Как помочь ребёнку оценить свои чувства и эмоции и научить конструктивному реагированию
Автор: Ирина Николаевна Сарамотина, учитель
начальных классов высшей категории
За последние годы работы в школе я столкнулась с тем, что дети изменились. Что в работе с ними часто не срабатывают те методы, которые были актуальны и эффективны раньше, что современные дети требуют запаса новых кейсов взаимодействия и владения практической психологией.
Вот далеко неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются сегодня
родители дома, а также учителя, приходя к детям на уроки:
дети сложно социализируются, с трудом принимают правила;
дети конфликтно взаимодействуют друг с другом, со взрослыми, с учителем, не могут найти выхода из конфликтных ситуаций, и сами же страдают от этого;
дети стали более чувствительны, даже мелкие неприятности вызывают у них бурю эмоций и серьёзные конфликты, дети не понимают своих чувств и эмоций;
дети находятся в постоянном обрушивающемся на них потоке информации, в результате страдает внимание и способность концентрироваться;
дети не умеют сопереживать;
дети не хотят учиться;
детям ничего не интересно, детей века компьютерных технологий трудно увлечь;
дети зависают в гаджетах;
современные дети болезненные и т.д..
Я хочу поделиться своим опытом в преодолении одной из этих проблем: дети не понимают своих чувств и эмоций, дети слишком чувствительны.
Чтобы меньше задевали досадные мелочи, чтобы различать: это мелочь, а не что-то серьёзное, я в работе использую три инструмента, которые можно использовать как вместе, так и по одному:
В своей работе я часто сталкиваюсь с тем,
что попадая в какую-либо хоть чуть-чуть нестандартную ситуацию, ребёнок неправильно оценивает её значимость, и в результате возникает эмоциональная буря и конфликт, который дети сами не в состоянии разрешить и страдают от этого.
Обрызгали в туалете водой!!! Наступили идущие сзади на пятку, когда шли в столовую!!! В большом скоплении детей зацепили друг друга!!!
И множество других, казалось бы незначительных ситуаций, но вызывающих реакцию «Ужас!!!», «Конец света!!!».
Часто дело оказывается в том, ребёнок не может понять: мелочь это или нет? Просто не повезло? Или, действительно, «Ууужас!!!»? А может быть, просто - «ужас»? А может быть
все-таки «ерунда»? У детей в опыте нет подходящей поведенческой модели.
Величину произошедшего легче определять в сравнении с чем-то другим.
Ребёнка нужно научить определять настоящую величину произошедшего и реагировать соответственно.
Когда случается конфликтная ситуация, слезы, ссоры, крики, мы, для начала, подробно рассматриваем и анализируем проблему при помощи графической технологии «Фишбоун».
Скелет рыбы мы формируем прямо на доске:
сначала мы
формулируем нашу проблему, с которой работаем в данный момент, и размещаем её в голове рыбы;
далее мы перечисляем причины, которые привели к этой проблеме, в порядке их значимости, и все следствия, которые повлекли эти причины;
в хвосте мы прописываем все выводы, к которым мы пришли в
результате анализа, и практические рекомендации самим себе на будущее, если ситуация снова повторится.
намечают самостоятельно конструктивные пути решения проблемы.
Потом мы пользуемся
техникой «Светофор», и каждый ученик класса цепляет прищепку на тот кружок светофора, которому соответствует ситуация по его мнению.
Зелёный: мелкие неприятности. Если впереди перекрёсток с зелёным цветом светофора, водители обычно всё равно сбавляют скорость, хотя бы на всякий случай, но машина не останавливается. Т.е. это неприятности, через которые пройти легко. Это мелочи жизни.
Порвали колготки, запачкали одежду, сломал свою ручку или ручку соседа по парте… Неприятно, но это не конец жизни!
Желтый: средние неприятности. На жёлтый цвет водитель притормаживает и принимает решение: проезжать или остановиться. В жизни ребёнка это неприятности, которые, действительно, мешают ребёнку, но он в состоянии с ними справиться и преодолеть.
Красный: крупные неприятности. На красный свет светофора водитель останавливается. Это очень серьезные и настоящие проблемы. Их даже можно обозначить словами «конец света».
Например, в классе случилась кража. Например, дети группой довели одноклассницу до истерики.
Примеры ситуаций из жизни моего класса. Так эти ситуации единодушно оценивали дети.
Что даёт такой разбор:
сам вопрос о величине события переводит ребёнка из сферы эмоциональной в сферу рациональную и уменьшает
статус события. Если переживание продумать, то событие чаще всего воспринимается легче, чем сразу;
постепенно, систематически работая при помощи техники «Светофор» удаётся поменять взгляд ребёнка на то, что раньше было «Ужас!», «Конец света!» и переводит в разряд средние неприятности или даже мелкие.
Можно провести индивидуальную беседу с ребёнком и задать вопросы:
Почему ты так поступил? Зачем ты так поступил?
Суть этого вопроса заключается в том, чтобы узнать истинные причины поступка. Прояснить, что ребёнок сам думает о
случившемся. Вывести проблему из эмоциональной сферы в рациональную.
Мог ли ты поступить по-другому?
Этот вопрос учить ребёнка видеть многие другие возможные варианта поведения в неоднозначной для него ситуации. Если этот вопрос вызывает затруднение, предложить свои
варианты.
Как мне поступить в этой ситуации? Может быть тебе нужна моя помощь?
Этот вопрос направлен на формирование доверительных отношений, которые являются основой воспитания.
Если возникнет похожая ситуация снова, что будешь делать в следующий раз?
Задача вопроса – построить наиболее конструктивную модель поведения.
Чтобы получить устойчивые результаты, необходима систематическая и последовательная работа. Нужно включить режим «заезженной
пластинкой», так как детский опыт быстро «обнуляется».
Кейсы воспитания стоит обсуждать с родителями. Согласованная работа школы и семьи ускорит результаты.
И как итог, дети становятся терпимее друг к другу, формируются и закрепляются правильные поведенческие реакции. Налаживаются
дружеские отношения. Дети социализируются.
Список использованной литературы:
Н.И. Козлов «Простое правильное детство» - М., Эксмо, 2015