Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


23.09.08.
Выпуск 228 

Из книги Орисон Свет Марден


" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Счастлив тот, чей источник счастья лежит в нем самом, чье счастье не зависит от капризов товарищей или от расположения власть имущих».

 

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943)

Русский композитор, пианист, дирижер

Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды.

С. Рахманинов

Я предсказываю ему вели­кую будущность.

П. И. Чайковский

 

Родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в Новгородской гу­бернии, в имении Онег, в дворянской семье. История рода Рахманинова восходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванному Рахманиным.

Семья славилась давними музыкальными традициями. Дед, Аркадий Александрович Рахманинов, был известен как автор салонных романсов, выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Пе­тербурга, был знаком с видными музыкантами своего време­ни. Отец, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одаренности, часами мог импровизировать на рояле. Мать, Любовь Петровна — дочь ге­нерала Бутакова, — была первым педагогом сына по форте­пиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора-, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырем го­дам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом.

В начале 1880-х годов, чтобы избежать грозившего семье разорения, имение было продано, а семья переселилась в Пе­тербург.

В возрасте восьми лет Сергей поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории и поселился в семье Трубниковых. Однако отсутствие правильного надзо­ра за мальчиком и его ранняя самостоятельность мало способ­ствовали учению.

Самым близким человеком для Рахманинова в те годы была его бабушка С. А. Бутакова. На каникулах она брала вну­ка к себе в Новгород или близлежащее имение Борисово. Там они посещали церкви, слушали духовную музыку.

По совету А. И. Зилоти — двоюродного брата Рахманино­ва, ученика Рубинштейна и Листа, — мать решает перевести сына в Московскую консерваторию и отдать на воспитание профессору Н. С. Звереву.

Николай Сергеевич Зверев взял Сережу на полный панси­он. Он вел в консерватории только младшие классы и слыл великолепным педагогом. От него в возрасте 15 лет, блестя­ще сдав экзамены (Чайковский рядом с оценкой комиссии «5+» добавил еще три плюса), Рахманинов перешел на стар­шее отделение консерватории к А. И. Зилоти (класс фортепи­ано), С. И. Танееву (класс контрапункта) и А. С. Аренскому (класс композиции). Уже в этом возрасте о Рахманинове го­ворили как о выдающемся пианисте. Он участвовал во всех концертах, обладал исключительной музыкальной памятью и одаренностью, граничащей с чудом.

От Зверева он переезжает к тете — В. А. Сатиной. Племян­ник стал равноправным членом ее семьи, а одна из дочерей — Наташа — впоследствии стала женой композитора.

Рахманинов окончил Московскую консерваторию как пи­анист в 1891 году (досрочно, не желая расставаться с А. Зилати, ушедшим из консерватории) и как композитор в 1892 году, получив Большую золотую медаль. Его дипломная работа — опера « Алеко», написанная всего за 17 дней (по поэме А. Пущ. кина «Цыганы»), заслужила одобрение П. Чайковского и уже в 1893 г. была поставлена в Большом театре.

В 1891 году Рахманинов тяжело заболел. Предполагали, что у него малярия, оказалось воспаление мозга. В постели он пролежал полтора месяца. Болезнь не прошла бесследно: способность быстро сочинять у него как бы притупилась.

В январе 1892 года он дал первый концерт, который про­шел с большим успехом. Он играл свои сочинения, а также произведения Чайковского, Шопена, Листа.

В 90-х годах им были созданы симфоническая фантазия «Утес», Каприччио на цыганские темы для оркестра (1894), Первая симфония (1895), 24 прелюдии, свыше 20 романсов, сразу ставших популярными.

Вместе с тем это было тяжелое время в его жизни. По горь­ко-ироничным воспоминаниям композитора, его отец вел «пребезалаберную» жизнь (родители давно расстались), мать болела, старший брат «делает долги, которые бог весть чем отдавать будет», младший брат страшно ленится, бабушка при смерти. Чтобы увеличить заработок, Рахманинов берет не­сколько учеников и работает учителем музыки в женских институтах. В консерваторию его не приглашали из-за про­хладных отношений с директором Сафоновым. Но были и свои радости: все большую известность приобретает его исполни­тельская деятельность. Московская пресса дает ему самые высокие оценки, друзья-музыканты оказывают всяческую поддержку, особенно П. И. Чайковский. Постепенно Рахма­нинов выходит из депрессии и усиленно сочиняет, получая вы­сокую оценку Чайковского, но смерть композитора потряса­ет Рахманинова, он пишет Элегичекое трио, посвящая его своему кумиру.

