Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


07.02.09. Выпуск 242

«В великих делах всем нравится нельзя» -СОЛОН из Афин (около 638-около 559 гг. до н.э.)

Один из семи мудрецов; поэт; законодатель из Афин.

 

СВИРИДОВ Георгий Васильевич (1915-1998)

Русский советский композитор

 

Можно назвать имена только трех больших композиторов, музыку которых играли на улицах еще при их жизни. Это — Моцарт, Верди и наш Свиридов. Это значит, что их музыка точно попала в душу народа. В. Федосеев

 

 

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии. Отец Свиридова, Василий Григорьевич, был родом из крестьян. Получив образование, он стал почтово-телеграфным служащим. Мать композитора, Елизавета Ивановна, учительствовала.

Детство и ранняя юность Свиридова пришлись на первые годы Советской власти. Это внесло трагические коррективы в жизнь семьи: отец вступил в Коммунистическую партию, стал заведовать уездным отделом труда, а в 1919 году был убит деникинцами. Семья переехала в Курск. В детстве все свободное время Юрий (его так называли в семье) посвящал книгам,

и лишь постепенно на первое место в круг его интересов стала входить музыка. Еще в Фатеже он занимался с домашней учительницей игрой на рояле, но занятия казались скучными, тяготили мальчика и вскоре прекратились. Гораздо больше, чем рояль, его привлекала балалайка одного из школьных товарищей.

Свиридов быстро выучился играть на ней, по слуху мог подобрать мелодию и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 году он решил поступить в музыкальную школу, но никакого репертуара у него не было, и он на рояле исполнил марш собственного сочинения, чем очень рассмешил приемную комиссию. Тем не менее педагоги сумели разглядеть в ребенке недюжинные способности. Он стал учеником В. Г. Уфимцевой — жены известного изобретателя, и М. А. Крутянского, который и посоветовал Георгию целиком посвятить себя музыке. Через три года Свиридов окончил школу и поступил на фортепианное отделение Центрального музыкального техникума в Ленинграде в класс профессора И. А. Браудо. Жизнь его в то время была довольно нелегка: он жил в общежитии, зарабатывал играя по вечерам в кино или ресторане, бывало, и недоедал, из-за чего часто болел, но все же упорно продолжал учебу. Для него было открытием, что композиторскому ремеслу можно учиться, что существует специальное отделение в техникуме. Твердо решив заняться сочинительством, он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был переведен на композиторское отделение в класс профессора Юдина. Уже через месяц юноша представил первую экзаменационную работу — Вариации. В течение трех лет он написал множество крупных и мелких сочинений, обнаружив большую трудоспособность и творческую плодовитость. Некоторые произведения стали известны далеко за пределами техникума. Тогда же он обратился к вокальной музыке, сочиняя романсы и песни. В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина: «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность. Произведения вошли в репертуар многих известных певцов: С. Лемешева, С. Мигай, А. Пирогова и др. Они и сейчас исполняются современными мастерами вокального искусства.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Тогда же он стал членом Союза композиторов и был зачислен на стипендию имени Луначарского, установленную для творческой молодежи.

Свиридов стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки, сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. По воспоминаниям Шостаковича, на каждый урок он приносил что-нибудь новое, великолепно играл на рояле и очень выразительно пел.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья (с детства он страдал сильной близорукостью). Из Уфы, где находилось тогда училище, он переезжает в Новосибирск, куда были эвакуированы крупнейшие ленинградские учреждения искусств, но еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград, где протекала его творческая дестельность до 1956 года.

В самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно связана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Он много работает над музыкой к драматическим спектаклям. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события военных лет.

Наиболее самобытными произведениями 40-х годов оказались вокальные сочинения: поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни, появившиеся в 1948 году. Свиридов много работает в театре и кино — пишет музыку к фильмам «Пржевальский»,

«Римский-Корсаков». Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений начала 50-х годов.

