Психологос: энциклопедия практической психологии Развитие личности: граница понятия
Исследовательская мастерская
Встреча Мастерской состоится 4 апреля (пятница) в
19:00. Тема мастерской – «Как происходит развитие личности и что на это
влияет».
Среди затрагиваемых тем:
Что такое собственно
развитие и близкие понятия.
Формирование ценностей.
На неделе до 4 апреля мы в несколько этапов разошлем материалы для
ознакомления. Ближайшая рассылка посвящена границам понятия «Развитие
личности».
Развитие личности
Развитие
личности -
процесс качественных изменения, происходящих в глубине человека, становящихся
его новой сутью, - а также результат этих изменений.
Близкие понятия
Общее развитие. Если учитель добавляет мне новые
знания, это автоматически не делает меня другим человеком, не меняет мою
личность, мою глубинную суть. Это только внешние, количественные изменения, Это
общее развитие,
а не развитие личности. Подробнее смотри Инструментальные тренинги
и Тренинги развития личности
Личностный рост. Личностный рост происходит сам
по себе, преимущественно изнутри, естественно, развитие личности производится
кем-то - самим человеком, его близкими или обществом. (смотри Социализация).
Учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием. Учился я, но
сделал меня любящим учиться - учитель.
Развивающаяся личность. Человек, для которого привычно
и естественно развивать себя - и в общем развитии, и в развитии личности.
Развитие и деградация личности
Личность может как расти,
строиться, развиваться, так и разваливаться, деградировать. Как правило,
личность у человека развивается, пока ему ее развивают (семья, школа, университет,
работа), и начинает разваливаться, когда за его личностью ухаживать он сам или
окружающие перестают. Где-то лет с 30 у большой части населения развитие и рост
личности прекращается, лет через 10 - начинаются моменты деградации.
Признаки развивающейся личности
Большое
количество желаний, интерес ко многим вещам
Видение
реалистичных перспектив, интерес к своему будущему, желание сделать его
ярким и красивым.
Критерии развития Личности
К разным людям здесь ожидания
разные на разных этапах развития. От ребенка, как от личности, мы ожидаем
немногого, от взрослого - существенно больше. На разных возрастных этапах и в
разных ситуациях у нас разные мерки, чтобы отвечать на вопрос, кто и в какой
степени проявил себя как личность и состоялся как личность. Ребенок, когда сильно настаивает
на своих потребностях – он уже проявляет себя как личность.
Варианты этапов развития
личности:
Самоощущение,
самосознание, понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков,
самостоятельная оценка своих действий: плохо – хорошо.
Своеобычность,
наличие собственного взгляда и своего стиля.
Самостоятельность
в решениях, умение справляться с препятствиями и добиваться своего.
Умение
отстаивать свое мнение, свои права, свое достоинство.
Знание
своих целей, ответственный выбор своего жизненного пути.
Способность
непрерывно развиваться, опережая в своем развитии окружающих.
Взрослый,
который оставил след своей жизни в памяти многих - большая личность.
В следующей рассылке мы пришлем
определение ценностей, убеждений, верований и других факторов, которые влияют
на развитие личности и определяют направление развития.