Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


12.01.09. Выпуск 240

«Все действительное разумно, все разумное действительно» - Гегель(1770 – 1831 гг.) Немецкий философ. 

 

Поздравляю ВСЕХ ПОДПИСЧИКОВ  с прошедшими и предстоящими новогодними праздниками!

 

ХАЧАТУРЯН Арам Ильич (1903-1978)

Армянский советский композитор

 

Искусство Хачатуряна зо­вет: «Да будет свет! И да будет радость!»

Б.Асафьев

 

Арам Ильич родился 6 июня 1903 года в Коджори, пред­местье Тифлиса (ныне Тбилиси, Грузия). Отец, Эгия (Илья) Восканович Хачатурян, происходил из крестьян, мать, Кумаш Сергеевна, вышла за него замуж в возрасте шестнадцати лет. Они были обручены еще не зная друг друга, когда матери было девять лет, а отцу — девятнадцать. Но это «заочное» обруче­ние оказалось очень счастливым. Арам был четвертым сыном в семье. Мать любила петь армянские песни. Полюбившиеся мелодии мальчик часами выстукивал на медном тазе на чер­даке маленького домика на склоне горы, где размещалась вся многочисленная семья.

Будущий композитор учился сначала в пансионе С. В. Ар-гутинской-Долгоруковой, в возрасте десяти лет он поступает в коммерческое училище. Проявляя интерес к живописи, по­эзии, литературе, театру, он все же отдавал предпочтение му зыке: пел в хоре, играл на трубе в духовом оркестре. Отец, заметив увлечение сына, приобрел старенький прямострун-ный рояль. Арам подбирал на нем понравившиеся мелодии, импровизировал и вскоре среди окружающих прослыл пиа­нистом, его стали приглашать на семейные торжества, вече­ринки.

Только в возрасте шестнадцати лет Арам впервые попал в оперный театр, где давали оперу известного грузинского ком­позитора 3. П. Палиашвили «Абесеалом и Этери». Все действо произвело неизгладимое впечатление на юношу.

В1921 году, в составе агитпоезда, он выезжал в Армению, где организовывались митинги и концерты. Один из вагонов был превращен в концертную площадку с пианино. На стан­циях Арам начинал играть бравурные марши, мгновенно со­бирая публику. В этом же году старший брат, Сурен Хачату­рян, организатор и руководитель Армянской драматической студии, увидев интерес брата к музыке, увозит его в Москву.

Первые годы Арам жил у брата, а так как материальные условия были довольно стесненными, то приходилось рабо­тать грузчиком, тапером, давать уроки музыки. По совету брата Арам поступил осенью 1922 года на биологическое от­деление физико-математического факультета Московского университета (где он проучился три года) и одновременно, несмотря на то что возраст был уже более чем солидный, в Музыкальный техникум имени Гнесиных, в класс виолонче­ли С. Ф. Бычкова, а затем к профессору А. А. Борисяку. При поступлении в техникум, когда великовозрастный абитури­ент сказал, указывая на виолончель: «Я хочу учиться на этой большой скрипке», — члены приемной комиссии не могли сдержать улыбки. Тем не менее его музыкальная одаренность сомнений не вызывала, и Хачатуряна приняли. За короткий срок Хачатурян не только наверстал упущенное, но и выдви­нулся в число лучших учеников, удостоившихся чести выс­тупать в концертах в Малом и Большом зале Московской кон­серватории.

Очень скоро на занятиях по теории обнаружились его твор­ческие способности. Уже в 1925 г. по инициативе М. Ф. Гне-сина Хачатурян перешел в класс композиции.

Ряд пьес, сразу же принесших известность Хачатуряну, были написаны им в бытность учеником ∙музыкального учи­лища.

