Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Учитесь говорить тезисами!


Вспоминаем, что такое тезис? Если кругом чувства, то тезис – это мысль среди этих чувств, если кругом мысли, то тезис – это главная мысль, а в разговоре по существу тезис - это инструкция, как делать или как думать. 

Что тезисом обычно не является? ​​Если вы рассуждаете, обосновываете или возражаете, тем более просто выражаете чувства - для дельного собеседника здесь тезиса еще нет.

Тезисы Якобины фон Мюнхгаузен (фильм "Барон Мюнхгаузен" М. Захарова): "Развод отвратилен" (обоснование - "разлучает супругов"), "Развод унижает женщину" (обоснование - "Мужчину при этом называют свободным, а женщину - брошенной"). Иллюстрации этого - она сама... А четкий вывод из этих тезисов, он же главный ее тезис (заголовок), хотя и не сформулированный явно: "Нас разводить нельзя!"

Четкие тезисы востребованы не только в суде. Если вы работаете в серьезной науке и идет научная дискуссия, то ваши тезисы должны быть явными и определенными. Четкие тезисы необхомы и в бизнесе, и в армии -  везде, где идет серьезный разговор и принимаются серьезные решения.

Предлагаю начать учиться говорить тезисами. С чего начать, на что стоит обращать внимание? Тренируйтесь говорить по формуле "Амфора": вначале скажите самую главную мысль в короткой формулировке (Заголовок тезиса), далее дайте обоснования и исслюстрации, завершите все выводом, чтобы собеседнику было понятно "что вы от него хотите, что ему делать". 

Если вы не сформулировали свой тезис явно, вас легко могут не понять. Например, вы заметили, что слайды во время хода лекции мешают усвоению материала, отвлекают от содержания, мешают пониманию. Вы поделились этим открытием со своим другом-преподавателем, который активно использует слайды в качестве сопровождения своих занятий. А он? А он вас - не понял и стал слайды защищать. Вы вроде бы нападать и не собирались, почему же он стал от вас защищаться? Дело в том, что ваша фраза "Слайды отвлекают!" - не тезис. Это только констатация обстоятельства. Тезис появится тогда, когда вы сформулируете, что из этого следует: как следует к этому относиться и что следует в связи с этим делать. Так какой ваш тезис: "Не следует пользоваться слайдами?" Или: "Следует давать слайды картиночные, а не текстовые, создающие впечатление, а не конкретную информацию?" А может быть: "Следует давать время студентам на перерисовку слайдов?"

Или, предположим, идет разговор о воспитании детей, женщина замечает: "Мужчины ведут себя жестко и часто грубы". Как вы понимаете, это - тезис? Похоже, что в этом высказывании явным образом слышится только замечание, а тезис здесь скрыт, он здесь только подразумевается. А поскольку подразумевается, то открывается простор для гаданий. То ли женщина хотела сказать, что "С мужчинами нельзя иметь дело", то ли "Мужчин нельзя подпускать к воспитанию детей" - а это ведь разные вещи. Если же контексту можно предлоложить, что имеется в виду последний смысл, то и здесь тезис не вполне ясен. Если мужчина жесток и груб, что с этим делать? Здесь множество вариантов... "Не пускать к ребенку вообще. Только под присмотром мамы. Пускать только к сыну. Только в определенные дни и часы. Научить его обращаться с детьми?" - выводы (тезисы) могут быть совершенно различными.

Если вы хотите, чтобы вас понимали лучше, формулируйте свои тезисы явно и определенно.

Явно и определенно - вовсе не значит "категорично". Речь с четкими тезисами вовсе не обязательно категорична! Более того, четко сформулировав свой тезис и спросив мнение собеседника, вы как раз подчеркиваете свою не категоричность и уважение к мнению собеседника. А вот речь без явно сформулированных тезисов обычно более категорична. "Чушь какая-то..." - тезиса нет, позиция автора не понятна, а категоричность налицо.

Итого: если вы хотите учиться осмысленной речи, учиться говорить тезисами, то предлагаю вам несколько заданий на ближайшую неделю.

  • В течение недели записывайте ситуации, когда люди рассказывают об обстоятельствах, но не могут определиться с выводами. Не формулируют явных тезисов.
  • Слушая разговоры людей, отмечайте смену тем и наличие тезисов.
  • Обозначение намерений. Любое обращение начинайте с обозначения своих намерений: у меня просьба, предложение, требование, совет, возражение, поболтать ...
  • Не рассказывайте о своих чувствах, если в этом нет разумной инструкции и никому не нужно.
  • При обсуждении говорите тогда, когда у вас есть вариант итогового решения.

И будет вам - счастье!

Пишет студентка Университета: "Не могу сказать, что упражнение "Формулируй тезис, говори понятно и коротко" все мои близки сразу приняли с восторгом, однако... Буквально вчера готовлю ужин. Сын по скайпу с друзьями общается и вдруг слышу: "Так, ты теперь четко и коротко сформулируй, чего ты сказать хотел, а то столько воды и ничего не понятно!" - говорит он другу. ВАУ! Меня услышали и не только услышали, но и применяют в жизни! За ужином сына спрашиваю про эту ситуацию, что ему друг ответил. Он заулыбался и говорит: "Когда ты начала рассказывать о том, что говорить нужно кратко и по существу, то сначала подумал - бред какой-то, опять мамины придумки, однако потом стал прислушиваться как ты по скайпу разговариваешь, как с Настей общаешься, как от меня требуешь четко формулировать то, что хочу сказать. И стал сам так делать - и классно оказывается! Все понятно, четко и время много не уходит. Спасибо тебе." Вот так. Благодарность наших родных, наверное, самое дорогое, что можно получить!"


Свои отклики вы можете написать нам сразу, можете оставить их как комментарии в статье. См.→

Открыт набор на обучение в Университете Практической Психологии на 2015 год. Начало занятий в сентябре. Подробно на сайте univerpp.ru


В избранное