Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Отношения с судьбой

  Все выпуски  

Сегодня речь пойдет об авторском способе толкования (интерпретации) знаков,


(========================================================================)
Двадцать первый выпуск рассылки "Отношения с судьбой".
Здравствуйте, уважаемые читатели!
(========================================================================)
Архив рассылки находится на www.subscribe.ru/archive/psychology.psycholife
(========================================================================)

Для начала приведу фрагмент переписки с Mily. Она реализовала не-
которые из своих целей свободного творческого поиска (речь о нем шла в
предыдущих выпусках) и дала мне обратную связь.

Mily: Привет, Дим! Как и обещала, рассказываю о реализованных СТП-целях и
изменениях в жизни: итак, из 13 первоначально обозначенных целей за
3 недели мне удалось реализовать 8, потом тема как-то потерялась из
виду, появились другие интересы... Что характерно: настолько здоро-
вой, бодрой и радостной я себя, кажется, в последний раз чувствовала
лет 9 назад (когда ждала ребёнка)...
Вроде бы, ничего существенно в жизни к моменту "торжества" бодрости
не переменилось... Это состояние просто пришло и осталось со мной.
Затем начались интересные совпадения... из разряда: появляется
какая-то мысль/идея/воспоминание через несколько часов (в течение
суток) возникает человек или другой носитель информации ровно на ту
же тему (попадание 80-100%), далее как бы сама собой складывается
ситуация реализации этой мысли или идеи...
И всё это в течение 1-2 дней... в разных сферах жизни...
Конкретику хочешь?

ased: Давай конкретику.

Mily: Сегодняшний пример: вспомнила, что сыну нужно сделать энцефалограм-
му (это нужно либо за месяц записываться либо платить за приём), тут
мне позвонила подруга, сказала, что ей нужно ехать как раз в то зда-
ние, где находится мед. центр, позвала с собой. Я предварительно
позвонила туда, мне сообщили, что сегодня можно без записи и бесп-
латно сделать анализ... От возникновения мысли до реализации - 2 ча-
са (раньше бы месяц ушёл).

ased: А как бы ты охарактеризовала свои стп-цели?

Mily: У меня цели были направлены на "улучшение" себя и понимание ребёнка.
А получилось вот что: я встретила мужчину своей мечты и у моего сына
"прошёл" врождённый порок сердца - полгода назад ещё был :)
(------------------------------------------------------------------------)
Ну вот, все получилось, как и обещали большевики в моем лице. То
есть, Mily подвердила ожидаемый результат достижения стп-целей. Есть,
правда один важный момент: в то, что у ее сына прошел врожденный порок
сердца, потому что она реализовывала стп-цели, я не верю. И поверить не
могу. А все остальное очень похоже на правду. Примерно так результаты и
должны выглядеть.

Сегодня же, мы с вами поговорим о толковании знаков. Вообще-то,
мне больше нравится слово "интерпретация", дальше я буду пользоваться им.

Определение: Знак - относительно кратковременное событие, происхо-
дящее в поле внимания наблюдателя, из которого наблюдатель может полу-
чить определенные сведения относительно личного прошлого или будущего.

Идея первая: берем чистый белый лист бумаги, проводим ручкой посе-
редине листа черту, сгибаем лист по линии, так, чтобы угол между половин-
ками составлял 90 градусов. Очевидно, относительно наблюдателя лист можно
расположить 3 способами: так, чтобы была видна только одна из половинок,
так, чтобы были видны они обе. Линия сгиба - это граница между половинка-
ми, из геометрии известно, что она одновременно принадлежит обеим половин-
кам (полуплоскостям). Обе полуплоскости - части одной единой системы, ча-
сти одного и того же листа. Это очень просто. Совершенно ничего оригиналь-
ного.
Идея вторая: то, что мы видим, глядя на днище автомобиля, стоящего
на экстакаде, несколько отличается от того, что мы видим, глядя на автомо-
биль под привычным углом. Это тоже просто и понятно. То есть, части единой
системы могут очень сильно отличаться друг от друга.
Идея третья (я о ней уже говорил в предыдущих выпусках): то, что
мы называем "Я" -это граница между тем, что мы называем реальностью и тем,
что находится внутри нас. Информационная граница. Граница в пространстве
содержаний и форм. И она в этом пространстве принадлежит не только нам, но
и окружающему нас миру. Информация внутри нас и информация в окружающем
мире едины, образуют систему и, вследствии этого, влияют друг на друга.
Если рассматривать эту идею в определенном разрезе, мы получим метафору
"ключ-замок", где замок - наш вопрос, на который мы не знаем ответа, а
ключ - комбинация сенсорно доступных нам форм в "реальности". Я беру слово
"реальность" в кавычки потому, что, в любом случае реальны только ощущения
наблюдателя. Если мы видим ночной кошмар, мы знаем что это <не на самом
деле>, но страх, который мы испытываем, является вполне реальным. Кто хоть
раз просыпался в холодном поту, думаю, не станет оспаривать это утвержде-
ние.
Как ходовая часть автомобиля отличается от кузова, так и ответ ок-
ружающего мира и наш вопрос выглядят различным образом, но представляют
собой единую информационную систему. Все, в чем мы нуждаемся для понимания
смысла знака - это навык интерпретации, по своему содержанию совершенно
отличный от имеющихся у нас навыков.
Из вышесказанного, кстати, вытекает то, что способы интерпретации
знаков и сновидений ничем не отличаются, ведь, в принципе, безразлично, в
какой "реальности" мы действуем. Вероятно, во сне смещается точка зрения
относительно имеющихся у нас сведений и становится доступной их другая
сторона или несколько сторон одновременно, подобно тому, как мы можем из-
менить положение сложенного листа бумаги относительно глаз. Граница - это
то, что называется ассоциативным переходом. Общая информация двух различ-
ных объектов. Сумма опыта человека может быть визуально представлена как
сложная система пересекающих плосткостей, части которых - информационные
компоненты, а линии пересечения - общие свойства этих компонент.


