Уважаемые подписчики! Данная рассылка была создана с целью популяризации психоанализа. Будучи популярным еще в дореволюционной России и в первые годы советской власти, психоанализ сегодня переживает свое второе рождение после длительного периода его неприятия и запрета. Мы будем не только освещать различные проблемы психоанализа, но и отвечать на ваши вопросы и, по возможности, интерпретировать ваши сновидения. В выпусках рассылки также будет приводиться множество ссылок на психоаналитические ресурсы, работы
классиков психоанализа и современных психоаналитиков. Вопросы и описания своих сновидений можно присылать автору рассылки, Анастасии Гареевой, на адрес gareeva@sibmail.ru
Что такое психоанализ?
Психоанализ -- это раздел знаний, развиваемых Фрейдом и его последователями, который направлен на изучение психики человека. Обычно психоанализ принято разделять на три составные части: 1) метод исследования психики; 2) система знаний о поведении человека (психоаналитическая теория); 3) способ лечения заболеваний (психоаналитическая терапия).
Психоанализ как метод исследования включает использование свободных ассоциаций и анализ содержания сновидений, фантазий, представлений и аффективного поведения. Психоаналитическая теория включает фактический клинический материал, полученный путем аналитических наблюдений. В качестве терапевтического метода психоанализ эффективен прежде всего по отношению к пациентам с невротическими нарушениями, хотя в последнее время он находит все большее применение.
Прикладной психоанализ
Прикладной психоанализ -- это использование идей и концепций, вытекающих из клинического психоанализа, для достижения более глубокого понимания различных аспектов человеческой природы, культуры и общества. Наиболее известны исследования в области истории, биографии, литературы, искусства, религии, мифологии и антропологии.
Различие между клиническим и прикладным психоанализом не является абсолютным, поскольку многие ценные клинические выводы были сделаны в работах по прикладным проблемам психоанализа. Подобным примером является известное исследование Фрейдом (1911) паранойи, основанное на автобиографии Даниэля Пауля Шребера. Это исследование, проведенное в рамках прикладного психоанализа, внесло значительный вклад в понимание некоторых клинических феноменов.
Применение психоанализа к биографии и истории привело к появлению терминов "психобиография" и "психоистория".
Детский анализ
Детский анализ основан на тех же понятиях и принципах, что и анализ взрослых пациентов: внимание к внутренней психической жизни, интерпретация сопротивления, защиты и переноса, реконструкция и проработка. Точно так же детский анализ стремится избегать, насколько возможно, поощрения удовлетворения, а также советов, включая вмешательство в окружение пациента.
Техники детского анализа адаптированы к уровню развития ребенка. С вопросом о различии техник детского и взрослого анализа тесно связан вопрос об условиях, в которых осуществляется детский анализ. Ребенок зависит от родителей, принимающих решение относительно проведения анализа. Большинство детских аналитиков находятся в постоянном контакте с родителями ребенка, получая от них информацию.
Поскольку техники детского анализа определяются уровнем развития ребенка, очевидно, что вместе с ним меняется и техника. Детский аналитик последовательно переходит от преимущественного использования игры к проговариванию и, наконец, к собственно свободным ассоциациям.
При составлении данного выпуска были использованы материалы книги "Психоаналитические термины и понятия: Словарь"/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79).