Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии На вас обиделись: как реагировать?


Добрый день!

Письмо

На прошлой неделе ко мне пришло такое письмо от Андрея:

Николай Иванович, запутался, выручайте как быть с обидами моей девушки.

Регулярно около 1-2 раз в неделю она обижается, что забирает время и кучу энергии.

«Я бы хотела что бы ты был более инициативным .. уделял больше внимания мне .. больше мною интересовался .. у тебя взгляд не тот, что прежде ...»

Я предполагаю, что ей нужны другие проявления любви, чем мне, однако разговор о том, чтобы договориться о них, объяснение что это по сути ничего не меняет, отсекаются еще издалека. Думаю она слишком романтична, она .. девушка. О том, что над любовью нужно работать, ставить реальные цели, подсчитывать результат - воспринимает как варварство над святыней. Согласен, что это более мужской подход, однако другого пока не знаю..

Прочитав очередной раз «Как относится к себе и людям», «Гимн женщине», стало понятно, девушку которая склонна молчать, обижаться и не умеет обсуждать спорные ситуации лучше не подпускать к серьезным отношениям.

Однако просмотрев видео с вашего сайта "Опоздал не свидание - решение", я зашел в тупик. Как то там все очень мягко и не логично. Он по сути потакал ее капризам.

Какой рецепт того, чтобы девушка не дулась так часто, не принимала все настолько против себя и близко к сердцу. Любовь терпения или категорический разговор на эту тему. Все же игнорировать обиды, заниматься делами или успокаивать, подыгрывать?

Ответ

На подобные письма отвечать очень сложно. Если на консультацию придут они вдвоем, и Андрей и его девушка, вопрос вполне решаемый, но говорить что-то заочно, не видя никого - не профессионально. Однако благодарю Андрею я взялся за тему "На вас обиделись: как реагировать?" http://www.psychologos.ru/На_вас_обиделись:_как_реагировать%3F, и несколько выпусков рассылки посвящу этим вопросам. Ваши письма и соображения - приветствуются.

Итак,

Обижаться - довольно глупо, но многие даже приличные люди это нередко делают. Если на вас обиделись, ваша реакция может быть очень разнообразной. Многое зависит от обоснованности обиды в вашу сторону, личности того кто обижается и истории ваших отношений.

Во-первых, постарайтесь разобраться, что собственно происходит. Может быть, это просто недоразумение? Может быть, в этом возможно убедить партнера?

Если обида как-то обоснована, с вас немедленные извинения: внятные и развернутые.

Если оснований для обиды, на ваш взгляд, нет, и обида эта - скорее, случайна и для человека нехарактерна, то спокойно извиниться стоит все равно. Простит, не простит - уже не ваше дело, вы свою часть выполнили.

Исключения могут быть: когда человек обижается только для того, чтобы сделать вас виноватым и уйти от своей ответственности. Нет, с больной головы на здоровую ответственность перекладывать не стоит, тут извиняться не обязательно.

Что далее?

Человек не близкий, общение не обязательно

Если человек для вас неясный, то от обижающихся и обидчивых в принципе стоит держаться подальше.

Извинились (да?) - и вышли из общения и взаимодействия, более ни в чем не разбираясь и по возможности ни на какие обвинения не отвечая, в разборки не вступая.

Если человек хороший и обида скорее от плохого настроения, то можно пойти навстречу и человека чем-то порадовать.

Опасность - если человек при этом без головы и плохое настроение у него бывает часто, то это вскоре может превратиться в игру, когда он все время обиженный, а вы должны его все время развлекать.

Человек близкий, общение неизбежно

Это ваши дети, ваши родственники, близкие друзья или любимый человек - как бы они ни когда-то ни обижались, вы, скорее всего, общаться с ними будете все равно. Здесь главный вопрос - насколько они могут меняться? Насколько вы в ближайшее время их можете изменить? Это зависит и от вашего таланта воспитателя, и от их личностных особенностей.

Тещу и свекровь, скорее всего, менять уже не стоит. На то, что вас сразу поймут маленькие дети, тоже обычно расчитывать не приходится.

В этих, назовем их трудных случаях, оптимально просто эмоциональное переключение: на когда-то возникающие обиды непосредственным образом вы реагируете нейтрально, никак, как на то или иное погодное явление, даете человеку возможность свои эмоции отреагировать и, когда это оказывается возможным, переключаете на что-то более позитивное.

Детей отвлекаете на другие развлечения, взрослым детям предлагаете уместные дела или включаете в свое позитивное общение.

Итого, три пункта: нуль реакция на обиду, возможность эмоционального отреагирования, вовлечение в позитив.

Если вы педагогический монстр, у вас серьезные рычаги влияния и человек рядом с вами достаточно вменяемый, вы можете заняться его воспитанием. Или перевоспитанием. Здесь у вас так же три пункта, три возможности: задать формат, обсудить происходящее, приучать к разумному общению.

Но об этом - уже в следующей рассылке. Если вам интересна эта тема, почитайте все на сайте в оригинале http://www.psychologos.ru/На_вас_обиделись:_как_реагировать%3F и пройдите по всем ссылкам (это стрелки → и ↑), посмотрите видео по теме - и напишите, что вы думаете. Связь со мной через ссылку "Письмо автору".

Набор в Университет практической психологии

Продолжается набор на учебный 2011-12 год в Университете практической психологии. Специализации: "Психологическое консультирование" и "Ведущий психологических тренингов". Государственный диплом. До 10 сентября вы можете подать заявление на поступление в Университет и пройти конкурсный отбор. Всю информацию о поступлении вы можете найти на странице «Условия обучения» http://www.univerpp.ru/Условия_обучения. Наша задача - создать лучший в России Университет, готовящий практических психологов. До встречи в Университете!


Профессор Н.И. Козлов


В избранное