Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


25.04.2010 Выпуск 276

Этот выпуск делается через три после  моего прилета из Рима, где мне посчастливилось пробыть три дня. Дело в том, что из Петербурга в  Салоники (Греция) мой рейс был через Рим,  и поэтому  извержение вулкана способствовало неожиданному приключению,  которое в дальнейшем я опубликую в виде занятной, почти детективной  истории.

Здесь же пока отмечу, что в первый же день пребывания в Салониках 9 апреля (он был свободным от игры) я добрался автобусом, а затем на такси почти на самую вершину Олимпуса, горы, которую мы называем Олимпом.

А за день до моего отъезда в Лечебных письмах №7 вышло интервью со мной. Эту газету тиражом 660000 можно еще найти в киосках.

Привожу полный текст   этого интервью.   

 

 У НАС В ГОСТЯХ

 

Тайны голоса

Считается, что красивый, звучный голос - редкий дар природы.

Но сегодня у нас в гостях человек, который доказал, что каждому от

рождения дан замечательный голос, возможности которого безграничны. Вот только как их раскрыть? На вопросы «Лечебных писем» отвечает кандидат психологических наук, создатель «Школы природного голоса» и автор книги-самоучителя

 «Азбука владения голосом» Владимир Павлович БАГРУНОВ.

 

-Владимир Павлович, у большинства людей все-таки голос довольно

тихий, и даже многих певцов без микрофона не слышно. Почему

же вы считаете, что голос дается всем от рождения?

- А вас не удивляет, что маленький ребенок, который вокалу не обучался, запросто перекрывает своим голосом шум моторов самолета или симфонический оркестр? Мы все от рождения до последних минут жизни обладаем могучим природным голосом. Но используют  его в полной мере только младенцы примерно до трех лет. И заметьте, они не просто громко кричат. Дети способны передать голосом любую эмоцию, он звучит у них ярко, выразительно, свободно. А голосов, слабых от природы,просто не бывает.

- Куда же тогда наш замечательный голос девается?

-К сожалению, начиная с трехлетнего возраста у человека устанавливается неверная модель голоса. По разным причинам - например, слушая звук от удара по какому-нибудь предмету или от хлопка в ладоши, ребенок думает, что громкость звука зависит от прилагаемых усилий. Он начинает старательно управлять своим голосом, «давить» на него, напрягать горло и голосовые связки. В результате наш природный голос зажимается и теряет свои уникальные свойства. Но, к счастью, не насовсем. При помощи простых эффективных упражнений можно в любом возрасте его восстановить.

- А чем так плох голос, которым большинство из нас пользуется в обычной жизни?

- Под влиянием неверной модели голоса, в которой его возможности используются максимум на 10%, у нас возникают физиологические и психологические зажимы, которые резко понижают наш истинный потенциал. О том, что наша психика подавлена, можно судить хотя бы по тем фантастическим изменениям, которые наступают, когда человек вновь начинает правильно пользоваться своим голосом. Люди всерьез увлекаются вокалом, начинают танцевать, побеждают во всевозможных конкурсах. А самое главное, они успешно продвигаются в своей профессии. Уверенно выступают перед публикой, лучше ведут деловые переговоры и т.д. Голос всем помогает делать карьеру, способствует раскрытию творческих способностей и даже профилактике заболеваний. К тому же ваш уникальный природный голос очень сильно отличается от того, которым вы привыкли говорить. Он красивого тембра, бархатистый, выразительный, с широким диапазоном, легко передает ваши мысли и эмоции. А по громкости, как я уже говорил, он способен перекрыть звучание симфонического оркестра.

- Наверное, наши читатели уже заинтригованы. Но как надо тренировать голосовые связки, чтобы добиться такого голоса?

- Прежде всего, поймите, что голосовые связки почти никакого отношения к голосу не имеют. Грубо говоря, они просто «шлифуют» звук, идущий из трахеи, а на силу звука никак не влияют. Когда людям удаляют гортань и связки, голос они не теряют, потому что источником голоса у нас является дыхательное горло - трахея. Подтверждение этому я нашел много лет назад, когда в одной диссертации прочел, как русский врач Илья Грузинов, вскрывая тела воинов, погибших в Бородинской битве, обнаружил, что удаленная трахея издает чистый сильный звук, когда через нее продувают воздух. В трахее есть особая пленка, которая колеблется при продувании воздуха. Именно эти колебания, которые рождаются у нас глубоко в груди, и образуют человеческий голос. Надо только не сдавливать мышцы, а убрать с трахеи всякое напряжение. Так пел и Федор Иванович Шаляпин. Благодаря отсутствию денег на преподавателей он не научился петь связками и сохранил свой природный голос.