Идея четвертая: процесс понимания знака можно представить формально
состоящим из следующих этапов:

1. Формирование осознанного или неосознанного вопроса относительно
личного прошлого или будущего наблюдателя. Сформированный вопрос может быть
высказан или не высказан.

2. Вычленение наблюдателем сенсорного образа (формы) из системы
сенсорно доступных форм. Критерием для выделения знака обычно является ред-
кость проявления формы или яркость проявления.
Я также предполагаю, что знак реализуется в тех субмодальностях,
которыми мы кодируем ответ на свой вопрос. То есть, c учетом предваритель-
ной калибровки линии времени и других аспектов способа структурирования ин-
формации (например, категории важно-не важно) можно понять, насколько отне-
сено от настоящего во времени событие, сведения о котором содержит знак,
важность этого события и другие его характеристики. Такой вот элемент
нлперского подхода.

3. Интерпретация содержания знака. Поскольку знак всегда является
определенной формой, задачей интерпретации является определение содержания
этой формы. При определении содержания можно действовать различным образом.
Во-первых, пользоваться определенной системой координат, жестко за-
давшись заранее связями между формой знака и ее значением, то есть утверж-
дая, что форма знака <символизирует> нечто определенное. Тогда, естествен-
но, легко, определить содержание знака по заранее данному "справочнику".
Очевидным недостатком метода является сомнение в <правильности> "справочни-
ка", то есть эквивалентность символ-значение остается под вопросом. Другим,
и на мой взгляд, более серьезным недостатком является общая <неполнота>
справочников. Что касается меня, то мне этот подход видится негибким и
сомнительным, хотя и имеющим право на существование в контексте психотера-
певтической практики, где "справочники" объемные и довольно "вариабельные".
Банальные сонники же, естественно, - бред, причем бред, являющийся донельзя
выхолощенной версией описанного выше метода интерпретации.
Очевидно, еще одной версией приведенного подхода является, напри-
мер, гадание на картах. Здесь "справочником" является договоренность о зна-
чениях карт и относительной последовательности их извлечения из колоды.
Адекватность же гадания в общем остается под большим вопросом :).
Другой способ, который я хочу предложить, основывается на идее о
том, что любое описание ситуации в структуре языка обычно разворачивается
от прошлого к будущему и от причины к следствию (например: "птица летит по
кругу и садится на провод"). Даже если это правило формально не соблюдается
("перед тем, как сесть на провод, птица летела по кругу"), мы в своем пред-
ставлении все равно выстраиваем образы так, чтобы получилась последователь-
ность прошлое-будущее, причина-следствие. Я не исключаю того, что кто-то
кодирует последовательность событий иначе, но абсолютное большинство из нас
мыслит именно таким образом.
Ловушка, в которую попадает сознание, и состоит в том, чтобы пы-
таться для каждой причины отыскать следствие, а для кадого следствия - при-
чину. Сама структура языка подталкивает сознание к этому. Однако существую-
щие трансцендентные явления заставляют усомниться в наличии причинности в
абсолютно всех ситуациях. В качестве классических примеров здесь обычно
приводят синхронистичности Юнга и парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена из
физики. Если мы говорим о том, что некоторые знаки могут нести сведения из
будущего, нам придется отказаться от идеи причинности, по крайней мере, при
интерпретации этих знаков и выбраться из причинно-следственной ловушки,
задаваемой структурой языка.
Вторая идея, на которой основывается метод, состоит в том, что меж-
ду формами предметов, доступных нам сенсорно в том, что обычно называется
"реальностью", и формами предметов в нашем представлении никакой разницы
нет. Например птица, которую мы видим на улице, в этом смысле ничем не от-
личается от птицы, которую мы представляем на улице. Выше я говорил: внутр-
еннее по отношению к "Я" как к границе личности на определенном "уровне" не
отличается от внешнего и связано с ним. Поскольку для интерпретации знака
нужно знать контекст вопроса, у нас всегда достаточно сведений для интер-
претации. По жизни это выглядит как "вопрос содержит в себе половину отве-
та".
Третья идея предполагает, во-первых, то, что вербальное описание
можно разбить на отдельные компоненты-слова, каждое из которых одновременно
находится в "пространствах" обобщений (то есть является одним из уровней
обобщения определенного понятия) и синонимов (то есть может иметь или не
иметь синонимов), а во-вторых то, что между компонентами вопроса и знака
в этих пространствах можно найти пересечения. Фактически речь идет об авто-
ассоциативном принципе работы мозга (например, вспоминая элемент, вспоми-
наешь целое), только здесь я малость сузил описание.

