Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии 'Мужчины не плачут' как педагогическое внушение детям


Откуда этот малыш знает, что такое мужское поведение?

Редко плачут мальчики, которых родители научили в трудной ситуации - действовать. Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать.

Мальчик упал, сильно ударил коленку и сидит, ее трет. - "Бедненький, как тебе больно, иди я тебя пожалею!" - запричитала бабушка, и ребенок расплакался. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания - девочка, а не мальчик.

Понаблюдайте, как ведут себя дети, когда во время игры обо что-то больно ударятся. Плачут ли они? - Да, если рядом есть мама. Если рядом мама или бабушка, ребенок плачет и бежит к ней, чтобы пожалела. Если же мамы или бабушки нет, если дети играют одни, без взрослых, плач звучит на удивление редко. Ударился - потер колено, ну ладно поскулил - побежал дальше. Играем!

Внушение мальчикам "Мужчины не плачут" - не запрет эмоций вообще, а воспитание культуры и привычек будущего мужчины. Женские страхи "Это приведет к подавлению эмоций и ребенок вырастет безэмоциональным" - пустое. Если родители объясняют ребенку, что железными палками драться нельзя, это не запрет движений вообще и это не приведет к физической недоразвитости ребенка. Наши дети могут и должны быть живыми и эмоциональными, но чувства беспомощности и жалости к себе едва ли должны быть главными нотами в гамме душевных переживаний наших детей.

У хороших родителей есть простое правило: "Если тебе нужна помощь - скажи, мы тебе обязательно поможем. Но если ты плачешь - как мы тебе поможем? Прекрати плакать и скажи, что бы ты хотел!". Это правило налаживает нормальное общение между детьми и родителями, и дети вместо эмоционального давления на родителей начинают им спокойно говорить и о своих проблемах, и о своих желаниях.

Дети плачут не просто от боли, дети плачут взрослым, чтобы пожалели. Только позже, со временем, они начинают плакать не взрослым, а сами себе, начинают жалеть себя сами.

Психологи учили это на курсе детской психологии: "Деятельность, разделенная между взрослым и ребенком, со временем ребенком интериоризируется и становится его личной".

Собственно, почему бы и не поплакать, если тебе хочется, а тебя готовы пожалеть? Почему бы и не поплакать, если ты ребенок? Почему бы и не плакать по жизни дальше, если в модели женского поведения плакать при встрече со страшным и трудным - нормально? Женщины плачут, потому что рядом с ними есть мужчины, которые услышат их и их защитят. Но если в момент, когда страшно и трудно, мужчина вместо того, чтобы защитить женщину, начнет плакать, женщина останется беззащитной. Женщина останется - без мужчины.

"Поплачь, поплачь, будет полегче!" - подсказывают бабушки своим внучкам: идет нормальное обучение девочек нормам женского поведения. "Мужчины не плачут" - говорят отцы своим сыновьям, чтобы те не превращались в плакс.

При этом, как и в любой обучающей ситуации, педагогическое задание должно быть посильным: если ситуация для мальчика неожиданна и слишком трудна, отец в такой ситуации промолчит и только обнимет плачущего сына. Мужчины взрослеют не сразу, требовать всего сразу нельзя. Но помнить о направлении - необходимо: "Мужчины - не плачут". Мужчины должны действовать, а не переживать. Мужчины должны быть сильными, и даже их слезы когда-то должны делать сильнее и их самих, и их окружение.

Не стоит при этом требовать от наших бабушек, чтобы они говорили своим любимым внучаткам: "Прекрати плакать, ты же мужчина!" - когда ребенок плачет и жалобно смотрит на нее жалобными глазами, бабушка такое сказать не в силах. Но если мужским воспитанием занимается мужчина, отец, его нужно поддержать. Хочется верить, что наши женщины замужем за адекватными мужчинами, которым доверить воспитание детей можно. Будем счастливы, если у каждого мальчика будет отец - настоящий мужчина, с которого он сам захочет брать пример. Мужчины должны быть сильными, чтобы женщины были счастливыми.

