Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Популярно о психологии

  Все выпуски  

Популярно о психоанализе


ПОПУЛЯРНО О ПСИХОАНАЛИЗЕ. Выпуск №2.
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:
  • Информация для подписчиков
  • Интерпретация сновидений
  • Пример толкования одного сновидения
  • Анонс следующего выпуска

  • Информация для подписчиков

    Уважаемые подписчики! Данная рассылка была создана с целью популяризации психоанализа. Будучи популярным еще в дореволюционной России и в первые годы советской власти, психоанализ сегодня переживает свое второе рождение после длительного периода его неприятия и запрета. Мы будем не только освещать различные проблемы психоанализа, но и отвечать на ваши вопросы и, по возможности, интерпретировать ваши сновидения. В выпусках рассылки также будет приводиться множество ссылок на психоаналитические ресурсы, работы классиков психоанализа и современных психоаналитиков. Вопросы и описания своих сновидений можно присылать автору рассылки, Анастасии Гареевой, на адрес gareeva@sibmail.ru

    Интерпретация сновидений

    Анализ сновидений занимает в психоанализе центральное место. Исследование скрытого смысла сновидений позволяет понять некоторые содержания бессознательного, что может быть затруднено или невозможно при анализе пациентов, находящихся в бодрствующем состоянии. Известно выражение Freud'a (1900) о том, что "интерпретация сновидений является королевской дорогой к познанию бессознательных активностей психики". Freud считал, что в содержании сновидений содержится исполнение желания в замаскированной форме. Этим объясняется факт наиболее легкой интерпретации сновидений детского периода жизни, поскольку у детей еще не развита защитная символика, и все психические процессы и состояния характеризуются непосредственным проявлением. Например, ребенку, отдыхающему с родителями на берегу реки, не разрешили поплавать на лодке, к чему он очень стремился. На следующую ночь он видит сон, отражающий реализацию своего желания: он многократно переплывает реку на лодке. Сны, содержащие в себе прямое исполнение желаний, возникают у взрослых в ситуациях голода, жажды, перегревания, охлаждения и др. В подобных случаях имеет место сравнительно беспрепятственная взаимосвязь между возникшим в сознании желанием и его трансформацией в галлюцинаторное удовлетворение потребности во время сновидения. На основании анализа сновидений с тематикой исполнения желаний Freud пришел к заключению, что сновидения выполняют функцию сохранения сна, обеспечивая галлюцинаторное удовлетворение желаний. Если желания ассоциируются с эмоциональным конфликтом, противоречат социальным ограничениям, культурально принятым нормам или нарушают требования реальности, то прямое исполнение желаний даже в галлюцинаторной форме сновидения оказывается невозможным и поэтому оно вынуждено принимать замаскированный характер. Сновидение становится зашифрованным, и для того, чтобы раскрыть его настоящий смысл, необходимо не просто знать основное, например общее содержание символов женской и мужской сексуальности (символику различных предметов и активностей), но, прежде всего, индивидуальную систему сформированных жизнью ценностей, конфликты и травмы детского периода, а также события, предшествующие сновидению. В связи с этим следует иметь в виду, что универсального значения символов сновидений не существует. Положение Freud'a о том, что сновидения представляют собой замаскированное исполнение репрессированных желаний, может быть продемонстрировано на многих примерах из жизни любого человека. Тем не менее, содержание сновидений этим не исчерпывается, поскольку в их структуре сочетаются различные психические феномены, например, такие, как творческие идеи, страхи, картины природы, ландшафты, приятные и неприятные воспоминания. Более полно смысл сновидений раскрывает Mollon (2002): "сновидения пытаются иметь дело со сферами эмоциональной жизни, которые беспокоят и включают конфликт, и которые частично бессознательны в часы нашего бодрствования". Сны "показывают" и "говорят" языком бессознательного, который отличается от языка сознательной психики. Язык сознания является средством коммуникации, понятным для других людей, говорящих на том языке. Используемый в сновидениях язык бессознательного оперирует, главным образом, зрительными образами, причем в последних в причудливых комбинациях одновременно существуют множественные значения. Способность комбинировать в одном образе различные элементы значений Freud называл конденсацией. Конденсация была описана им как один из фундаментальных механизмов, посредством которых осуществляется "работа сна". Различные элементы сновидения могут комбинироваться, образуя разнообразные формы. Один элемент как производное конденсации (какой-то человек, образ, предмет) может возникать неоднократно в различных "сно-мыслях". Сама конденсация является средством избежать цензуры. Достаточно демонстративной формой проявления конденсации является, например, образ человека в сновидении, который состоит из черт различных знакомых людей. Этот образ может напоминать кого-то одного, быть одетым как кто-то другой, делать что-то, свойственное кому-то третьему, и, в то же время, спящий знает, что образ в целом представляет собой кого-то четвертого. Бессознательное функционирование, наряду с конденсацией, включает использование механизма смещения. Смещение заключается в том, что интерес, вовлеченность, интенсивность переживаний к какому-то человеку, объекту, событию или идее отделяется от них и по ассоциативной цепочке перемещается к чему-то другому, что ранее не вызывало большой интенсивности вовлечения. Lacan при описании процесса смещения использовал термин "соскальзывание символов", означающий, что слово, имеющее сравнительно точное знаковое значение в сознательном мышлении, в бессознательном легко соскальзывает от одного символа к другому.