-В чем же отличие шаляпинского голоса?

- Шаляпин вообще не занимался своим голосом. Он брал ноты и пропевал свои партии мысленно, пока не выучивал. Вместо распевок он по утрам подражал рычанию своей любимой собаки Бульки, широко раскрывая гортань, чтобы она составляла одно целое с трахеей.

Но один из главных секретов голоса Шаляпина я открыл в 1994 году, когда понял, что для природного голоса требуется умение говорить и петь на малом дыхании. Так происходит, когда живот поджат и диафрагма приподнята вверх, создавая давление в бронхах. Шаляпин даже носил специальный бандаж, подтягивавший живот. При этих условиях голос рождается в трахее. Диафрагму при пении задействовать не надо. Если же петь с глубоким дыханием, как это принято в общепризнанной вокальной школе Мануэля Гарсиа, брата Полины Виардо, то воздух остается внизу легких, трахея уже не используется, и звук будет слабее.

-Вы упомянули, что природный голос способствует профилактике заболеваний. С чем это связано?

- Вибрации нашего собственного природного голоса пронизывают организм от макушки до пяток. Все органы, которые попадают в зону этих вибраций, гармонично выстраиваются, все болезни лечатся. Об этом эффекте знал и пользовался им для лечения людей средневековый врач и мыслитель Парацельс, а до него - еще Пифагор. Когда человек тяжело болен, он интуитивно начинает стонать. И не надо этому препятствовать, это лечит его. Голос - защита организма. У меня есть и свой большой опыт. Например, при болезни я за 2-3 часа просто голосом, на звук «а-а-а», могу снять температуру. Но уже лет 15 не болею. Как симптом какой-нибудь возникает, я сразу природным звуком пою минут по 15-20, и все проходит. Заживают раны, переломы. Самый тяжелый случай был однажды в круизе, когда я нырнул со 2-й палубы в море и сломал себе плечо. Перелом был закрытым, но опасным, врачи настаи­вали на срочной операции. Но я сразу же начал стонать и петь природным голосом по 7-8 часов в день. И когда через двое суток сделали повторный снимок, врачи не поверили своим глазам: кость вошла в сумку плеча, уже не требовалось ни операции, ни даже гипса! Только повязка. Через месяц все зажило.

- Если кто-то хочет восстановить свой природный голос по вашей системе, то какими должны быть первые шаги?

- Восстановление природного го­лоса надо начинать с примарного, то есть первичного тона. Это простей­ший звук, который слышен, когда вы без малейшего напряжения стонете: а-а-а, а-а-а, а-а-а. Вы кладете руку на грудь, чтобы усиливался сигнал, берете носом очень мало воздуха и из­даете этот звук. Это не совсем выдох, потому что вы не замечаете, как идет воздух. Никакой струи воздуха быть не должно. Вы дышите едва заметно, как собака в жару, малым дыханием. При выполнении упражнения стоять надо прямо, почти по стойке «смирно», и живот обязательно поджат. Можно затянуть пояс, как Шаляпин - свой певческий бандаж. И дышите: а-а-а, а-а-а. Примерный тон - это центральный тон вашего природной голоса. Пока вы его не восстановили, результатов быть не может. А выработать его мож­но за два дня. И не надо думать о том, какую ноту брать.

- Что нужно сделать, чтобы зву­чала трахея, а не связки?

 - Всегда звучит трахея. Связки не могут давать звук, они слишком короткие. Их природная задача - не пропустить пищу в дыхательное гор­ло, когда мы дышим. Уже потом, в ходе эволюции связки ст али улучшать голос - это побочный эффект. Надо отрабатывать у себя малое дыхание, чтобы воздух поступал на связки в ничтожном количестве, и тогда звук будет рождаться легко, без всяких усилий: ха-а-а.Когда у человека установился его природный голос на самом простом сигнале, мы начинаем интонировать. Представьте себе, что вы как будто на­ходитесь после операции в больнице,  хотите пить, но не говорите, а мычите с закрытым ртом: м-м, м-м. Но не на одной ноте, а с утвердительной и отрицательной интонациями. Вот у вас уже два природных тона. Многие даже просто используют их в разговоре, реагируя на чужую речь - согласием, удивлением и т.д. Звуки - это природ­ные сигналы.

- Но как от этого перейти к речи и пению?