В 1929 г. Хачатурян поступил в Московскую консервато­рию, в класс сочинения М. Ф. Гнесина, а со второго курса он стал учеником известного композитора и педагога Н. Я. Мяс­ковского. И вновь студенческие сочинения Хачатуряна ста­новятся репертуарными. Ими настолько заинтересовался Мясковский, что увез с собой в Париж, где они были исполне­ны. Его дипломная работа — Первая симфония (1934) — была удостоена золотой медали, а его имя было занесено на мра­морную Доску почета. В последующие годы Хачатурян про­должил совершенствовать свое мастерство у Мясковского в аспирантуре Московской консерватории (1934—1936).

Большую роль в формировании личности композитора сыграл брат Сурен. Его квартира была своеобразным артис­тическим клубом, где собирались многие деятели искусства. Здесь Арам общается с Е. Вахтанговым, С. Кочаряном, Р. Си­моновым, С. Гиацинтовой, А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом. Под их влиянием он создает ряд музыкаль­ных произведений к театральным постановкам, наиболее из­вестные — «Валенсианская вдова» и «Маскарад».

В это же время написано множество вокальных произве­дений — сольных и хоровых песен. Инструментальные про­изведения появляются одно за другим: Фортепианный кон­церт (1936), Симфоническая поэма с облетевшей всю страну песней ашуга (1938), «Детский альбом» для фортепиано, Сю­ита для альта и фортепиано, Скрипичный концерт (1940).

Ширится общественная деятельность композитора: в 1937 г. его избирают заместителем председателя оргкомитета Союза композиторов СССР, в 1938-м — депутатом Верховного Сове­та Армянской ССР. Ереванский театр оперы и балета заказы­вает ему балет «Счастье». 24 октября 1939 года он был пока­зан во время декады армянского искусства в Москве на сцене Большого театра. Несовершенство этого сочинения ощущал сам композитор, приступивший вскоре к созданию нового балета — «Гаянэ», используя некоторые сюжетные положе­ния и номера «Счастья».

Большое внимание уделяет композитор национальному кинематографу, находящемуся на стадии становления. Он пишет музыку к фильмам «Пэпо», «Сад».

Летом 1940 года в подмосковном Доме творчества «Руза» за два с половиной месяца Хачатурян написал одно из своих лучших произведений — Концерт для скрипки с оркестром, посвященный тогда еще молодому, но уже всемирно извест­ному скрипачу Давиду Ойстраху, который и стал его первым исполнителем. Это произведение вошло в репертуар почти всех скрипачей мира. За эту работу Хачатурян награжден Го­сударственной премией.

Во время войны композитор находился в Москве, лишь краткое время провел в Свердловске и Перми, а в 1943 году — в Иванове, где завершил Вторую симфонию.

Вместе с другими деятелями искусства Хачатурян высту­пает с концертами перед воинами, в госпиталях, пишет героико-патриотические песни. В 1944 году он написал государ­ственный гимн Армянской ССР.

В 1943 году композитор завершил работу над «Гаянэ», вспоминая, что «около семисот страниц партитуры я написал в холодной гостиничной комнате, где стояло пианино, табу­ретка, стол, кровать». «Танец с саблями» из этого произведе­ния завоевал феноменальную популярность. Композитор с иронией признавался, что «если бы знал, что он получит та­кую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!».

После войны композитор по-прежнему работает в разных жанрах: инструментальном — Третья симфония, Концерт для виолончели с оркестром; кинематографе — музыка к филь­мам «Сталинградская битва», «Салтанат», «Поединок», «Ко­стер бессмертия», «Адмирал Ушаков»; драматическом — му­зыка к спектаклям Центрального театра Красной Армии (ныне ЦТСА).

Свою дирижерскую деятельность Хачатурян начал в 1950 г., выступая на многих эстрадах мира, совершая поездки в стра­ны Европы, Африки, Америки. Его мастерство постоянно от­мечается в зарубежной прессе.

Большая трехчастная Соната (1961), посвященная памя­ти Н. Мясковского, была включена в программу Международ­ного конкурса пианистов имени П. И. Чайковского.

Значительное место в творчестве композитора занимают произведения для детей. В разное время написаны два «Дет­ских альбома», «Детские пьесы», Сонатина.