Провал Первой симфонии, премьера которой состоялась в 1897 году, привел к глубокому кризису, после которого неко­торое время Рахманинов ничего не писал. Зато с новой энер­гией он занялся исполнительской деятельностью» Состоялся его дебют как дирижера: известный меценат СИ. Мамонтов предложил ему место второго дирижера в своем театре. Здесь Рахманинов познакомился с выдающимися деятелями рус­ского искусства — Васнецовым, Поленовым; Серовым, Вру­белем, Коровиным. Со сцены звучал голос Шаляпина, с которым у композитора завязалась крепкая дружба. В эти годы Рахманинов посещает Толстого, встречается с Буниным, Ма­миным-Сибиряком, Куприным, теплые отношения установи­лись у него с Чеховым.

В начале 1899 года Рахманинов прошел курс лечения у врача-гипнотизера Н. В. Даля, что значительно улучшило его физическое и моральное состояние.

Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С. В. Рахманинова за границу — в Англию.

Весной 1900 года Рахманинов уезжает в Италию, а, вернув­шись, с увлечением принимается за сочинение нового (Второ­го) фортепианного концерта. Полностью он прозвучал 27 ок­тября 1901 года в авторском исполнении на симфоническом собрании Филармонического общества и встретил самый го­рячий прием у публики. Впоследствии его включили в свой репертуар самые известные музыканты мира.

В 1901 г. состоялась премьера его оперы «Алеко» в Петер­бурге с Шаляпиным в главной партии. Все эти радостные со­бытия привели к творческому подъему — сочинены Вторая сюита для двух фортепиано, виолончельная соната, 12 роман­сов, кантата «Весна», вариации на тему Шопена, 10 прелю­дий для фортепиано.

В 1902 году он женится на Н. А» Сатиной, которая остава­лась верным другом композитора до последних дней его жиз­ни. Свадебное путешествие проходило в Швейцарии» 14 мар­та 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года — Татьяна.

В 1904 году Рахманинов приглашен дирижером Большо­го театра и симфонических концертов кружка любителей рус­ской музыки. За два сезона им были осуществлены постанов­ки опер А» Даргомыжского, П. Чайковского, А. Бородина, М. Мусоргского. К столетию М. Глинки в Большом театре поставили «Ивана Сусанина». Рахманиновские работы получи­ли самую высокую оценку и на многие годы остались образ­цовыми спектаклями прославленного театра. Параллельно композитор завершает партитуры опер «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини»,

С 1906 года Рахманинов с семьей поселяется в Дрездене. Зиму они живут в Германии, весну и лето проводят в имении Ивановка в Тамбовской губернии. Творческая зрелость Рах­манинова достигает расцвета, слава и всеобщее признание сопутствуют ему. Он пишет Вторую симфонию, за которую ему присуждается премия имени М. Глинки.

По возвращении в Москву он активно включается в рос­сийскую музыкальную и культурную жизнь, занимает долж­ность инспектора музыки в московской дирекции Русского музыкального общества.

В 1909-1910 годы состоялось первое турне по США и Ка­наде. Здесь Рахманинов исполнил свой Третий фортепианный концерт.

1909-1917 годы — последние, прожитые в России. Он по­стоянно выступает с концертами, участвует в деятельности Русского музыкального общества, проверяет состояние учеб­ной работы в музыкальных заведениях. С увлечением работа­ет в Российском музыкальном издательстве в качестве члена редакционного совета. Активно занимается спортом: летом — конным, зимой — коньками. Незадолго до Первой мировой вой­ны он приобрел автомобиль, которым сам управлял.