Общий смысл метода состоит в поиске верного соотношения между сим-
волами при отказе от описания причинно-следственных связей.

4. Подбор для определенного на предыдущем этапе содержания новой
формы, такой, чтобы она соответствовала контексту, в котором сформирован
вопрос.
Фактически, понимание знака состоит в переходе от контекста прояв-
ления знака к контексту вопроса и совмещения описания знака и описания воп-
роса таким образом, чтобы получился понятный ответ на вопрос.


Попробую показать, как это работает.

1. Формирование вопроса.
Я стою у метро и прикидываю, как мне будет удобней доехать до Та-
ганки - по радиальной с пересадкой или по кольцу. Хотелось бы сидя ехать.

2. Вычленение наблюдателем сенсорного образа.
Неожиданно рядом со мной с земли взлетает птица, делает четкий круг
на высоте метра и садится на провод. Я обращаю внимание на это, потому что,
наверное, никогда не видел, чтобы птица летала по такому четкому кругу. Ра-
диус круга где-то метр.

3. Интерпретация содержания знака.
3.1. Избавляюсь от причинности в описании. Причинность задается
предлогами, временами глаголов и т.д. Получается описание: птица, лететь,
круг, сесть.
3.2. Определяю положение компонент знака в "пространствах" обоб-
щений и синонимов:

Обобщения
|
|
|
| перемещаться геометрическая завершить
| | фигура перемещение
| | | |
------------------------------------------------------
птица лететь круг сесть
------------------------------------------------------
| |
| окружность
| |
| кольцо
|
|
Синонимы

Обратите внимание на следующий момент:
Я знаю, что круг, окружность и кольцо - это разные понятия, но
здесь можно говорить о птице, используя слова "кольцо", "круг", "окруж-
ность", потому что это не изменит смысла знака. Условно считаю их синонима-
ми.

3.3. Для самого вопроса можно избавляться или не избавляться от
причинности в описании. Здесь смысл знака уже ясен, но я избавлюсь от при-
чинности, чтобы проиллюстрировать метод. Вопрос "ехать так, чтобы сесть,
нужно по кольцевой или по радиальной?" превращается в "ехать, сесть, коль-
цевая, радиальная". Обратите внимание - порядок слов теперь не имеет значе-
ния, я разорвал связи меду ними.

3.4. Аналогично 3.2., только для вопроса.

Обобщения
|
|
| здесь
| перемещаться геометрическая завершить не суть
| | фигура перемещение важно=)
| | | | |
-------------------------------------------------------------------
(Мне) ехать кольцо(евая) сесть радиус
-------------------------------------------------------------------
| |
| окружность
| |
| круг
|
|
Синонимы

3.5. Ищем пересечения между компонентами вопроса и знака в "прост-
ранствах" обобщения и синонимов - это и будет предварительным вариантом от-
вета. Слова-компоненты берем знаковые, в конце-концов знак - это ответ на
вопрос. Видно, что получается: "перемещаться, кольцо, сесть". Теперь связы-
ваем их, получается нормальный внятный ответ "если перемещаться по кольцу,
то можно сесть". Обратите внимание на то, что после поиска пересечения при
"сборке" внятного ответа не стоит для связки использовать "нет", "не",
"нельзя" и все им подобное. Это будет ошибкой. Помните про кошку, которая
не гонится за собакой? =)

4. Проверка соответствия контекстов вопроса и ответа.
На самом деле, ее следовало сделать во время сборки ответа, но для
удобства описания я скажу два слова о ней здесь. Контекст ответа должен со-
ответствовать контексту вопроса, поэтому мы выбрали именно "кольцо", а не
что-то другое. Кроме того, мы не рассматривали "пространство" омонимов и не
учли еще один смысл слова "сесть", но если бы рассматривали, то в рамках
проверки контекста все равно бы выбрали прямой смысл =).


