Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Как реагировать на конфликтогены


Добрый вечер!

Не все из нас получили классическое воспитание, но даже если мы ведем себя образцово, общаться нам приходится с людьми нормальными, обычными. А обычные люди, даже когда не ведут себя конфликтно, хотя бы в общении нередко допускают конфликтогены. Грубость, колкие замечания, обидное невнимание, фразы с позицией превосходства - все это неприятно и пропускать не хочется. И как же на это реагировать?

Понятно, что главное - реагировать внутренне спокойно, тогда будет легче подобрать адекватную внешнюю форму реакции. Внешне реагировать можно сильно по-разному: никак, намек, обратить внимание, просьба... См.

Но сегодня мы хотим поговорить в большей степени о наших детях-подростках. Подростки нередко ссорятся из-за вроде бы ерунды: "А что она мне так сказала! А что он меня толкнул!", но для них эти мелочи действительно бывают важны, а грамотно на конфликтогены они реагировать еще не умеют. Осмысленные родители вполне могут (и с большой пользой для общего личностного развития) научить своих детей-подростков реагировать друг на друга более воспитанным образом - так, как это делают взрослые и уважающие друг друга люди.

Конечно, начать нужно с того, чтобы жить так самим, чтобы ваша жизнь была для детей образцом. Второе - вы должны иметь для детей авторитет, ваши дети в принципе должны вас слушать и слушаться. Если они вас в грош не ставят и живут отдельной от вас жизнью - как вы будете учить их хоть чему-то? Третье - подростковый возраст не простой, и если ваши дети в трудном подростковом кризисе, вам нужно не совершенствовать их культуру, а помочь им справиться с навалившимися на них проблемами. Однако семьи бывают не только проблемными, но и качественными, и эта статья - именно для них.

Итак, осмысленные родители в качественной семье учат своих детей-подростков следующим вещам для общения друг с другом:

  • На мелочи не реагируем, на грубость грубостью не отвечаем.
Если тебя толкнули, тебе что-то обидное сказали, так или иначе тебя задели, в ответ нельзя - кричать, обвинять, пихать и так далее в ответ. Разрешили произойти тому, что произошло, живы остались, ну и не дуйся и ссору не раздувай, лучше извинись сам (сама) - скорее всего, поводы были и с твоей стороны. Учись мелочи пропускать, на мелочи - не реагируем! Другое дело, если в твой адрес звучит явная грубость, или мы всерьез учимся культуре общения, как общаются воспитанные люди. Тогда тут же -
  • Обрати на себя внимание.
Обрати на себя внимание,чтобы твои слова услышали. Если на тебя смотрят и дожидаются ответа - выразительно сделай паузу. Если толкнув, уже прошли мимо тебя, то окликни: "Эй!". Вообще-то это не очень вежливо, но вежливое "Можно тебя на одну минуту?" для подростков часто совсем не характерно и не привычно.
  • Дай другому зеркало.
В спокойной и доброжелательной форме обрати внимание на то, что тебе сделал другой. "Так получилось, что ты меня толкнул локтем. Мне это было неприятно" или "Куда я дела твои наушники?.. Это упрек? Это обвинение?". Большая вероятность, что он просто это не видел, не заметил. Он делал свое, а на тебя элементарно не обратил внимание. Если на это извинился сразу - хорошо, и вопрос закрываем. Если нет -
  • Обратись с просьбой на будущее.
Важно - свою просьбу сделай выполнимой: понятной, конкретной, и чтобы ее было несложно сделать. "У меня просьба - все вопросы выяснять без упреков и обвинений, спокойным образом. Нормально?". "Если тебе нужно пройти, а я стою на дороге и тебе пройти совсем неудобно, ты мне просто скажи, я естественно отойду или еще лучше - тебе помогу. Хорошо?".
  • Грамотно заверши.
Если просьба принята нормально, вырули на доброжелательное продолжение. Если начинаются возражения - начинай переговоры и договорись, когда и где вы это обговорите.

Если возникает сбой - зови родителей, они разберутся.

Как учить?

Учить - как правило, только постепенно и методично. Лучше - все это разбить на части и требовать не сразу все, а по пунктам или фрагментами, чтобы дело оказалось посильным и чтобы получалось.

Например, вначале затвердить первый пункт: "На мелочи не реагируем, на грубость грубостью не отвечаем". Объяснить, повторить, повесить объявление-напоминалку. Если нужно - использовать правило "Стоп". Когда это усвоено - полезно отработать просьбы, "Обратись с просьбой на будущее". Показать, пусть повторят, показать в других ситуациях, пусть повторят еще раз - постепенно поймут и примут. Пункты "Обрати на себя внимание", "Дай другому зеркало" и "Грамотно заверши" можно мягко подсказывать в последнюю очередь, когда суть уже понятна и усвоена.

Понятно, все это касается в первую очередь общения внутри семьи. Распространять эти требования на общение в школе кажется малореалистичным, там нормы общения задают не родители, а школа. То есть - в первую очередь сами дети. А внутри семьи - мы можем многое. Подсказываем, поддерживаем, хвалим наших любимых и талантливых - но как стена стоим в том, что это уже обязательно, по-другому уже нельзя. Рано или поздно взрослеть пора, пора приучать себя к культуре, и сейчас - как раз самое время!

Рекомендую

В Психологосе, в статье "Как реагировать на конфликтогены" много очень полезных дополнительных ссылок, которые для многих окажутся откровениями. "Как приучать_детей и взрослых", "Как родители формируют свой авторитет", "Правило "Стоп!" для детей", "Приучайте ребенка вас слушать и слушаться", "Разумное поведение в конфликте" - посмотреть полезно. Там же - запись моего разговора с дочерью подростком, которой я показал эту статью и попросил ее откомментировать. Она высказалась от души, мне понравилось.

Набор в Университет практической психологии

Продолжается набор на учебный 2011-12 год в Университете практической психологии. Специализации: "Психологическое консультирование" и "Ведущий психологических тренингов". Государственный диплом. До 10 сентября вы можете подать заявление на поступление в Университет и пройти конкурсный отбор. Всю информацию о поступлении вы можете найти на странице «Условия обучения» http://www.univerpp.ru/Условия_обучения. Наша задача - создать лучший в России Университет, готовящий практических психологов. До встречи в Университете!

Обратная связь

Если захотите эту статью процитировать, ссылка

Если вам нужна психологическая консультация - пишите, но если хотите, чтобы вам ответили, прочитайте пожалуйста статью "Если вы решили обратиться к психологу" http://www.psychologos.ru/Если_вы_решили_обратиться_к_психологу. Для не москвичей могу рекомендовать коллег-психологов, которые консультируют он-лайн, по скайпу. Я и моя жена, Марина Смирнова - мы консультируем только лично. По скайпу (nikozlov) я обсуждаю только профессиональные вопросы.

Буду благодарен, если порекомендуете нашу рассылку кому-то из ваших друзей, знакомых или коллег. До встречи!


Профессор Н.И. Козлов


В избранное