Психологос: энциклопедия практической психологии Модели воспитания
Добрый день, друзья и коллеги!
Модели воспитания
- это стабильные отношения между старшими и младшими, где активная
воспитывающая роль принадлежит старшим. Модели воспитания иногда
осознаны, иногда не вполне. В каких-то случаях бывает, что родители на
словах декларируют одну модель воспитания, а на деле реализуют другую.
Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей
практике несколько моделей одновременно.
Часть моделей можно отнести к проблемным, часть - к спорным, часть - к удачным. Перечислим и откомментируем основные модели:
Правила движения
В
этой модели предполагается, что ребенок ведет себя плохо, потому что
просто не знает или забыл правила. А если ему правила рассказать и он их
выучит, то он будет все делать... Знания, как себя вести, конечно
необходимы, но одни знания без заинтересованности и приучения - мертвы.
Легко убедиться, что дети все главные правила поведения знают: "Драться
нехорошо", "Врать плохо", "Вещи нужно класть на место", но в
столкновении разума и чувств у детей чаще побеждают чувства, особенно
если смысл правила ребенок не понимает: "Зачем нужно вещи класть на
какое-то место, если они и так хорошо лежат?". К правилам детей нужно
приучать, правила должны быть просты и понятны, правила должны
оказываться детям интересны и выгодны, правила должны соответствовать
возрасту ребенка... Итого, если модель "Правила движения" оказывается не
вспомогательной, а основной, то это модель спорная.
Сад-огород
Модель
"сад-огород" имеет две разновидности - позитивную и негативную.
Негативная основана на вере, что с ребенком можно обходиться как с
запущенной грядкой, находить и выпалывать сорняки-недостатки в его душе.
Родители борются с ленью и неорганизованностью детей, утаптывают
детскую агрессивность и выжигают каленым железом детское вранье. Обычный
результат: контакт разрушается, эффективность низкая, добиться удается
мало что. Сухомлинский говорил, что в таком случае воспитание идет "по
ложному пути". "Пороки, - писал он, - искореняются сами по себе, уходят
незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими
болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств".
Модель спорная, продуктивнее работать на позитиве, см.→.
С другой стороны, в позитивной разновидности модель "сад-огород"
говорит о том, что хороший садовник должен понять природу цветка, куста
или плодового дерева, чтобы выращивать в нем то, что заложено в нем его
природой↑.
Здесь в ребенке родители стараются разглядеть, каковы склонности
ребенка, и поддерживают его в его стремлениях и начинаниях. При таком
подходе воспитательные результаты лучше, однако сама метафора семечка,
из которого разворачивается личность ребенка, представляется спорной↑.
Кнут и пряник
Кажется,
это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой -
наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная
система требует постоянного присутствия воспитателя, "кнут" разрушает
контакт между ребенком и воспитателем, а "пряник" приучает ребенка без
награды доброго не делать... Модель спорная, если оказывается не
вспомогательной, а основной. Дела воспитания идет лучше, если метод
наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных
подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и
подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько
желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно
помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы дрессировки.
Светофор
В
этой модели родители в своих действиях ориентируются на чувства и
реакции ребенка. Чувства и реакции ребенка - это цвета светофора для
родителя. Когда ребенок позитивно откликается на действия родителей,
радуется действиям родителями, это для них зеленый свет, сигнал
родителям: "Вперед! Все правильно делаешь". Если ребенок выполняет
просьбы родителей неохотно, забывает, огрызается - это желтый цвет для
родителей, цвет-предупреждение: "Внимание, осторожно, кажется что-то не
так! Подумай, прежде чем сказать или сделать!". Если же ребенок в
протесте, это красный цвет для родителей, сигнал:" Стоп!!! Замри! В этом
направлении ни шагу вперед! Вспоминай, где и что нарушил, срочно и
экологично исправляй!" Модель спорная. Достоинства этой модели -
чуткость к обратной связи, недостатки - легко подпасть под влияние
ребенка. Ребенок начинает управлять родителями, демонстрируя им те или
иные свои реакции...
Педагогическая шизофрения
Модель «Педагогическая шизофрения» - это большое количество как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Когда за это будешь наказан - неизвестно.
Мама кричит: "Здесь нельзя бегать,
не бегай!", но ребенок после этого продолжает бегать, а мама только вздыхает.