Обратите внимание: знаки очень умело подстраиваются =) под состав и
структуру языка - синонимы там, омонимы и прочие-прочие части речи.
Иногда знак кажется "неполным", но на самом деле это не так. В этом
случае вербальное описание знака обычно является частью известной нам ус-
тойчивой формы, например, какой-либо идиомы. Иногда вербальное описание
знака - часть популярной песни, пословицы или там поговорки. В этом случае
нет необходимости проводить показанную выше сборку-разборку вербальных опи-
саний вопроса и ответа (знака) (то есть, "вставлять ключ в замок". Ключ уже
вставлен).
Иногда знаки физически порождаем мы сами, что вполне естественно,
ведь в информационном плане мы и окружающий мир - единая система. Выглядеть
это может примерно так: стоишь, куришь, думаешь о предстоящей встрече с оп-
ределенным человеком. Делаешь пальцами неловкое движение - сигарета вдруг
обламывается. Ну, в принципе, понятно, к чему это =).

Вот так это все и работает. Кому интересно - попробуйте. Если все
правильно сделать, многое проясняется. Если кто-нибудь из вас найдет время
прислать мне описание знака, который вы наблюдали, выполненную интерпрета-
цию и описание того события, о котором был знак, - опубликую.
Прямым следствием предложенного метода является "терапевтический"
вариант. Проиллюстрировать его проще всего на проблеме лишнего веса или на
проблеме веса недостаточного. Смотрите: вес-важить (это я в Даля заглянул).
Важить по-нынешнему - это взвешивать. Ничего общего не находите со словом
"уважение"? Я вот нахожу...

А вот, кстати, в тему фрагмент из письма одного читателя рассылки:
"...Если же не использовать высоких понятий типа Творца, "кармы" и "реинка-
рнаций", а вести речь о подсознании, то тогда так - Вы (и не только Вы)
призываете к тому, чтобы научиться таки дешифровать язык подсознания и жиз-
ненных ситуаций и изменяться в соответствии с теми, условно говоря, принци-
пами и советами, которые станут ясны из этих расшифровок. А нельзя ли нао-
борот, все эти принципы пропустить, как говориться, "мимо ушей", а взять,
изловчиться и "обмануть" (или "нагнуть") подсознание, понудив его хитрос-
тью или силой (второе тяжелее, а значит и менее вероятно) выполнить те же-
лания, которые имеют место быть в понятной и ясной, скажем так, мирской об-
щебытовой системе ценностей? То есть установить контакт с этой самой "Си-
лой", но использовать его не для дурацкой учебы, а для достижения неких по-
нятных (и приятных) здесь и сейчас результатов. После чего суметь их закре-
пить до момента своей физической смерти - а там будь что будет!"
(------------------------------<конец фрагмента>--------------------------)
Отвечу таким образом:
1. Я ни к чему не призываю. Я предлагаю...только предлагаю. И ниче-
го больше. Свияш&Co <призывают> следовать. Не я.
2. Меня удивляет...Нужно ли объяснять читателю, являющемуся "прод-
винутым дайвером", то, как <нелегко> "обмануть" или "нагнуть" море? По мое-
му скромному мнению, чем париться над этой задачей, проще строить корабли и
хоть как-то по морю (и внутри моря - подводные лодки) перемещаться.
3. А это я вообще люблю...гыгыгы. Установить контакт с любой силой,
вероятно, можно. Просто не надо забывать о том, что если долго вглядываться
в безду, бездна начинает вглядываться в вас. Ну устанОвите контакт... и,
собственно, что? Смотрите: ездили на "Запорожце", хотелось ездить быстрее,
кто-то вас пересадил в кабину стратосферного перехватчика. Скорости много,
лошадиных сил до дури, а откуда вы навык управления возьмете? Спорим, вам
придется в бурьяне гореть у края ВПП, еще не взлетев...?
4. А правильным ответом на вопрос на самом деле будут только три
слова: "я не знаю". С моей колокольни видно многое... но не все. Совсем не
все.

Всем всего светлого, жду ваших замечаний, уважаемые читатели.
(========================================================================)
Пишите ведущему рассылки Дмитрию Галкину на asedvic@rambler.ru. Помните,
что любая часть Вашего письма (в том числе и адрес электронной почты) мо-
жет быть опубликована, если не оговорено обратное.
Также вы можете связаться с ведущим по ICQ 312341190.
(========================================================================)

В избранное