    Пример толкования одного сновидения

    Анализ различных механизмов функционирования бессознательного во время сновидений приводит Jung (1974) на примере сна одного из пациентов: "Я оказался в небольшой комнате, сидящим за столом рядом с Папой Пием X, внешний вид которого был значительно более приятным, чем в действительности, что меня удивило. Я увидел большой апартамент с роскошно накрытым столом и толпу женщин в вечерних платьях. Внезапно я захотел помочиться и вышел. Когда я возвратился, желание возобновилось, я снова вышел и так несколько раз. В конце концов, я проснулся с желанием помочиться". Пациент рассказал об этом сновидении, фиксируя внимание на его непосредственной связи с необходимостью удовлетворения физиологической потребности, что отразилось на содержании сновидения. Тем не менее, исследование ассоциаций, связанных с каждым элементом этого сна, позволило выяснить ряд более глубоких особенностей. Jung выделяет эти элементы и описывает ассоциации пациента: (1) Сновидение рядом с Папой: "Точно также я в действительности сидел рядом с шейхом мусульманином, гостем которого я был в Аравии. Шейх — это как бы Папа". Jung приходит к заключению, что латентный смысл части сна может быть связан с тем, что папа выполняет требования целибата, а шейх-мусульманин - нет. Пациент не женат, но ему бы хотелось иметь много жен, подобно шейху. (2) Комната и апартамент с накрытым столом: "В доме моей кузины есть апартаменты, где позавчера я присутствовал на большом обеде". (3) Женщины в вечерних платьях: "На этом обеде были дочери моей кузины — девушки брачного возраста". В этом месте рассказа пациент замолчал, проявив сопротивление его продолжению. Jung попросил его рассказать более подробно об этих молодых женщинах. Пациент сказал: "О, ничего особенного: недавно одна из них была в Ф. и гостила у нас некоторое время. Когда она уезжала, я вместе с моей сестрой проводил ее на вокзал". Пациент снова замолчал. Jung спросил, о чем он думает. "О, я как раз подумал о том, что я что-то сказал моей сестре, и при этом мы рассмеялись. Но что это было, я забыл". Затем пациент вспомнил: "На пути к вокзалу мы встретились с мужчиной, который поприветствовал нас и я, кажется, его узнал. Позже я спросил сестру: "Это был тот человек, который проявлял интерес к (дочери кузины)?". Очевидно, пациенту также понравилась эта женщина, но она была обручена с человеком, напоминавшим встретившего их. (4) Черты Папы: "Нос был резко очерченным и слегка заостренным". Jung спросил пациента о том, у кого он мог видеть такой нос. "У молодой женщины, которой я сейчас увлечен" и далее: "Да, его рот напоминает мне рот другой женщины, которая мне также нравится". Фигура "Папы" в анализе Jung'a представляет типичную бессознательную репрезентацию: "Папа" является хорошим примером того, что Фрейд назвал бы конденсацией. Прежде всего, она символизирует спящего (жизнь в целибате), далее она является трансформацией полигамного шейха, затем человеком, сидящим рядом со спящим во время обеда, то есть, фактически, одной или скорее двумя женщинами, которыми увлечен спящий". (5) Необходимость помочиться во время торжественной церемонии: "Это случилось со мной однажды. Было очень неприятно. Когда мне было около 11 лет, я был приглашен на церемонию бракосочетания, В церкви я сидел рядом с девочкой моего возраста. Церемония продолжалась достаточно долго, и мне захотелось помочиться. Я сдерживал себя, пока не стало слишком поздно". Из ассоциаций спящего можно видеть, что во сне присутствуют темы сексуальных желаний пациента, его конфликтов с целибатом, его интереса к двум женщинам, поражения соперником, страхи унижения, постыдной потери контроля и намек на другие значения. Jung обращает внимание на затруднения пациента в изложении содержания сна и возникающих в связи с этим ассоциаций в результате включающейся цензуры.

    Анонс следующего выпуска

    В следующем выпуске мы продолжим тему толкования сновидений, в частности, будет рассмотрена символика сновидений, автор поделится своими впечатлениями от повторного просмотра фильмов «Анализируй это» и «Анализируй то» (в части интерпретации психоаналитиком сна его пациента и своего собственного сна), а также будет предпринята попытка авторской интерпретации сна одного молодого мужчины.

    При составлении данного выпуска были использованы материалы монографии Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. – 667 с.
    Наверх

    В избранное