Государственная премия 1971 года присуждена за три кон­церта-рапсодии.

Но вершиной творчества композитора, шедевром балетно­го искусства считается балет «Спартак» (1954), удостоенный в 1959 году Ленинской премии. Задуман он был еще в 1941 го­ду, во время войны, но по разным причинам композитор от­кладывал работу. В течение трех лет — с 1950 по 1953 год — длилась работа, но в целом балет был написан за восемь меся­цев. Несколько раз он ставился на сцене Большого театра. Балет «Спартак» в постановке Юрия Григоровича, в котором главные партии танцевали Марис Лиепа, Владимир Василь­ев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, — считается не­превзойденным образцом в мировом балетном репертуаре. Он, наряду с другими балетными спектаклями, возвел советский балет на почти недосягаемую вершину, а Хачатуряна сделал классиком при жизни.

Долгие годы Хачатурян руководил композиторским клас­сом в Московской консерватории имени Чайковского и в Му­зыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, созда­вая свою композиторскую школу. Из его класса вышли такие замечательные и любимые нами композиторы, как А. Эшпай, М. Таривердиев, А. Виеру (Румыния).

Арам Ильич был членом правления и секретарем Союза композиторов СССР, членом Всемирного и Советского коми­тета защиты мира, членом президиума Союза обществ друж­бы с зарубежными странами и т.д.

Умер композитор 1 мая 1978 года, за месяц до 75-летнего юбилея. Похоронен в Ереване. Имя Хачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978). В 1984 г. в Ере­ване открыт Дом-музей А. Хачатуряна.

 

О НАСУЩНОМ

Успешно завершился певческий 2-х дневный мастер-класс 9-10 января.

Все 4 участника показали прекрасные результаты и получили преподавательские сертификаты.

Результаты изменения голоса до и после обучения будут в ближайшее время  обработаны на компьютере.   

16-18 января 2009 года

Развитие голоса в сочетании с отдыхом и оздоровительными процедурами.

Большой Мастер-класс Владимира Багрунова 24 часовой 3-х дневный тренинг (16-17 января до речевой и речевой уровни, 18 января - пение)

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ»
 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ». Маршрутка No320 от
автовокзала Метро «Щелковская» или с Ярославского вокзала до остановки «Чкаловская», а там такси за 100 рублей (4 км) прямо до корпуса, где
происходит регистрация вновь прибывших. В обоих случаях время в пути чуть более часа.

Цена 1 местного номера (все включено: проживание, питание) 2500 руб. в сутки.

 Обучение: 1-ый ряд (с индивидуальным контролем, не более 6 человек) за один день обучения - 9.000 руб. за два дня обучения - 16.000 руб. за три дня обучения - 21.000 руб.

2-ой ряд (без индивидуального контроля , не более 6 человек) за один день обучения - 7.000 руб. за два дня обучения -
12.000 руб. за три дня обучения - 15.000 руб. Цены действительны при
предоплате до Нового 2009 года. После Нового Года цены повышаются на 2.000 рублей Желающих много, поэтому, пожалуйста, вносите предоплату заранее.


Увеличения группы ни при каких обстоятельствах не будет. В день занятий -
также, мест уже не будет. Контактный телефон +7-911-973-0525 Контактный
e-mail:
bageon@yandex.tu

50 % предоплату можно перечислить по следующим реквизитам:

 СБЕРБАНК РОССИИ НФ 5009153НН 89430007 ФИЛИАЛ №1991/0369
ЦЕНТРАЛЬНОГО отделения в Санкт-Петербурге 190121 г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ  ПРОСПЕКТ АНГЛИЙСКИЙ, 40 ЛИТЕР «А», ПОМ. 1Н

СУБ. К/С 30301810955000605523

К/С30101810500000000653

 БИК О44030653

ИНН 7707083893

КОД ОКПО 02802459

ОКОНХ 96130 КПП 782 632 008

 счет № 42307 810 3 5523 5602417 39

 Багрунов Владимир Павлович

 Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 


В избранное