Любовь к поэзии позволила композитору создать ряд великолепных вокальных произведений. Знакомство в 1949 году с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна в переводах А. Блока и других поэтов вдохновило композитора на создание большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». На стихи этого же поэта написан ряд романсов. Дань поэтам-декабристам композитор отдал в оратории «Декабристы». В 1955 году за короткий срок Свиридов создал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе С. Маршака. В ноябре 1955 года Свиридов заново открывает для себя поэзию Сергея Есенина. В порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Музыка Свиридова стала не просто музыкальной иллюстрацией к стихам — композитор сумел «прочесть» поэзию, понять неповторимые особенности разных авторов.

Постепенно композитор перешел к более крупным формам, в частности к ораториям. В конце 50-х годов он создает «Патетическую ораторию» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского, пять хоров без сопровождения, вокальную тетрадь «Лесная сторона». В 1960 году за ораторию Свиридову присуждена Ленинская премия. Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи: «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака. Вокальный цикл «Курские песни» стал триумфом творчества Свиридова на Фестивале русской музыки в Париже в 1969 году. Во Франции были выпущены две пластинки с записями произведений Свиридова, одна из которых получила Большой приз Французской музыкальной академии, а вторая — Большой приз Академии вокальной музыки. Ряд произведений Свиридова вошли в программные на Международном конкурсе имени Чайковского.

На экранах страны появляются фильмы, музыку к которым написал Георгий Васильевич: «Воскресение», «Метель», «Русский лес», «Время, вперед!». Эта музыка вскоре стала жить своей отдельной жизнью — например, очаровательные, изящные, удивительно светлые, истинно «русские» музыкальные иллюстрации к фильму «Метель» (по повести А. С. Пушкина); а музыкальная тема из фильма «Время, вперед!» многие годы служила музыкальной заставкой к информационной программе «Время».

По-прежнему композитор обращается к шедеврам русской поэзии, подчеркивая их гениальность своей волшебной музыкой. Это «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова, три хора к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973), поэма «Отчалившая Русь» (1977), концерт для хора «Пушкинский венок» (1979), хоровая поэма «Ладога» на стихи А. Прокофьева, кантата «Ночные облака» на стихи А. Блока (1979), хоровой цикл «Песни безвременья» (1980).

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях. Его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание Народного артиста СССР, в 1975-м — Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому, когда грянула перестройка и модным стало чернить и ругать прошлое, Свиридов и его музыка оказались в опале.

Знаменитая заставка в программе «Время» была снята с эфира как «примета тоталитарного режима». Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена, и в начале XXI века интерес к этому произведению и музыке Свиридова возрос.

Существует мнение, что, не случись в России катастрофа 17-го года, Георгий Свиридов стал бы крупнейшим церковным композитором. И действительно, по его напевам и ладу, в котором он не стремится услаждать слух замысловатыми гармониями, среди композиторов он ближе всех к духовной музыке. Георгий Свиридов одним из первых среди своих современников обратился к творчеству религиозного содержания. При его непосредственном участии и во многом благодаря ему в России стали проходить фестивали православной музыки.

Размышления композитора, завершающего свой жизненный путь, о Вечном и Непостижимом вылились в последнюю большую работу Свиридова — «Песнопения и молитвы» для смешанного хора на слова из литургической поэзии.

«Песнопения и молитвы», над которыми Георгий Васильевич работал с 1991 по 1997 год и успел до своей кончины написать примерно десятую часть, занимают особое место в русской культуре. Это произведение, задуманное как творение грандиозного масштаба, словно музыкальный храм Христа, не имеет аналогов в истории культуры.

В1997 году композитор стал лауреатом премии Президента России.

Умер Свиридов в Москве 6 января 1998 года.

 

О НАСУЩНОМ

Некоторая заминка с этим выпуском вышла из-за ряда обстоятельств, главным из которых явилась запись 8 романсов на CD (1.Однозвучно гремит колокольчик 2.О, если б мог выразить в звуке 3.Только раз 4.Утро туманное 5.Дорогой длинною 6.Не пробуждай воспоминаний 7. Ямщик не гони лошадей 8. Вечерний звон).

