?

Дети, кто понял...»

Я не успела договорить, как Таня уже сказала: «Я поняла». 

Это была долгая работа. И она принесла результаты. Таня не плачет для нас. Таня общается.

Как же отучить ребёнка плакать без причины, если у него уже закрепилась такая привычка?

  • Скорее всего, сделать это быстро вы не сможете.
  • Поэтому наберитесь терпения и доброжелательности.
  • Приготовьтесь к работе в режиме «заезженная пластинка» – детский опыт «обнуляется» быстро.
  • Аккуратно лишайте маленького рыдателя зрителей.
  • Ведите разъяснительные разговоры. В помощь вам сказки, притчи, поучительные истории из собственной жизни.
  • Учите включать мозги: Зачем? Как можно поступить по-другому? Пользуйтесь технологией «Фишбоун». Она поможет проанализировать поведение, увидеть наглядно причинно-следственные связи и бессмысленность крокодиловых слёз.
  • Учите взамен рыданиям новому конструктивному поведению. Предлагайте способы реагирования, для начала, сами.
  • Учите ребёнка самого искать способы конструктивного поведения.

И как итог, неконструктивная привычка будет разрушена. А ей взамен будет заложен механизм творческого конструктивного подхода к жизни.

И от этого все только выиграют. И окружающие, и вы, и ребёнок.


 


В избранное