- Мы соединяем звуки сначала в междометия - «ой», «ай», потом в первые слова, убирая напряжение с языка, с губ - «Анна», «гамма». На этом можно выстроить всю артикуляцию. Кроме поджимания живота, еще один важный момент - открытие гортани, которую я называю вторым ртом. От­крытие гортани происходит, когда вы зеваете. Это положение надо освоить: «к-к» - закрываем,гортань, «а-а-а» - открываем. Напрягаем - расслаб­ляем. Мне самому через это пришлось пройти, потому что у меня все было зажато, надо было выправлять. Итак,  берем малое дыхание и интонируем. Но гортань должна быть постоянно j открыта. Пока она закрыта, ничего не  получится.Речевая ступень в моей системе - основная. Сначала нужно научиться говорить, а потом уже петь. Разучива­ются простейшие фразы для декламации, потом стихи.

- А если у человека плохая па­мять?

- Дело не в количестве стихов или фраз, а в правильном звучании. Мозг наш устроен так, чтобы научиться на одной фразе. Поставить человеку голос можно на одном слове - «алли­луйя». Там почти все гласные, да еще работает язык. Известен случай, когда знаменитый бас Владимир Касторский потерял голос, хотел покончить с со­бой, а его друг голос ему восстановил, заставив три года подряд петь всего одну фразу: «Господи, помилуй».

Шаляпин, чтобы выстроить себе голос, пел даже бытовые фразы, на­пример, каждое утро, заходя к отцу, пропевал: «Папаша, вставай чай пить!».

- Итак, взрослый человек в со­стоянии восстановить себе при­родный голос. Но можно ли сделать так, чтобы дети его не теряли?

- Безусловно, и начинать занимать­ся голосом человека надо еще до его рождения. Перинатальная психология даже рекомендует женщине воздействие на плод путем слушания музыки. Пение беременной женщины особенно благотворно для ее будущего младен­ца. Лучше всего напевать колыбель­ную, можно даже без слов, на «а-а-а». Если бы мамы уже в первые месяцы беременности напевали своим детям колыбельные, дети рождались бы куда здоровее.

И когда родится дитя, надо играть с ним в интонационные игры - побуждать к интонированию звуков. Тем самым и родители голос себе разовьют, и у ре­бенка образуется правильная модель пения, раскроются способности.

- Нужно ли ребенку ставить го­лос?

- Обязательно. До трех лет ре­бенок владеет голосом прекрасно. Пропевайте с ним различные гласные: например, «а-а-а, о-о-о». А до пяти лет родителям надо водить ребенка в группу развития голоса, чтобы из-за неразвитости голоса не тормозилось развитие его психики.

И одно важное предупреждение: не забывайте, что пение - это не физическая работа! Голосу противо­показано физическое напряжение. Нельзя изнурять его гаммами и упраж­нениями, как делал я в молодбсТи под руководством известного педагога, в результате чего потерял голос полно­стью и потом много лет его восста­навливал.

Голос влияет на все наши физичес­кие и психические функции и может по праву считаться важнейшей составля­ющей человека.

Беседовал Александр Герц

ЛЕЧЕБНЫЕ ПИСЬМА №7 2010

 

 О НАСУЩНОМ

НОВОЕ СЛОВО В ОБУЧЕНИИ!!!
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ

    В настоящее время  по СРЕДАМ с 18.00. до 22.00.  проходят индивидуальные занятия в Центре Духовного Развития "Другой Мир". Длительность занятий от 10 до 60 мин. Адрес центра: М. "Нарвская", ул. Бумажная, д. 17, ауд. 611.

      Занятия проводит автор, кандидат психологических наук В. П. Багрунов.

 Строго индивидуальный вариант уже занят. Это 19.00.-22.00. Попасть на это время можно только по очереди. Предварительная  запись bageon@mail.ru

В настоящее время остается вариант индивидуальных занятий в группе.  18.00.-  19.00. Стоимость занятия определяется числом учеников пришедших на этот час и будет равно 2000 руб. деленное на количество участников.

Например, учеников четверо. Стоимость обучения будет 2000: 4 = 500 руб.

Все ученики получат на первом занятии книгу Владимира Багрунова «Азбука Владения Голосом».

      Ученик, прошедший полный курс (40 занятий) получает сертификат и годовую лицензию на использование патента СПОСОБ НАСТРОЙКИ И РАЗВИТИЯ ГОЛОСА №2361282 в коммерческих целях.

      Таким образом, менее чем за год можно получить специальность, аналогов которой нет.

      Предварительная запись по тел. +7 (911) 973-05-25 или эл. почте bagrunov@gmail.com

Занятия по скайпу

Для людей, которые не могут заниматься очно, сейчас есть возможность дистанционного обучения в прямом эфире по скайпу. Это самый прогрессивный и удобный со всех сторон вариант. За ним будущее.  Еще есть 2 места.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов

 


В избранное