Образно
- ребенок в тумане, где его со всех сторон окружают стесняющие вещи и
стены, но через которые можно прорываться. Они кажутся, что есть, они
пугают - но если протянуть руку или пройти сквозь них - их нет.
Активные
и сообразительные дети используют это как поле для маневров и учатся
активно хитрить. У менее сообразительных детей - полная дезориентация,
что можно и что нельзя, формируется низкая самооценка и воспитывается
неуважение к запретам. См.→
Железные рукавицы
Ребенка
окружает большое количество запретов, ему все нельзя, а за нарушения
сразу следует наказание. Из сильного ребенка справедливые родители в
такой модели могут воспитать воина - строгого к себе и
дисциплинированного. Впрочем, в руках обычных родителей эта модель чаще
воспитывает в детях страх и бездеятельность. Нужно учесть, что запреты
могут быть не явными, а скрытыми, а наказание - через формирование
чувства вины, как в варианте «Пожалуйста, не серди маму». Так или иначе,
это модель спорная. В локальных трудных ситуациях она может быть
единственно верным решением, как основная модель для нормальной жизни -
не рекомендуется. См.→
Поле свободы
В
этой модели родители избегают искусственных запретов, ребенок
воспитывается по принципу "Чем меньше запретов, тем лучше". Понятно, что
родители все равно учат ребенка тому, что жизненно необходимо, что
сохранит жизнь ребенку и окружающим ("со спичками, ножом и топорами дети
не балуются"), однако в идеале все социальные запреты в этой модели
должны быть убраны. При этом, в отличие от попустительства, где
воспитательные воздействия отсутствуют как таковые, в этой модели
воспитательный процесс осуществляется через столкновение ребенка с
естественными, природными ограничениями. Более того, эти природные
ограничения иногда создаются искусственно, чтобы ребенок умел
справляться с жизненными трудностями. Главное в этой модели, чтобы
ребенок не почувствовал давления со стороны родителей. Модель имеет свои
проблемы и ограничения, однако в умелых руках иногда дает отличные
результаты. Смотри Свободное воспитание
Просторный дом
В
этой модели родители не боятся ребенку что-то запретить, но стремятся к
тому, чтобы запреты были понятными, обоснованными и только самыми
необходимыми, вынужденными↑.
Запретов мало, но они четко обозначается и соблюдаются жестко. Нельзя -
значит нельзя всегда, однако жесткость запрета реализуется
разнообразно, не обязательно только наказаниями, тем более наказаниями
скорыми. Соблюдению запрета помогают личный пример, предупреждения,
разъяснения, добрые разговоры, формирование тотального общественного
мнения: "Вот это точно нельзя". Что-то может быть и прощено, но
направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то
нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому что
она злая, а просто потому что она тут стоит. Такой порядок. При этом
пространство свободы - большое, стены запретов не душат, есть
возможности играть, пробовать, баловаться. "Просторный дом" - достаточно удачная модель воспитания.
Просторный дом с линией развития
Эта
модель рождается, когда к модели «Просторный дом» добавляется прием
«Короткий поводок». В таких отношениях родители ведут детей по
пространству свободы, показывая лучшие маршруты. Без родительского
контроля дети живут и играют в атмосфере свободы, зная редкие, но
обязательные запреты, однако родители заботятся о том, чтобы по
возможности большее количество времени быть рядом с детьми и вести их по
жизни наилучшим образом, воспитывая в них смелость, уверенность в себе,
честность, трудолюбие и другие социально достойные качества.
Реализуется установка «Воспитание - это привычно, естественно и скорее
приятно». Отличная модель, однако требует высокой активности родителей и
достаточно серьезных временных затрат.
Модели управления ребенком
В
отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление решает
оперативные вопросы "здесь и сейчас". Наиболее распространенные модели
управления ребенком - «Пожалуйста, не серди маму», «Посмотри какая
птичка!», «Подкуп», «Вознаграждение за успехи» и «Короткий поводок». См.→
Если
вам нужна психологическая консультация, могу рекомендовать
коллег-психологов, которые консультируют как лично, так и по скайпу в Центре консультирования и коучинга при Университете практической психологии, тел. (929) 977-79-85, ccupp@ccupp.ru,
skype: ccupp.ru. Если вы считаете, что эта рассылка будет интересна
кому-то из ваших коллег или друзей, сможет помочь ему в отношениях и в
жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо. Я в твиттере - SyntoneNIK