Так вот, хочу задать вам вопрос, на который сам не знаю хорошего ответа. Да, я уверен, что мальчиков правильно воспитывать в формате "Мужчины не плачут", а можно ли и правильно ли этого же требовать от девочек? Внушать ли девочкам, что девочкам плакать можно? А нужно ли? Зачем? Когда я спросил об этом своих двух дочек, они дружно сказали, что они всегда готовы поплакать только если стоит задача повоздействовать на кого-то. А вне этой задачи - плакать глупо, и они своих детей считают правильным воспитывать так же: "У нас никто не плачет". А что думаете вы?


И еще. Я хочу пригласить вас на тренинг "Лидерство и руководство: техники эффективного влияния", который я буду проводить 30 мая - 1 июня. Конечно, это тренинг для руководителей, и чем более серьезный у вас серьезный бизнес, тем ближе вам будет все, о чем пойдет речь на тренинге. С другой стороны, я убежден, что руководителем может и должен быть любой ответственный человек. Скажите, а что, мать не должна быть руководителем своих детей? И, кстати, когда-то - руководителм своего любимого мужа? Конечно, должна, только не обязательно быть лидером явным. Умение быть скрытым лидером, управлять происходящим так, что "главные" по прежнему ощущают полное уважение к себе - великое искусство. Если вы верите в себя и строите свои перспективы, от души рекомендую вам пройти этот тренинг.

Перейти на страницу с подробным описанием тренинга >>>

Думаю, это величайшее безобразие, когда для руководителя его работа становится непрекращающейся рутиной, состоящей из понукания нерадивых сотрудников, постоянным авралом и ощущением, что люди работать не хотят. Работа руководителя - это одно из самых красивых, радостных и творческих дел, которыми может заниматься мыслящий человек. У вас может быть команда, которая хочет работать вместе, которая работает самостоятельно и дает вам возможность иметь свободное время.

Задача руководителя поставить дело, чтобы работали люди, которых он для этого нанял. Задача руководителя не работать - его задача - руководить.  И если ты сделал систему, которая работает сама - ты профессионал.

Тренинг состоит из двух частей, двух тем: тема Лидерства и тема руководства.

Перейти на страницу с подробным описанием тренинга >>>

Лидер - это человек, который делает себя сам , свою жизнь и жизнь людей вокруг себя. Это человек с большой энергетикой, с большой скоростью с  большой смелостью. Вы рулите, а не вами рулят.

Руководитель - это более тонкая вещь. Работа с людьми и отладка отношений с ними - это искусство, сродни искусству философа и актера.  На тренинге я расскажу вам довольно простые вещи, которые помогут вам определиться, какую концепцию вашей фирмы вы будете делать. И не важно - это маленькое подразделение или большой холдинг, это ваша семья или серьезное производство. Я по натуре технолог, мне проще объяснять, давая четкие инструкции, рассказывая последовательность шагов, как этого достичь.

На тренинге будут технологии. Как создавать то, о чем я говорил выше, как реагировать, как обучать и подбирать нужных людей, и как решать совершенно конкретные задачи, с которыми вы будете сталкиваться повсеместно. А еще будет ваша личная работа и богатая обратная связь - в какую сторону нужно развиваться именно вам, что вам нужно добавить, чтобы все получилось.

После тренинга у вас будет большое желание бежать на работу, чтобы попробовать новые инструменты, потому что вы будете знать, как это сделать.

Перейти на страницу с подробным описанием тренинга >>>


Свои отклики вы можете написать нам сразу, можете оставить их как комментарии в статье. См.→ 

Приглашаю в партнерскую программу: вы рекламируете тренинги, которые нравятся лично вам, и на ваш счет поступают деньги. Продвижение тренингов Синтона - доброе дело!

Не жадничайте. Если рассылка понравилась, поделитесь ею, перешлите ее друзьям и разместите в социальных сетях. Все лучшее - людям!

Психологические консультации - обращайтесь в Центр консультирования и коучинга Н.И. Козлова​: большинство вопросов решается за несколько встреч лично или по скайпу. Тел. (929) 977-79-85, мэйл: ccupp@ccupp.ru

Профессор Н.И. Козлов


В избранное