Последний свой концерт в Москве Рахманинов дал в Боль­шом театре 25 марта 1917 года. Революцию он не принял и в конце 1917 года, получив приглашение на гастроли в Шве­цию, с семьей покинул Россию, ав 1918-м переселился в США. Он отказался от заманчивых предложений лучших дирижер­ских мест, не желая связывать себя контрактами, занимаясь в основном концертной деятельностью на протяжении 25 лет и выступая с самыми выдающимися артистами. Все концер­ты проходили с громадным успехом, к нему поступали все новые предложения. Слава Рахманинова распространялась с молниеносной быстротой, портреты не сходили со страниц американских газет.

В 1926 году Рахманинов временно перестал концертиро­вать и занялся композиторской деятельностью. Он закончил Четвертый концерт для фортепиано, «Три русские песни для хора».

Осенью 1928 года Рахманинов совершил турне по странам Европы, дал 26 концертов в Гааге, Амстердаме, Роттердаме, Берлине, Гамбурге, Кельне, Дрездене, Ганновере, Бреслау, Милане, Вене, Будапеште, Париже. Лето 1929 и 1930 годов он проводит во Франции. В 1930 году Рахманинов купил уча­сток земли в Швейцарии и построил дом.

За границей написаны «Рапсодия на темы Паганини» для фортепиано с оркестром, Третья симфония, «Симфонические танцы».

Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одного из своих концертов С. Рахманинов передал в Фонд обо­роны СССР.

В 1942 году Рахманинов тяжело заболел, но, несмотря на это, продолжал концертировать. Здоровье ухудшалось. Вра­чи находили у него воспаление легких, плеврит. И лишь незадолго до смерти родным объявили диагноз: рак легких и печени. Скончался композитор 28 марта 1943 года в Лос-Анд­желесе, не дожив несколько дней до своего 70-летия.

О НАСУЩНОМ

Санкт-Петербург, 25 сентября 2008 года

Выступление Владимира Багрунова в "Буквоеде на Восстания" (Лиговский пр, д. 10). Вход свободный. Начало в 19:00.

Санкт-Петербург, 26 сентября 2008 года

Выступление Кирилла Плешакова-Качалина в "Буквоеде на Просвещения" (м. пр. Просвещения). Вход свободный. Начало в 19:00.

Санкт-Петербург, 27 сентября 2008 года

БАЗОВЫЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова  м. Нарвская, ул. Бумажная, д. 17, центр "Другой Мир", ауд. 803. Время занятий: с 11:00 - до 19:00 Цена со скидкой – 1ряд -  7.000 рублей, 2 ряд - 5000 рублей,

 

Санкт-Петербург, 28 сентября 2008 года

РЕЧЕВОЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова м. Нарвская, ул. Бумажная, д. 17, центр "Другой Мир", ауд. 214. Время занятий: с 11:00 - до 19:00 Цена со скидкой – 1ряд -  7.000 рублей, 2 ряд - 5000 рублей.

 Подробности +7 911-973-05-25  bageon@ mail.ru

Москва, 28 сентября 2008 года

БАЗОВЫЙ Мастер-Класс Виктора Апталикова

Челябинск, 04-05 октября 2008 года

Двухдневный Мастер-Класс Кирилла Плешакова-Качалина (базовая + речевая ступени) ..

Новосибирск, 11-12 октября 2008 года

Двухдневный Мастер-Класс Кирилла Плешакова-Качалина (базовая + речевая ступени)

Екатеринбург, 18-19 октября 2008 года

Двухдневный Мастер-Класс Кирилла Плешакова-Качалина (базовая + речевая ступени)

Информация по этим мастер-классам на сайте www.goloslogos.ru

 

Казахстан (Астана) 14-16 ноября 2008. 

После моего тренинга 5-7 сентября в БУРАБАЕ (БОРОВОЕ)  2008 пошла цепная реакция от его участников.  Во второй день у одного участника произошло удивительное для медицины явление.  Первый ряд уже заполнен. Остается второй ряд, который в принципе безразмерен (хоть 100 человек).

Запись тел./факс: +7 (717-2) 940-813 Наталья

моб.:        +7 701 999 8161

                +7 705 564 5525

Эл. Почта  Nataliya Nigmatulina n_nigmatulina@goodwill.kz

 

Будьте в Голосе!

Владимир Багрунов

 


В избранное