Запись и аккомпанемент (гитара) делал мой друг Александр Сафронов-Спасский. Записывался впервые и не предполагал наличия «подводных камней» в этом виде творчества. Главное неудобство, что ты находишься в плену жесткого ритма аккомпанемента, который записан заранее.

Главному моему критику – жене, записи очень понравились.

Я же не то что не доволен, но мне думается, что сейчас бы многое изменил.

Диск этот будет использоваться в учебных целях для участников мастер-классов. Это, прежде всего, соединение речи с пением и чистота голоса на наиболее трудном вокальном уровне, к которому относятся романсы.

Поскольку, если на этом уровне «первый блин не получился комом», то хочу записать наиболее популярные песни 70-80-х годов.

 

Возрождение Природного Голоса

Казахстан. Алма-Аты. 20-22 марта 2009 года.

Запись: Александр: +7-705-77-53-888,  +7-727-27-52-652 

Эл. Почта bkt@mail.kz

Астана. 27-29 марта 2009 года.

Запись: Наталья Нигматулина.  +7 (717-2) 940-813 , +7 705 564 5525

17-26 апреля 2009 года 

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ»
 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ». Как доехать: 1.Маршрутка No320 от
автовокзала Метро «Щелковская» 2. Ярославского вокзала направление "Монино" до остановки «Чкаловская», а там такси за 100 рублей (4 км) прямо до корпуса, где происходит регистрация вновь прибывших. В обоих случаях время в пути чуть более часа.

Цена 1 местного номера (все включено: проживание, питание) 2000 руб. в сутки.

 

  Большой Мастер-класс Владимира Багрунова

  17-19,24-26 апреля до речевой и речевой уровни, пение.

 20-23 апреля - индивидуальные занятия и консультации. 

Участники, прошедшие обучение на этих двух мастер-классах в первом ряду получат двухлетнюю лицензию на использование методики в коммерческих целях (диапазон применения методики широчайший). По сути - это приобретение специальности не имеющей аналогов: вы получаете огромные положительные эффекты для своего организма + высокий заработок. 

 Обучение: 1-ый ряд (с индивидуальным контролем, не более 6 человек) Цена без предоплаты и при наличие мест 40000 руб.

 Скидки: 1.максимальная - 40% Требуется 50 %предоплата  за месяц до начала обучения. 12000 руб. Остаток  12000 руб. перед обучением. Итого: 24000 руб.

2. минимальная  -20%. Требуется 50 %предоплата  за  2 недели до начала обучения. 16000 руб. . Остаток  16000 руб. перед обучением. Итого: 32000 руб.

Предоплата вводится только для 1 ряда в связи с жестким лимитом числа участников 1 ряда.

2-ой ряд (без индивидуального контроля). Цена 12000 руб. Предоплата не нужна.


Участники 1 ряда определяются по дате отправки предоплаты. Для предотвращения разногласий сохранить платежный документ. Без предоплаты можно рассчитывать только на второй ряд. Первый ряд еще начал заполнятся перед окончанием тренинга.

  В 1 ряд на 17-19 апреля забронировано 3 места

  В 1 ряд на 24-26 апреля забронировано 2 места.

Участники, сделавшие предоплату, но не попавшие в 1 ряд, смогут участвовать во 2-м ряду, зарезервировать 1-й ряд на будущее или получить деньги.

Увеличения группы ни при каких обстоятельствах не будет. Контактный телефон +7-911-973-0525 Контактный
e-mail:
bageon@yandex.tu

 

Предоплату можно перечислить по следующим реквизитам:

 СБЕРБАНК РОССИИ НФ 5009153НН 89430007 ФИЛИАЛ №1991/0369
ЦЕНТРАЛЬНОГО отделения в Санкт-Петербурге 190121 г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ  ПРОСПЕКТ АНГЛИЙСКИЙ, 40 ЛИТЕР «А», ПОМ. 1Н

СУБ. К/С 30301810955000605523

К/С30101810500000000653

 БИК О44030653

ИНН 7707083893

КОД ОКПО 02802459

ОКОНХ 96130 КПП 782 632 008

 счет № 42307 810 3 5523 5602417 39

 Багрунов Владимир Павлович

 Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 

 

 


В избранное